, Инноченцио (Spinazzi, Innocenzio) 1718, Рим — 1798, Флоренция. Итальянский скульптор. Учился в Риме у Дж. Б. Маини. Работал в начале творческой деятельности в Риме; в 1750 получил первый приз за рельеф Цинциннат принимает дары Сената (Рим, Академия Св. Луки), исполненный в барочном стиле. Для собора Св. Петра создал статую Св. Иосиф Каласанцио (1755). По приглашению тосканского герцога Леопольдо I с 1784 стал преподавать в Академии художеств Флоренции, является также придворным скульптором, имел мастерскую в Borgo pinti, где всегда жили придворные живописцы и скульпторы тосканского дворца. Основные работы во Флоренции: статуя Аллегория Веры (1781, церковь Санта Мария Маддалена деи Пацци); надгробие Никколо Макиавелли (1787, церковь Санта Кроче); надгробие Анджело Тавенти — министра тосканского двора (1783, церковь Санта Кроче); надгробие Джованни Лами (1798, церковь Санта Кроче). В надгробных монументах проявилось увлечение Спинацци "новым классицизмом", они менее помпезны, чем барочные надгробия, аллегорические фигуры, установленные рядом с саркофагами простой формы без излишних декоративных украшений. В расположении фигур нет сложных диагональных постановок, резких разворотов, спокойно переданы складки одежд (фигура Политики в надгробии Макиавелли). Статуя Аллегория Веры в Санта Мария Маддалена деи Пацци исполнена под влиянием работ А. Коррадини, представляющих особый тип женской фигуры, получивший название "donna velata" из-за тонкого, словно прозрачного покрывала, закрывающего голову и фигуру (от итал. velo — шаль, покрывало). В статуе Спинацци складки покрывала расходятся веером словно под мягким движением наклона головы фигуры. Президент венецианской Академии художеств Л. Чиконьяра писал, что Спинацци "умел передавать драпировки в античной манере", и назвал эту работу "шедевром тосканской скульптуры XVIII в.". Спинацци также принадлежит декор Белого зала палаццо Питти. Им был исполнен бюст герцога Леопольдо I (Флоренция, галерея Питти) в неоклассицистической манере, но в историческом, а не античном одеянии. Занимался также реставрацией скульптуры на вилле Медичи, в галерее Уффици, в садах Боболи. К выполненным им работам относится реставрация двух известных произведений — Ниобы и Аполлино Медичи. Ученики И. Спинацци С. Риччи и Ф. Каррадори преподавали в Академии художеств Флоренции.
Лит.: Lankheit K. Florentinische Barockplastik. Die Kunst am Hobe der Letzen Medici (1670—1743). Munchen, 1962; Roani Villani R. Innocenzio Spinazzi e l’ambiente fiorentino nella seconda meta del Settecento // Paragone. 1975. Novembre. № 309. P. 53—85.
Е. Федотова