— митрополит Киевский.
Родился в городе Твери.
Приняв монашество, уехал в Константинополь, где патриархом и всем освященным Собором был избран и 15 сентября 1475 года хиротонисан в митрополита Киевского.
Поставление Спиридона в митрополиты объясняется следующими обстоятельствами. В 70-е годы XV века шла ожесточенная борьба за митрополию "всея Руси" между московским и литовским митрополитами. Спиридон, выступив в качестве третьего претендента, сумел получить от Константинопольского патриарха посвящение в этот сан. По всей видимости, Москва опасалась его более всего, как представителя тверской политической силы. Московские власти запретили владыке Спиридону вступать во всякое общение с тверским епископом. В "утвержденной" грамоте епископа Вассиана (Стригина-Оболенского; † 1508), получившего Тверскую кафедру в 1477 году, специально сообщается о Спиридоне: "А к митрополиту Спиридону, нарицаемому Сатане, взыскавшаго во Цариграде поставлениа, во области безбожных турков, от поганаго царя, или кто будет иный митрополит поставлен от латыни или от Турскаго области, не приступити мне к нему, ни приобщениа, ни соединенна ми с ним не имети никакова" (РИБ, СПб., 1880, т. 6, с. 683—684). О поставлении на "киевскую митрополию всея Руси" сам Спиридон говорит в наиболее раннем из дошедших до нас своем произведении — в "Изложении о православней истинней нашей вере". Король Казимир не принял Спиридона как избранного без всякого участия литовской паствы и поставленного еще при жизни нареченного митрополита Киевского Мисаила (Пеструцкого-Друцкого; † 1480). В Литве Спиридон оказался в заточении. В Летописях Софийской II и Львовской под 1482 годом рассказано о безуспешной попытке Спиридона прибегнуть к помощи Ивана III для своего освобождения (ПСРЛ, СПб., 1853, т. 6, с. 233). Очевидно, Спиридон был очень деятельным и ловким человеком, так как здесь же в летописи отмечено, что прозвище Сатана он получил за свою "резвость". И, видимо, не без оснований было сказано о поставлении его в митрополиты "по мзде". Когда и при каких обстоятельствах Спиридону удалось освободиться из заточения и перебраться на Русь, остается неизвестным. Но и на Руси отрицательно отнеслись к притязаниям Спиридона на Киевскую митрополию, в епископской присяге времени митрополита Симона († 1511, память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) упоминался Спиридон среди лиц, от которых отрекалась Русская Церковь (РИБ, т. 6, с. 451—452). Предпринимал ли Спиридон на Руси какие-либо шаги в связи с присвоением ему митрополичьего сана — неизвестно, но тем не менее он оказался в заточении в Ферапонтовом монастыре. Случилось это между 1483 и 1503 годами.
Митрополит Спиридон принадлежал к числу людей образованных и начитанных. Сохранились три сочинения, принадлежащие Спиридону. Два из них написаны по заказу, следовательно, он был известен как человек пишущий. Первым по времени написания из сохранившихся произведений Спиридона является "Изложение о православней истинней нашей вере", обращенное им ко всей его духовной пастве. В самом начале "Изложения" он сообщает о целях своего сочинения — описание семи Вселенских Соборов. Далее Спиридон рассказывает о себе, о своем поставлении в митрополиты и об изгнании, затем уже говорит о Соборах. Рассказывая о борьбе Вселенских Соборов с ересями, Спиридон каждый раз добавляет о своем отрицательном отношении к этим ересям и предает их проклятию, а себя считает невинно пострадавшим за Православие. Заканчивая текст "Изложения", он обращается к самим иерархам — "настольникам" и убеждает их вооружаться против ополчения вражия, ревностно оберегать и пасти словесное стадо, в котором Дух Святой поставил их епископами и пастырями; не увлекаться пристрастием к земным благам и жестокосердием, а церковные имения употреблять по удовлетворении нужд церковных на пособие нищим, сиротам, вдовицам и на выкуп пленных, а "не на своя страсти". "Изложение" митрополита Спиридона дает повод догадываться, что хотя он не был принят королем и находился в заточении, но ни православная литовская паства, ни ее святители не чуждались его как своего первосвятителя, может быть, потому именно, что он поставлен был самим патриархом в Царьграде, и не доверяя слуху, будто бы поставлен по мзде и по приказанию султана. Спиридон обращается к ним без всякого чувства недовольства или неприязни, которые были бы так естественны, если бы он был отвергнут своею паствою; напротив, обращается со словами любви и пастырской попечительное™, ясно свидетельствующими, что между ним и теми, к кому он писал, существовали добрые отношения. "Изложение о православней истинней нашей вере" не опубликовано, рукопись хранится в ГПБ, Соф. собр., № 1451, л. 243—261 об.
В 1503 году игумен Соловецкого монастыря Досифей, составивший Житие Зосимы и Савватия Соловецких, уговорил находившегося в заточении в Ферапонтовом монастыре Спиридона отредактировать и переписать заново жизнеописание Зосимы и Савватия, что последний и сделал. До нас дошел наиболее ранний текст Жития Зосимы и Савватия только в редакции Спиридона. Игумен Досифей обратился к Спиридону, "понеже бе муж мудр, измлада извыче и добре умея божественная писаниа новая и ветхая" (ГБЛ, Волок, собр., № 659, л. 309). Помимо Досифея, считавшего, что Спиридон знает "писаниа новая и ветхая", архиепископ Новгородский Геннадий (Гонзов; 11504, память 4/17 декабря), одобривший обращение Досифея за помощью к Спиридону, тоже отметил эрудированность последнего: "Сий человек в нынешняя роды бяше столп церковный, понеже измлада извыче священная писаниа" (ГБЛ, Волок, собр., №659, л. 309 об.).
Будучи уже девяностолетним старцем, примерно в 10-е годы XVI века, Спиридон написал еще одно произведение, оформленное в виде послания и известное в научной литературе под названием Послания о Мономаховом венце. Оно было написано Спиридоном в ответ на запрос какого-то очень влиятельного лица, имя которого в дошедших до нас рукописях не сохранилось. Как сообщает сам Спиридон, перед ним была поставлена задача изложить происхождение династии русских великих князей на фоне важнейших событий мировой истории. В целом Спиридон справился с возложенным на него заданием: он дал фактический материал для прославления и обоснования высокого авторитета великокняжеской власти.
Митрополит Спиридон принял схиму с именем Савва и умер на 91— ом году жизни. Митрополит Макарий (Булгаков; † 1882) считал, что скончался митрополит Спиридон между 1503—1505 годами (по другим сведениям, в 1509 году). Характеризуя личность митрополита Спиридона, митрополит Макарий писал: "Спиридону не суждено было управлять Литовскою православною митрополиею, на которую он был поставлен, но в ряду всех ее митрополитов, действительно управлявших ею за настоящий период, мы не встречаем ни одного, который бы равнялся с Спиридоном по уму и образованию или, точнее, оставил по себе такие же литературные памятники своего ума и образования".
Труды:
Изложение о православней истинней нашей вере (ГПБ, Соф., собр., № 1451, л. 243—261 об.). Житие преподобных Зосимы и Савватия соловецких по записям инока Досифея (ГПБ, Солов., собр., № 175).
Послание о Мономаховом венце // Жданов И.Н. Повести о Вавилоне и "Сказание о князьях владимирских" // Журнал министерства народного просвещения. — СПб., 1891. — Т. 10, с. 325—362; Зимин А.А. Античные мотивы в русской публицистике конца XV в. // Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. — М., 1972, с. 129—138.
Литература:
Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. — М., 1871, с. 202—220.
Яхонтов И. А. Жития святых северо-русских подвижников Поморского края, как исторический источник. — Казань, 1882, с. 17—32.
Жданов И. Н. Русский былевой эпоС. Исследования и материалы. — СПб., 1895, с. 65—69, 81—90, 589—603.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 9, с. 63—68.
Карамзин Н. М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. — 3-е изд. — СПб., 1842— 1843. — Т. 5, прим. 309; т. 6, прим. 629. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 3.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1402. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 607.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 13.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 125. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 2110. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 31 (кн. 61), с. 223.
Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 19, с. 259—260. Письма митрополита Киевского Евгения Болховитинова к петербургскому ученому библиографу В. г. Анастасевичу. С предисловием Н. И. Полетаева // Русский архив. — М., 1863—1917; 1889. — Кн. 2, № 5, с. 64. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 5, с. 50—53, 381, 427.
Дмитриева Р.П. Спиридон-Савва (по прозвищу Сатана) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1989. — Вып. 2, ч. 2, с. 408—411.