(18(30). 7.1877, Тамбов — 5.3.1952, Москва) — арт. оперы (бас), камерный певец, режиссер, дирижер и педагог. Засл. арт. Республики (1927). Засл. деятель искусств РСФСР (1946). Род. в семье земского врача. По окончании Саратов, гимназии и Муз. уч-ща по кл. ф-п. в 1895—99 обучался на юридич. ф-те Моск. ун-та. Одновременно брал уроки игры на ф-п. у С. Рахманинова и теории музыки у Г. Конюса. В 1896—1901 обучался пению у неск. педагогов: Ф. Андриевского, М. Зотовой, И. Тартакова, К. Эверарди. В 1901—04 солист (и член правления Товарищества) Моск. частной рус. оперы С. Мамонтова (дебютировал в партии Мефистофеля — "Фауст"), в 1904—05— Тифлис, оперы, в 1905—16 — моск. Оперы С. Зимина. Гастролировал в Петербурге (1907), Н. Новгороде (1907). Екатеринославе, Ростове-н/Д, Одессе, Киеве, Ташкенте, Ярославле, Кисловодске. В 1906—14 часто выступал в спектаклях с М. Баттистини, у к-рого неск. лет брал уроки пения. сцен. мастерство совершенствовал под рук. Г. Федотовой. Обладал высоким басом красивого тембра и широкого диапазона (свободно исп. партии драм. баритона), ярким актер, дарованием. Большое внимание уделял гриму и костюму. Репертуар певца включал 101 партию (драм., лирич., комедийные).
1-й исп. партий: Шантавуана ("Мадемуазель Фифй"), Додона ("Золотой петушок"), Солейман-хана ("Измена"), Лаиша ("Кудеяр"); в Москве — Графа Савуази ("Сарацин"), Онуфрия ("Дни нашей жизни"), Пугачева ("Капитанская дочка"). Мериноса ("Вампука"), Жерона де Равуара ("Манон Леско"), Петра 1 ("Царь и плотник"); в Тифлисе — Алеко ("Алеко" С. Рахманинова); на рус. сцене — Петра ("Камо грядеши?"), Шонара ("Жизнь Латинского квартала"), Ганса Закса ("Нюрнбергские мейстерзингеры"). Лучшие партии: Фарлаф, Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Борис Годунов. Варлаам, Пимен, Рангони, Владимир Галицкий, Досифей, Олоферн, Сальери. Томский, Кочубей, Рене ("Иоланта"), Светлейший и Чуб ("Черевички"), Малюта Скуратов ("Купец Калашников"), Петр ("Вражья сила"). Лепорелло ("Дон Жуан"), Мефистофель ("Фауст"). Нилаканта, Скарпиа, Эскамилио, Атанаэль. Партнеры: А. Богданович.
A. Добровольская, С. Друзякина. Л. Кавальєри, В. Люце, B. Петрова-Званцева, Л. Собинов, Т. Руффо, Ф. Шаляпин, Е. Цветкова. Пел п/у М. Ипполитова-Иванова, Э. Купера, Е. Плотникова, В. Эренберга. Э. Эспозито.
С 1902 принимал участие в концертах кружка любителей рус. музыки (певцу аккомпанировали Ц, Кюи, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов). Камерный репертуар включал также романсы М. Мусоргского, С. Танеева, А. Аренского, В. Калинникова. В. Багадурова (посвятил С. романс "По родным полям", 1906), Б. Подгорецкого (посвятил певцу романс Лебеди: "Над шапками седыми", ор. 4 № 1). В симф. концертах исп. сольные партии в мессах И. С. Баха (в т. ч. Месса h-moll), 9-й симфонии Л. Бетховена (п/у С. Кусевицкого и А. Никита), поэме "Вирь" С. Василенко (1-й исп., п/у автора).
В 1914 гл. режиссер Оперы С Зимина. В 1917 вместе с М. Медведевым организовал первый сов. оперный т-р в Саратове (1918—20 худож. рук. т-ра), где поставил "Травиату", "Евгения Онегина", "Майскую ночь" и др., в 1920—24 худож. рук. и дирижер оперного т-ра в Ростове-н/Д. Среди др. постановок — "Борис Годунов", "Алеко" С. Рахманинова, "Севильский цирюльник" Дж. Россини, "Свадьба Фигаро".
В 1916—20 преподавал в Саратов. конс. (с 1918 проф.), в 1920—24 зав. вокальным отд. и оперным кл. Ростов. конс., в 1924—32 преподавал в Бакин. конс. (здесь организовал экспериментальную оперную студию), в 1932—52 проф. Моск. конс., в 1942—43 — Ереван. конс. и Муз. уч-ща, в 1944—51 зав. вокальной кафедрой ГМПИ им. Гнесиных. В 1930-х гг. преподавал в Ин-те повышения квалификации при Центр, заочном муз.-пед. ин-те. Воспитал более 100 учеников, в их числе: В. Багадуров, М. Багиров, Б. Балдаков, В. Басманов, Л. Борейко, М. Бюль-Бюль (Мамедов), П. Воловов, Н. Вельтер. Г. Гаджибабабеков, С. Галстян, X. Галимов, М. Д. Давыдов, А. Дроздов, К. Закиров, П. Засецкий, А. Зулалов, Е. В. Иванов, Г. Израэлян, Б. Мирзаев, З. Никитина, М. Решетин, Я. Ризаев, Н. Сапышина, Г. Титов, А. Чекалиди, М. Кари, Якубов, И. Яушев.
Записывался на грампластинки (8 произв.) в Москве [("Пате", 1909, 1913), "Метрополь" (Корона, РАОГ), 1912]; Нек-рые архив. записи певца — в ЦГТМ. ЦГММК.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1946).
Лит.: Ипполитов-Иванов М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. — М., 1934; Василенко С. Н. Страницы воспоминаний. — М.; Л., 1948. С. 147—148; Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном, театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 121, 122, 243, 246; Тархов Д. Ф. Страницы из воспоминаний // Музыкальное наследство: Сб. статей. Т. 2. Ч. 2. — М., 1968; Энгель Ю. Д. Глазами современника: Избр. статьи о русской музыке. 1898—1918.—М., 1971. С. 202, 273; Я ковлева А. Артист, педагог // Сов. музыкант, 1978, 18 янв.; Иванов Е., Решетин М. / Вечера памяти//Сов. музыка. 1979. № 2. С. 140—141; Вельтер Н. Л. Об оперном театре и о себе. —Л., 1984. С. 18—20, 146, 189.