СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Нерукотворный Спас
один из основных типов иконописного изображения Иисуса Христа. По церковному преданию, ведет свое происхождение от нерукотворного образа, запечатленного Христом для царя г. Эдессы – столицы небольшого независимого государства в Северной Месопотамии, граничившего с Римской империей (ныне это областной город в Турции, носящий название Урфа). После того как посланный царем художник не сумел изобразить Христа, Он умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором запечатлелся Его образ, и вручил убрус художнику. В течение более трех веков этот образ считался утерянным, но вновь был обретен в IV в. и широкую известность получил в 944, после перенесения из Эдессы в Константинополь. С этого времени Н. С. стал определять иконографический канон, предписывающий изображать Христа в крестчатом венце, с небольшой бородкой и длинными волосами до плеч. Утрачен после нашествия крестоносцев на Константинополь в 1204.

Источник: Краткий православный словарь.

СПАС НЕРУKОТВОРНЫЙ
особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате). Согласно преданию, Нерукотворный Образ Христа был запечатлен для эдесского царя Авгаря после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Нерукотворный Образ был помещен в нише над городскими воротами Эдессы; впоследствии, при язычниках, замурован глиняной доской (черепицей) и кирпичами. Обретен в 545 г. вместе с новым отпечатком на черепице, в 944 г. перенесен в Kонстантинополь. Утрачен после нашествия крестоносцев в 1204 г. Христианская традиция рассматривает Нерукотворный Образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго Лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле – как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. Списки с него получили широкое распространение в византийской и древнерусской живописи. Перенесение Нерукотворного Образа из Эдессы в Kонстантинополь – один из праздников Православной Церкви. Празднуется 16 (29) августа.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ
особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Согласно православному преданию. Нерукотворный образ Христа был запечатлен для эдесского царя Авгаря после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику вместе с письмом для царя (с исповеданием веры). Был помещен в нише над городскими воротами Эдессы; впоследствии, при язычниках замурован глиняной доской (черепицей) и кирпичами. Обретен в 545 г. вместе с новым отпечатком — на черепице, в 944 г. перенесен в Константинополь; утрачен после нашествия крестоносцев в 1204 г. Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле — как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. Списки с него получили широкое распространение в византийской и древнерусской живописи. Перенесение Нерукотворного образа из Эдессы в Константинополь — один из праздников православной церкви, отмечаемый 16 (29) августа.
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
2.00 мб

Результаты археологических исследований территории Иркутского острога у храма Спаса Нерукотворного о

Куклин А. Ю., Бердников И. М., Сизова М. С., Пержакова А. С.
Читать PDF
3.19 мб

Реставрация двусторонней хоругви "Спас Нерукотворный" из Сольвычегодского историко-художественного м

Семечкина Елена Васильевна
Двусторонняя шитая хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного, в обрамлении барочной металлической рамы, является уникальным древним памятником, сохранившимся до наших дней без поновлений и реставрационных вмешательств.