Специальное среднее образование в Харькове
Специальное среднее образование в Харькове
Активно развивалось в Х-ве, наряду с начальным общеобразовательным и высшим. Начало истории его развития следует относить ко времени появления Харьк. коллегиума (1726), который уже первоначально готовил специалистов духовного звания с богословским образованием («Училище Покровского монастыря» в 1729, казенное училище для дворянских детей с 1768, бурса или семинария в 1817, 1841 и др.). В 1789–1790 в Х-ве открылись народное училище (Главное и Малое), а в 1798 они и прибавочные классы были преобразованы в Главное народное училище. В нем все желающие могли готовить себя для занятия должности учителя малых народных училищ. В 1805 Главное народное училище было преобразовано в Слободско-Украинскую гимназию, в 1836 в губернскую, а в 1841 - в Первую Харьк. гимназию. В 1812 в Х-ве открыт институт благородных девиц. Выпускники его получали право на звание домашних наставниц. Такой же смысл имело Епархиальное училище, преобразованное в 1854 в Епархиальное женское училище: после его окончания выпускники могли становиться учительницами низших (начальных) учебных заведений. В 1866 при училище основали практическую школу для подготовки преподавательниц церковно-приходских школ. Подобные задачи ставились и перед гимназиями, которые были основным типом средних учебных заведений. Они давали оконченное образование и были подготовительной ступенью к обучению в университете. В отдельных гимназиях, например, Харьк. Мариинской, конечной целью обучения была подготовка домашних наставниц или учительниц. Наряду с подобным, преимущественно гуманитарным, педагогическим образованием, в последней трети ХІХ ст. начинается внедрение технического образования, приспособление его к нуждам практических потребностей. В 1854 в городе создается земледельческое училище, которое было одним из первых в Украине, в 1870 - железнодорожное. В 1873 в Х-ве открыто реальное училище (коммерческое, механикотехнологическое и химико-технологическое отделения). В 1893 открыто коммерческое училище. Весьма активным развитие С.с.о. было во второй четверти ХХ ст. В 1926 в Х-ве действовало 8 техникумов, в 1830/1931 уже 21, а накануне войны 41 специальное учебное заведение, в котором обучалось более 14 тыс. чел. В 1950/1951 учебном году в 36 техникумах и других средних специальных заведениях обучалось 17,3 тыс. человек, а в 1978/1979 учебном году - 56,7 тыс. в 38 заведениях. Реорганизация специального образования в первой половине ХХ ст. коснулась не только высшего, но и среднего образования. С 1940 создана система государственных трудовых резервов, которая включала образование профессионально-технических и ремесленных училищ. В 1978/1979 учебном году в 45 профтехучилищах Х-ва обучалось более 26 тыс. чел. В 90-е гг. система С.с.о. в Х-ве, как и в Украине в целом меняется. 34 техникума, некоторые училища и колледжи получают статус вузов 1–2 уровней аккредитации. Отдельные школы города, ставшие гимназиями, колледжами и учебно-воспитательными комплексами, дают своим выпускникам, кроме общеобразовательных знаний, еще и специальные. Появляются подобные заведения негосударственной формы собственности. Общее количество тех и других школ для одаренной ученической молодежи составляет в городе около шести десятков, а количество учеников в них - до 30 тыс. Подобная реорганизация системы образования стирает резкую грань между высшим специальным среднем и общеобразовательным обучением. «
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.