евр. мошиа. Спаситель и избавитель, оказавший помощь в нужде — так называли некоторых из судей (Суд. 3:9,15); и израильского царя Иеровоама 2. ((4 Цар. 13:5; Срав. Неем. 9:27). Давид называет Господа своим Избавителем (2 Цар. 22:2), и Господь Сам называет Себя Спасителем Израиля (Ис. 43: 3). Все те спасители, которых Бог время от времени давал Своему народу (Неем. 9:27), были только орудием в руке Того, Который был и есть единственный и истинный Спаситель; вместе с тем они служили прообразом Того Великого Спасителя, Которого Бог дал в Своем Единородном Сыне. «Я, Я — Господь и нет Спасителя, кроме Меня! (Ис. 43:11; Ос. 13:4). Этот обещанный Спаситель, Который должен был взойти на гору Сион (Срав. Пс. 49:2; Ис. 2;3; Авд. 21), был Иисус Христос, Который пришел в мир спасти грешников (Мат. 1:21). В Новом Завете, поэтому, иногда говорится о Боге, как о нашем Спасителе (Тит. 2:10; 1 Тим. 2:3), как о Спасителе всех людей и особенно верующих (1 Тим. 4:10), а также и об Иисусе Христе, как о нашем Спасителе (Деян. 5:31; 2 Тим. 1:10). См. ст. 514.