Спаса Нерукотворного Образа в Кремле собор

Найдено 1 определение
Спаса Нерукотворного Образа в Кремле собор
(Соборная площадь).
Спасский собор выстроен в 1635 г. как часть ансамбля Теремного дворца каменных дел мастерами Романом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трофимом Тарутиным и Ларионом Ушаковым. Наименование его Верхоспасским происходит от расположения на верхнем ярусе дворца, «у государя на Верху». В 1670 г. лестница, ведущая к собору от царских покоев, была перегорожена медной вызолоченной решеткой, отчего храм получил дополнительное название, «что за Золотой решеткой». В 1670—1680 гг. он неоднократно обновлялся: восстанавливали живопись, некоторые иконы были написаны под наблюдением иконописца Симона Ушакова. В 1681—1682 гг. теремные церкви Спаса Нерукотворного Образа, Распятия и Воскресения Словущего подвели под общую кровлю, на которой поставили одиннадцать глав на тонких барабанах. Пять глав с южной стороны принадлежат Верхоспасскому собору. По сохранившейся описи 1689 г., в соборе было шесть окон, ставни обиты красным сукном. В алтаре и трапезной стояли изразцовые печи. В резном золоченом иконостасе находилось около 60 икон. Справа от царских врат помещалась икона Всемилостивого Спаса с окладом, украшенным драгоценными камнями. По преданию, ее привезла в Россию племянница византийского императора Софья Палеолог. Рядом с этим образом занимала место икона великомученика Феодора Стратилата и мученицы Агафии — святых, тезоименитых царской семье.
Образ мученика Лонгина сотника, особо почитаемого русскими царями, находился в местном ярусе иконостаса.
Верхоспасский собор имел большое значение в жизни царской семьи. В нем крестили детей Алексея Михайловича — будущих царей Федора и Ивана. Ризница храма, благодаря царским вкладам, была очень богата. Особенно она пополнилась при царе Федоре Алексеевиче, который повелел изготовить дорогие напрестольные кресты и золотые, украшенные драгоценными камнями богослужебные сосуды, оплатив эту работу из личных средств. В начале XX в. императрица Александра Федоровна и великая княгиня Елизавета Федоровна подарили собору два ковра собственной ручной работы. С особой торжественностью здесь совершалось богослужение 16 августа, в день храмового праздника, когда в присутствии царя и его семьи литургию почти всегда служил патриарх с высшим духовенством. Собор сгорел во время пожара 1737 г. Пострадал он и от французов в 1812 г. Коренная перестройка Верхоспасского собора началась во время строительства Большого Кремлевского дворца в середине XIX в. В 1838 г. были разобраны лестница и знаменитая боярская площадка. Сделали новый вход, перестроили трапезную, отреставрировали интерьер. В начале XX в. богослужения в соборе проводились только в дни храмовых праздников — 16 и 29 августа.
В середине XX в. в соборе были проведены реставрационные работы. В барочном иконостасе XVIII в. ныне находятся старинные иконы XVII в. — храмовая Спаса Нерукотворного Образа, великомученика Феодора Стратилата, мученика Лонгина сотника, Божией Матери «Новоникитская». В трехъярусном придельном иконостасе XIX в. также сохранились образа XVII в. От первоначальной росписи стен 1680-х гг. сохранились лишь фрагменты. В трапезной сохраняются две печи, украшенных изразцами конца XVII в.

Источник: Москва православная Все храмы и часовни.