Спендиаров Александр Афанасьевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Спендиаров Александр Афанасьевич

Спендиаров (Александр Афанасьевич) - русский композитор (родился в 1871 г.), ученик Н. Кленовского и Римского-Корсакова . Главные его произведения: квартет на слова Пушкина "Птичка Божия", менуэт "Berceuse", концертная увертюра для оркестра, квартет на слова Лермонтова "Ветка Палестины", баллада на слова М. Горького "Рыбак и фея", элегия на слова Некрасова "Несжатая полоса", сюита "Крымские эскизы" для оркестра, "Три пальмы", симфоническая картина для оркестра по Лермонтову, романсы.

Источник: Биографический словарь. 2008

Спендиаров, Александр Афанасьевич

— русский композитор (род. в 1871 г.), ученик Н. Кленовского и Римского-Корсакова. Главные его произведения: квартет на слова Пушкина "Птичка Божия", менуэт "Berceuse", концертная увертюра для оркестра, квартет на слова Лермонтова "Ветка Палестины", баллада на слова М. Горького "Рыбак и фея", элегия на слова Некрасова "Несжатая полоса", сюита "Крымские эскизы" для орк., "Три пальмы", симфонич. картина для орк. по Лермонтову, романсы.


{Брокгауз}





Спендиаров, Александр Афанасьевич


род. 1 ноября 1871 в Каховке Таврической губ., ум. 7 мая 1928 в Ереване. Композитор. Нар. арт. АрмССР (1926). В 1895 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Брал уроки композиции у Н. С. Кленовского (1892—1894) и Н. А. Римского-Корсакова (1896—1900). С 1924 жил и работал в Ереване. Выступал как дирижер. Глинкинские премии (1908, 1910, 1912).


Соч.: опера Алмаст (по поэме О. Туманяна "Взятие Тмкаберта"; Москва, Большой т-р, 1930); для хора и симф. орк. — элегия "Несжатая полоса" (сл. Н. Некрасова, 1902), Славься, первый майский день (сл. собств., 1917); для симф. оpк. — Концертная увертюра (1900), Крымские эскизы: I серия (1903), II серия (1912), картина "Три пальмы" (по стихотворению М. Лермонтова, 1905), Концертный вальс (1907), Эриванские этюды (1925); для голоса и симф. орк. — баллада "Рыбак и фея" (1902), легенда "Бэда-проповедник" (сл. Я. Полонского, 1907), героич. песня "Туда, туда, на поле чести" (по мотивам X. Абовяна, 1914), концертная ария "К Армении" (сл. И. Ионисяна, 1915), "Гариб и бибул" (из песен Саят-Нова, 1925); для хора и ф-п. — кантата "Памяти В. В. Стасова" (1907); для голоса и ф-п. — Восточная колыбельная (сл. Р. Патканяна), К розе (сл. А. Цатуряна), романсы, песни на cл. А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, Л. Мея, А. Фета, A. Майкова, М. Горького, А. Голенищева-Кутузова, Я. Полонского, Р. Патканяна, А. Цатуряна, П. Ованесяна, П. Б. Шелли, Г. Гейне и др.; для чтеца и ф-п. — мелодекламация "Мы отдохнем" (сл. А. Чехова, 1910); для хора — Украинская сюита (1918); обр. рус. революционных песен, обр. рус. и укр. нар. песен.





Спендиаров, Александр Афанасьевич


(род. 1.XI.1871 в м. Каховка Таврической губ., ум. 7.V.1928 в Ереване) — сов. композитор, педагог, дирижер. В детстве брал уроки игры на скр. и фп., с 7 лет сочинял музыку. Занятия музыкой продолжил в бытность студентом юридич. фак. Московского университета (1890—95), где играл на скрипке в студ. орк., в течение 2 лет занимался теорией композиции у рук. оркестра Н. Кленовского. В 1896—1900 изучал композицию под рук. Н. Римского-Корсакова в Петербурге, где сблизился с А. Глазуновым, А. Лядовым и др. участниками Беляевского кружка. В последующие годы жил преимущ. в Крыму (Ялта, Судак), дружески общаясь с А. Чеховым, М. Горьким, Ф. Шаляпиным и другими деятелями рус. литературы и искусства. В 1903 дебютировал в Ялте в качестве дирижера. Произведениям С. трижды были присуждены премии им. Глинки (1905, 1907, 1910). После Октябрьской революции основное внимание уделял созданию национальной арм. оперы. В 1924 по приглашению правительства Сов. Армении переехал в Эривань (ныне Ереван) и возглавил муз. жизнь молодой республики. В 1926 был удостоен почетного звания нар. арт. АрмССР. Имя С. присвоено Гос. театру оперы и балета в Ереване. С. — классик арм. музыки. В своем творчестве он органически связывал опыт и традиции рус. классической муз. школы с богатствами народной музыки Армении. А. Глазунов назвал его "великим народным композитором" и отметил высокую талантливость, самобытность, безупречную разностороннюю технику.


Соч.: опера "Алмаст" (соч. в клавире 1923, в партит. [кроме IV акта] 1928, пост. 1930, доп. М. Штейнбергом — 1939); "Памяти В. В. Стасова", кантата (1907), "Несжатая полоса", элегия для хора и орк. (1902); Концертная увертюра (1900), симф. карт. "Три пальмы" (1905), "Крымские эскизы" (1 серия — 1903, 2 — 1912), Концертный вальс (1907), Эриванские этюды (1925) для орк.; Траурная прелюдия (1908) и др. произв. для мал. орк.; "Рыбак и фея" (сл. М. Горького) для баса с орк. (1902), "Бэда-проповедник" для гол. с орк. (1907), "Гариб блбул" для гол. с орк. (1925) и др. вок.-симф. произв.; пьесы для разн. инструм.; хоры, в т. ч. Украинская сюита (1922); романсы (св. 40), в т. ч. "К розе" (1894), "Восточная песня" (1900), "Озимандия" (1904); мелодекламации, в т. ч. "Эдельвейс" на сл. М. Горького (1911); обр. нар. песен и др.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008