Спевсипп

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

СПЕВСИПП
ок. 409 — 339 до н.э.) — др.-греч. философ-идеалист, племянник и ученик Платона. После смерти Платона (347 до н.э.) — глава (схоларх) основ. Платоном академии. Следуя по пути сближения платонизма с пифагореизмом, С. определяющим началом сущего признал вместо идей математич. числа, к-рые он обособлял от чувств. вещей. Соч. С. до нас не дошли, и о его взглядах известно из произв. Диогена Лаэртского, Секста-Эмпирика, Аристотеля, Цицерона и др.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Спевсипп
греч. философ, племянник и ученик Платона, возглавлял Академию (с 347 по 339 до н. э.) после смерти учителя. Для развития платонизма С. сделал немного. Он первым провозгласил божественность Платона. Учение о числах С. трактовал в духе пифагорейцев. Прообразами всех вещей С. назвал не идеи (как утверждал Платон), а числа от 1 до 10. В крупном труде по биологии «Подобия» (греч. «Homoia») С. исследует явления схожести в животном и растительном мире. В политич. отношении С. известен своим открытым письмом Филиппу II Македонскому, в котором заявляет себя сторонником промакедонского направления.

Источник: Словарь античности. 1989

Спевсипп
греческий философ. Племянник Платона и его первый последователь в Академии. Из нескольких десятков произведений С., названия которых нам известны, сохранилось небольшое число мелких фрагментов. В этих сочинениях обсуждались вопросы из разных областей науки того времени. С. углубил обозначенную еще Платоном не склоне его жизни математическую ориентацию Академии, но в то же время он в значительной степени отошел от учения Платона о мирах, увеличив их число. Идеи С. сказались на дальнейшей судьбе платоновского учения. О писательских способностях С. невозможно судить по сохранившимся фрагментам. По-видимому, некоторые его произведения имели форму диалогов, подобно диалогам его учителя.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

СПЕВСИПП
   • Speusippus,

         ??????????, сын Евримедонта в Афинах и Протоны, сестры Платона, родился ок. 395 г. до Р. X. Об его воспитании заботился Платон, его дядя; он, кажется, посещал школу Исократа. Много времени он посвятил на изучение школы пифагорейцев, с которыми, кажется, ближе познакомился, когда принял участие в третьей поездке Платона в Сицилию. Упоминается переписка его с Дионисием Сиракузским и Филиппом Македонским. После смерти Платона, которому он, может быть, уже в старости служил опорой, он стал его преемником в Академии, но вследствие слабого здоровья мог преподавать только короткое время и уступил свою кафедру Ксенократу, в 339 г. до Р. X. Т. к. жизнь ему надоела, то он покончил с собой в 334 г. до Р. X. Диоген представлял характер С. страстным и вспыльчивым. Его многочисленные сочинения, которые купил Аристотель за 3 таланта, известны под заглавием ??????????? и диалогов, напр., о богатстве, о веселии, о справедливости, о душе, о дружбе и т. д. Далее ?????????, ???????, ??????????? ´? ??????, ???????, ??????????? и т. д. Дистих С. на Платона помещен в греческой антологии.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Спевсипп
ок. 407 - 339)
   др.-гр. философ, племянник Платона и глава Академии после его смерти в 347. Род. и ум. в Афинах. Диоген Лаэртский перечисляет 28 соч. С., в т. ч. диалоги «Аристипп Киренский», «Философ», «Кефал», «Лисий»; трактаты «Об удовольствии», «О философии», «О богах», «О душе», «Похвала Платону», «О пифагорейских числах»; письмо Филиппу II Македонскому и др., от к-рых дошли немногочисл. фр-ты. С. приписывается также авторство «Определений», соч., вошедшего в платоновский корпус. С. разделил чувственные и умопостигаемые вещи, сказав, что для первых критерием явл. чувств, восприятие, а для вторых - науч. разум. В отличие от Платона, он отличал божеств. Разум от Единого и Блага, приписывая ему собств. природу. Идея (эйдос) вещи получила в философии С. числовую представленность и толковалась лишь как математическое число. Согласно С., Единое явл. началом всех чисел. Платоновского демиурга С. отождествлял с Богом и Умом (Нусом) и называл декадой. В целом, С. продолжал развивать пифагорейскую тенденцию платонизма, принятую в поздн. период академ. деятельности Платона.
   М.О.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997