дон.) - род. в 1896 г., ст. Каменской; казачий офицер, известный регент парижского митрополичьего храма. Сын дьякона, С. обучался в Духовном училище и в Донской Духовной семинарии, которую окончил в 1916 г. Участвовал в борьбе за Дон и награжден Георгиевским крестом; в офицерский чин произведен из Атаманского военного училища. В 1920 г. эвакуирован из Крыма и остался в эмиграции; сначала проживал в Болгарии, а потом переехал в Милан, где три года слушал лекции на Юридическом факультете Католического университета. В 1927 г. переехал во Францию, где получил должность регента при православном храме в Бианкур. Через несколько лет приглашен на ту же должность в парижский Александро-Невский собор, где прославился, как особо талантливый руководитель хора. Его церковный хор не раз выступал с концертами в Париже, и о каждом из них пресса отзывалась с большой похвалой; приглашался также в католические и протестантские храмы. Пластинки духовных произведений, напетые им, разошлись широко по свету и повсюду сделали известным имя регента С-кого. Он умер 30 мая 1968 года.
СПАССКИЙ Петр Васильевич
СПАССКИЙ Петр Васильевич
СПАССКИЙ Петр Васильевич
1.2.1896, хутор Караичев, Донецкого окр.
Донской обл. 30.5.1968, Вернуйе, Франция) - церковный регент.
Образование получил в Новочеркасском духовном училище и Донской духовной семинарии, где управлял семинарским хором. Поступил в Духовную академию, но учебе помешала начавшаяся 1-я мировая война.С.
добровольцем отправился на фронт, служил в 16-й казачьей сотне, 2-м Донском пулеметном полку: обучался в Донском и Атаманском военных училищах. Был контужен на фронте, награжден Георгиевским крестом.
После разгрома войск генерала Врангеля осенью 1920 эвакуировался с казачьими частями на остров Лемнос, затем в Болгарию. Член общества студентов-казаков, сотрудничал в газете «Казачьи думы». В 1920-е получил юридическое образование в католическом университете в Милане, одновременно занимался с итальянскими педагогами вокальным искусством, пел в церковных и светских хорах. Участвовал в создании в Милане православного прихода, а также русской библиотеки, В 1927 переселился в Париж, где стал регентом и псаломщиком церкви Св.Николая в районе Булонь-Бийянкур.
Сотрудничал с композиторами И.Стравинским, А.Гречаниновым, Н.Черепниным, с хормейстером АЛабинским. С 1947 до кончины руководитель хора кафедрального собора Св.Александра Невского и преподаватель Закона Божьего в русской гимназии и школе при соборе.
Парижским соборным хором под управлением С. было записано 6 «долгоиграющих» пластинок, которые содержат свыше 80 наиболее употребительных песнопений и представляют собой своего рода антологию (циклы Божественной Литургии, Всенощной, Панихиды, песнопения Великой Пасхи, Рождества, Великого поста, Страстной Седмицы, Богородичные).
Этот труд был дважды удостоен награды французской Академии музыки и составляет, по оценке современников, «незаменимый клад исполнения русского православного пения регентами старшего поколения, принесшими с родины духовную и певческую технику русского церковного пения».
Выполненные в конце 1950-х - начале 1960-х на отличном техническом уровне, с очень хорошим составом хора, с участием великолепного соборного архидиакона Николая Тихомирова (в молодости служившего в церквах Зимнего Дворца), эти записи зафиксировали последний этап естественного бытования собственно русской исторической церковномузыкальной традиции в европейском зарубежье. В 1952 возглавил хоровой ансамбль (его основу составил хор С.), созданный специально для записи оперы «Бориса Годунова» М.Мусоргского под управлением И.Добровейна.
Регентская манера С. - очень мягкая, гармоничная, чуждая резких эффектов, по характеру выразительности близкая к московскому или среднерусскому пению.С. широко контактировал с русскими и зарубежными музыкантами. Большую роль в его жизни сыграли встречи со знаменитыми итальянскими учителями bel canto, а также с Бруно Вальтером, Стравинским, Черепниным, Гречаниновым. Подобно знаменитым московским регентам школы Синодального училища С. особую важность придавал осмысленному произнесению слов песнопений и на спевках посвящал немало времени толкованию содержания исполняемого. Репертуар регента насчитывал несколько сотен песнопений разных стилей. Он был очень активен в общении с другими конфессиями и, не прибегая к «эстрадным» формам исполнения церковных песнопений, умел внушить зарубежным слушателям очень высокое представление о православном певческом искусстве. Об этом свидетельствует, например, отзыв итальянской газеты н& выступление соборного хора под управлением С. на церковном фестивале в Италии (Римини) в 1962: «Русская православная община в Париже, которая в Александро-Невском соборе сохраняет и поддерживает хоровое искусство восточного обряда, заставила нас услышать страстный и скорбный голос Русской церкви и молчание миллионов верующих по ту сторону железного занавеса».
Сын С., Николай Петрович, также является церковным регентом в Париже.
Он осуществил несколько записей на пластинки с хором храма православного кладбища в Сент-Женевьев-деБуа и основал концертный духовный хор «Св.Николай».
Донской обл. 30.5.1968, Вернуйе, Франция) - церковный регент.
Образование получил в Новочеркасском духовном училище и Донской духовной семинарии, где управлял семинарским хором. Поступил в Духовную академию, но учебе помешала начавшаяся 1-я мировая война.С.
добровольцем отправился на фронт, служил в 16-й казачьей сотне, 2-м Донском пулеметном полку: обучался в Донском и Атаманском военных училищах. Был контужен на фронте, награжден Георгиевским крестом.
После разгрома войск генерала Врангеля осенью 1920 эвакуировался с казачьими частями на остров Лемнос, затем в Болгарию. Член общества студентов-казаков, сотрудничал в газете «Казачьи думы». В 1920-е получил юридическое образование в католическом университете в Милане, одновременно занимался с итальянскими педагогами вокальным искусством, пел в церковных и светских хорах. Участвовал в создании в Милане православного прихода, а также русской библиотеки, В 1927 переселился в Париж, где стал регентом и псаломщиком церкви Св.Николая в районе Булонь-Бийянкур.
Сотрудничал с композиторами И.Стравинским, А.Гречаниновым, Н.Черепниным, с хормейстером АЛабинским. С 1947 до кончины руководитель хора кафедрального собора Св.Александра Невского и преподаватель Закона Божьего в русской гимназии и школе при соборе.
Парижским соборным хором под управлением С. было записано 6 «долгоиграющих» пластинок, которые содержат свыше 80 наиболее употребительных песнопений и представляют собой своего рода антологию (циклы Божественной Литургии, Всенощной, Панихиды, песнопения Великой Пасхи, Рождества, Великого поста, Страстной Седмицы, Богородичные).
Этот труд был дважды удостоен награды французской Академии музыки и составляет, по оценке современников, «незаменимый клад исполнения русского православного пения регентами старшего поколения, принесшими с родины духовную и певческую технику русского церковного пения».
Выполненные в конце 1950-х - начале 1960-х на отличном техническом уровне, с очень хорошим составом хора, с участием великолепного соборного архидиакона Николая Тихомирова (в молодости служившего в церквах Зимнего Дворца), эти записи зафиксировали последний этап естественного бытования собственно русской исторической церковномузыкальной традиции в европейском зарубежье. В 1952 возглавил хоровой ансамбль (его основу составил хор С.), созданный специально для записи оперы «Бориса Годунова» М.Мусоргского под управлением И.Добровейна.
Регентская манера С. - очень мягкая, гармоничная, чуждая резких эффектов, по характеру выразительности близкая к московскому или среднерусскому пению.С. широко контактировал с русскими и зарубежными музыкантами. Большую роль в его жизни сыграли встречи со знаменитыми итальянскими учителями bel canto, а также с Бруно Вальтером, Стравинским, Черепниным, Гречаниновым. Подобно знаменитым московским регентам школы Синодального училища С. особую важность придавал осмысленному произнесению слов песнопений и на спевках посвящал немало времени толкованию содержания исполняемого. Репертуар регента насчитывал несколько сотен песнопений разных стилей. Он был очень активен в общении с другими конфессиями и, не прибегая к «эстрадным» формам исполнения церковных песнопений, умел внушить зарубежным слушателям очень высокое представление о православном певческом искусстве. Об этом свидетельствует, например, отзыв итальянской газеты н& выступление соборного хора под управлением С. на церковном фестивале в Италии (Римини) в 1962: «Русская православная община в Париже, которая в Александро-Невском соборе сохраняет и поддерживает хоровое искусство восточного обряда, заставила нас услышать страстный и скорбный голос Русской церкви и молчание миллионов верующих по ту сторону железного занавеса».
Сын С., Николай Петрович, также является церковным регентом в Париже.
Он осуществил несколько записей на пластинки с хором храма православного кладбища в Сент-Женевьев-деБуа и основал концертный духовный хор «Св.Николай».
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции