(Андрониковская площадь, дом № 10).
Одна из самых прекрасных московский церквей — белокаменный Спасский собор конца XIV века. В росписи (а может быть, и в строительстве) нового храма обители принимали участие прославленные иконописцы-подвижники Андрей Рублев и Даниил Черный. Спасский собор стал новым словом в зодчестве древней Москвы. Одноглавый, на высоком подклете, белокаменных храм — композиционный центр старинной обители. В 1812 г. это уникальное сооружение подверглось варварскому разорению наполеоновскими войсками. Настоятель монастыря архимандрит Феофан сообщал: «В соборном монастырском храме, созданном около 1360 г. святителем Алексием митрополитом, по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее, от чего своды с главою упали внутрь храма».
В 1813 г. под наблюдением архитектора Жукова начались восстановительные работы, в 1818—1820 гг. был сделан новый иконостас. К середине XIX века древний собор стал неузнаваем. К нему пристроили приделы Успения Пресвятой Богородицы и преподобного Андроника, перестроили паперть, надстоили стены, вместо круглого барабана возвели восьмигранник с высоким шатровым завершением. В итоге собор приобрел вид куба, увенчанного шатром и окруженного с трех сторон папертью. Его, как и весь монастырь, закрыли в 1918 г. К реставрации собора сотрудники Музея древнерусского искусства, который размещался в зданиях Спасо-Андрониковой обители, приступили в 1959 г. Руководил работой архитектор-реставратор Л.А. Давид. Благодаря проделанной огромной научной работе были удалены все несуразные изменения XIX века, и ныне собор стал одним из лучших украшений Москвы. В 1989 г. в нем были возобновлены богослужения.
Спаса Нерукотворного Образа в Спасо-Андрониковом монастыре собор
Спаса Нерукотворного Образа в Спасо-Андрониковом монастыре собор
Источник: Москва православная Все храмы и часовни.