Сперанский (Валентин Николаевич) - юрист. Родился в 1877 г., окончил Московский университет. Состоит с 1903 г. приват-доцентом СПб. университета по кафедре философии права. Главные его труды: "Четырехчленная формула избирательного права в русских условиях" (СПб., 1906); "Б.Н. Чичерин" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1904, № 4); "Университетская наука и политика" ("Право", 1905, № 16); "Что такое бюрократия" ("Вестник Самообразования", 1904, № 44); "Свобода собраний" (ib., 1905, № 40, 44 и 47); "Что такое политическая свобода" ("Русский Народный Учитель", 1906, № 7 - 8). Поместил ряд статей в настоящем словаре.
Сперанский Валентин Николаевич
— юрист. Род. в 1877 г.; окончил Московский университет. Состоит с 1903 г. приват-доцентом СПб. университета по кафедре философии права. Главные его труды: "Четырехчленная формула избирательного права в русских условиях" (СПб., 1906); "Б. Н. Чичерин" ("Ж. М. Н. Пр.", 1904, № 4); "Университетская наука и политика" ("Право", 1905, № 16); "Что такое бюрократия" ("Вестник Самообразования", 1904, № 44); "Свобода собраний" (ib., 1905, №№ 40, 44 и 47); "Что такое политическая свобода" ("Русский Народный Учитель", 1906, №№ 7—8). Поместил ряд статей в настоящем Словаре.
{Брокгауз}
Сперанский, Валентин Николаевич
— философ-социолог (христианин). С. неоднократно выступал против гонений на евреев в высшей школе (в 1906 г. добился отмены распоряжения о выселении из Петербурга евреек, обучавшихся на Высших женских курсах). Общение с Д. А. Хвольсоном облегчило С. возможность изучить памятники евр. письменности; результатом изучения истории евр. философии явился труд С. "Религиозно-общественный идеал Израиля", основные положения коего получили развитие в его "Общественной роли философии". Убежденный апологет этики иудаизма, С. резко расходится с Гегелем в истолковании исторических судеб евр. народа, сумевшего — по его словам — "сохранить в течение столетий неустанное стремление к общественной справедливости и духовной свободе, всегда его отличавшее": евреи не только дали миру религию, но "первые внесли серьезную и критическую сознательность в дело веры" и в этом смысле создали философию религии как проповедь высокой общественной морали в духе гуманности и демократизма. Перу С. принадлежит также ряд статей по еврейскому вопросу и, в частности, — характеристика воззрений на этот вопрос гр. Л. Н. Толстого.
С. Гр.
{Евр. энц.}