СПИНОЗА

Найдено 1 определение
СПИНОЗА
Spinoza, собств. d´Espinosa), Барух (Бенедикт) (24.XI.1632 - 21.II.1677) - голл. философ. Род. в семье купца, принадлежавшего к евр. общине Амстердама. Неск. лет учился в евр. религ. училище. Позднее, вступив в принципиальный конфликт с олигархич. руководством евр. общины Амстердама, насаждавшим среди своих единоверцев воинствующий иудаизм, С. был подвергнут т. н. "великому отлучению", проклят и изгнан из общины (1656). Найдя приют среди сектантов-пантеистов, С. в дальнейшем, полностью не порывая с этими кругами, сблизился также с партией Яна де Витта; в 1670 переехал в Гаагу, где оставался до конца жизни. Гл. произведения С.: "Богословско-политический трактат" ("Tractatus theologico-politicus", Hamb., 1670), "Этика" ("Ethica", 1675, впервые опубл. посмертно в его кн.: "Opera postuma", 1677), "Политический трактат" ("Tractatus politicus", не окончен, опубликован там же).

Филос. система С. - материализм, облеченный в форму пантеизма и утверждающий тождество безличного бога и единой бесконечной субстанции, постигаемой нечувственным разумом и даже собственно интеллектуальной интуицией как высшей его способностью. Субстанция порождает мир конкретных предметов и явлений природы, называемых С. модусами. Взаимодействие последних детерминировано - подчиняется математич. и механич. законам. Среди модусов важнейшее место занимает человек, истолкование моральной и социальной деятельности к-рого находилось в фокусе филос. интересов С.

Во взглядах на общество С., один из виднейших представителей теорий естественного права и общественного договора, оставался идеалистом. Исходя из понятия неизменной человеческой природы, признавая огромную роль интереса в жизни людей, С. вместе с тем гипертрофировал морально-воспитательную функцию государства, считал ее определяющей и не замечал ни непримиримости клас. противоречий, ни клас. природы гос. организации.

С. сформулировал ряд принципов антицерковной, полностью секуляризированной морали, решительно отвергающей потустороннее воздаяние и стремящейся объяснить поступки человека интересами реальной, земной жизни. Материалистич. филос. система С. вела его к атеизму (пантеизм С. по существу являлся формой атеизма). Атеизм С. основывался также на представлении о страхе как причине религ. суеверий и увязывался с осознанием политич. роли церкви как ближайшей союзницы монархич. правления. Он сопровождался поэтому антиклерикализмом, враждой ко всякой церкви как рассаднику невежества, суеверия и предрассудков. Огромное атеистич. значение имела и библейская критика С. Он одним из первых (в "Богословско-политич. трактате") стал рассматривать Библию (ее Ветхий завет) как обычный ист. источник, пришел к выводу о том, что Моисей не может быть автором Пятикнижия (как считала религ. традиция). Ограниченность атеизма С. проявилась в том, что это понятие он наполнял гл. обр. моральным содержанием и утверждал, что следует различать подлинную религию, основой к-рой является филос. мудрость, доступная лишь немногим интеллектуалам, и суеверие, основывающееся на предрассудках и являющееся неизбежным уделом подавляющего большинства людей. Поэтому и Библия, считал С., излишняя для первой категории лиц, необходима для "толпы".

Материалистическо-атеистич. система С. оказала огромное влияние на вольномыслие в странах Зап. Европы в 17-18 вв., в т. ч. на франц. просветителей 18 в. и на таких нем. мыслителей, как Лессинг, Гете, Гердер, Фейербах. В новейшей же бурж. литературе о С., всемерно подчеркивающей пантеистическую форму его учения, напротив, преобладает истолкование его взглядов как системы религ. воззрений.

Соч.: Opera, im Auftrag der Heidelberger Akademie der Wissenschaften, hrsg. von С Gebhardt, v. 1-4, Hdlb., (1925); в рус. пер. - Избранные произведения в 2-х томах, (пер. с голл. и лат.), М., 1957.

Лит.: Фишер Куно, История новой философии, т. 2 - Спиноза, его жизнь, сочинения и учение, СПБ, 1906; Кечекьян С. Ф., Этическое миросозерцание Спинозы, М., 1914; Мильнер Я., Бенедикт Спиноза, (М.), 1940; Соколов В., Философия Спинозы и современность, М., 1964; Dunin-Borkowski S., Spinoza, Bd 1-4, M?nster, 1933-36; Meinsma К. О., Spinoza und sein Kreis, В., 1909; Wolfson Н. A., The philosophy of Spinoza, unfolding the latent processes of his reasoning, v. 1-2, N. Y., 1958; Feuer L. S., Spinoza..., Boston, 1958.

В. В. Соколов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
402.26 кб

Политическая теория и онтология революции: Ленин, Гоббс и Спиноза

Фетисов Максим Сергеевич
В статье рассматривается возможность применения интеллектуальных ресурсов политической теории к событиям русской революции.
Читать PDF
369.77 кб

Спиноза в зеркале еврейской философской и мистической традиции

Нечипуренко В. Н.
Читать PDF
474.54 кб

Спиноза о преодолении аффектов

Гаджикурбанов Аслан Гусаевич
Основная задача этической доктрины Спинозы состоит в поиске путей, приводящих человека к моральной свободе (libertas).
Читать PDF
626.87 кб

Сила и право природы: Спиноза о двух состояниях человеческого рода

Гаджикурбанов Аслан Гусаевич
Спиноза полагает в основание своей этической концепции идею философского натурализма. Она предполагает, что способ познания всех вещей должен опираться на единые и общие для них законы природы.
Читать PDF
219.94 кб

Б. Спиноза: философия религии

Пивоваров Д.В.
В статье изложено и оценено учение Б. Спинозы основоположника философии религии Нового времени.
Читать PDF
10.56 мб

Лейбниц или Спиноза: современная альтернатива

Морфино Витторио
Цель работы, с одной стороны, взглянуть на противостояние Спинозы и Лейбница не в метафизической плоскости (единственность субстанции против множественности монад, согласно гегелевской модели), а в плане конечного и его внутренних
Читать PDF
10.50 мб

Aesthetica sive Ethica Спиноза о сущности искусства

Винчигуэрра Лоренцо
Мысли Спинозы об искусстве не образуют эстетики в смысле Канта и, далее, современной философии искусства. Тем не менее это интересные размышления о видах искусства в их связи с телесными силами.
Читать PDF
600.57 кб

Был ли Спиноза платоником?

Гаджикурбанов Аслан Гусаевич
Многие исследователи философского наследия Спинозы говорят о свойственном ему натуралистическом подходе к феноменам моральной жизни субъекта.
Читать PDF
291.97 кб

Лейбниц и Спиноза: общее и особенное в подходах к ключевым проблемам онтологии

Горан Василий Павлович
Выделены пять существенных как для Лейбница, так и для Спинозы аспектов онтологических составляющих их учений. В каждом из них выявлено как общее для позиций обоих философов, так и то, в чем они существенно расходятся.
Читать PDF
22.68 мб

СПИНОЗА

Гаджикурбанов Аслан
В статье речь идёт о Спинозе, его жизни, учении и духовном наследии, об истории русского спинозизма, о современных исследованиях его творчества.
Читать PDF
71.90 кб

Тетраграмматон и концепция божественной субстанции в «Исповеди», кн. Vii Августина и в учении Спиноз

Тантлевский Игорь Романович
Автор высказывает предположение, согласно которому интерпретация Тетраграмматона, засвидетельствованная в Исх.
Читать PDF
209.05 кб

Естественно-правовые идеи Т. Гоббса и Б. Спинозы: проблемы соотношения

Субботин Ю. В.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние правовых воззрений Фомы Аквинского на правовую доктрину Б. Спинозы

Субботин Ю. В.
Читать PDF
0.00 байт

Опыт реконструкции определения аффектов в «Этике» Спинозы

Моисеев В.И.
Читать PDF
161.76 кб

Философия Спинозы в России. Первая часть. 1774-1884

Кауфман Игорь Самуилович

Похожие термины:

  • БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

    (1632—1677) Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати четырех лет он бросил такой вызов своим соплеме
  • Спиноза Барух

    Спиноза Барух (Spinoza, Baruch) (1632-77), голл. философ и пантеист евр. происх. В 1656 г. был изгнан из евр. общины Амстердама за неортодоксальные взгляды и жил почти в полной неизвестности, зарабатывая на хлеб из