Спиридона Тримифутского святителя на Козьем болоте церковь

Найдено 1 определение
Спиридона Тримифутского святителя на Козьем болоте церковь
(уничтожена).
Время основания этой церкви на Спиридоновке точно неизвестно. Вероятно, она была построена в XVI в., в период, когда эта территория еще не входила в черту Москвы. На земле, принадлежавшей в XIV в. князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому, а затем ставшей владением Новинского монастыря, в XVI веке уже существовала митрополичья Козья слобода, которая располагалась у прудов вдоль болотистой местности, находившейся неподалеку от Никитских ворот Белого города. Из прудов, самый большой из которых впоследствии получил название Синодального, а затем Патриаршего, брал начало ручей Черторый, протекавший у Никитских ворот, а затем вдоль стен Белого города направлялся в сторону Москвы-реки.
Церковь Спиридона Тримифунтского, согласно легендарным данным основанная пастухами, выпасавшими коз в этой местности, в действительности была центром митрополичьей, а затем патриаршей слободы. Козья слобода имела развитое хозяйство. В ней, видимо, активно разводили скот, а в прудах — рыбу. Одновременно, Козья слобода уже в ранние времена служила и как место отдыха московских митрополитов, а затем российских патриархов.
О первой деревянной церкви в Козьей слободе сохранилось мало сведений. Известно, что в начале XX века в Спиридоновском храме находились иконы XVI века, созданные, видимо еще для древней церкви. В 1633 г. на месте обветшавшего во время событий Смутного времени деревянного храма построили каменную церковь. Она представляла собой высокий, скромно декорированный, бесстолпный четверик, поперечно вытянутый (с севера на юг), увенчанный главой на высоком барабане, которая возносилась над горкой килевидных кокошников, размещенных вперебежку. Барабан, украшенный аркатурно-колончатым поясом, был прорезан четырьмя крестообразно расставленными окнами. Два яруса окон освещали внутреннее пространство храма. Особое устройство алтарной части, при котором три апсиды примыкали не к четверику, а к пониженному восточному выступу, возможно, объясняется тем, что алтарная часть впоследствии перестраивалась. Видимо, изначально со стороны западного фасада церкви существовала трапезная. В XVII веке построили и первую шатровую колокольню.
Главный престол освятили в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Два первоначальных придела, располагавшиеся в восточной части храма, о чем свидетельствовали малые главы над боковыми апсидами, были посвящены традиционно почитаемым вместе святителям Николаю Чудотворцу и Спиридону Тримифунтскому.
Согласно письменным источникам заказчиком строительства нового храма стал патриарх Филарет. Принимавший активное участие в управлении возрождавшейся после Смутного времени державой, патриарх Филарет заслужил особое уважение сограждан своей стойкостью в православной вере, верность которой он сохранил, несмотря на долгие годы польского плена. На вклад патриарха Филарета был создан высокий резной иконостас, образы которого создавали лучшие иконописцы того времени. Эти иконы, наряду с древними образами, бережно сохранялись после обновления иконостаса в 1751—1752 гг., когда был устроен верхний ряд, посвященный Страстям Господним, а также после разорения храма в 1812 г., когда он чудом не сгорел во время пожара. Наиболее чтимым был древний образ святителя Спиридона в житии с вложенной в него частицей мощей святого. Эта икона представляла собой редкий иконографический извод, изображавший в среднике святого Спиридона в рост, в крещатых ризах, с омофором. Его голову увенчивала митра. Правая рука была поднята в благословляющем жесте, левая держала Евангелие. Клейма изображали сцены из жития святого.
После пожара Москвы в 1812 г. церковь нуждалась в ремонте. В 1820-е гг. в новых формах была построена трапезная в формах классицизма. В ней разместились приделы Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского, которые освятили в 1822 г. Тогда же в южной апсиде освятили придел апостолов Петра и Павла. В 1820-е гг. на месте шатровой колокольни возвели круглую многоярусную колокольню в стиле классицизма, определившую градостроительную ситуацию всего района. В храме сохранялись многие чтимые образы, а также древнее лицевое шитье — воздухи и плащаницы, созданные в XVII веке, возможно на вклад патриарха Филарета. Одной из святынь был также древний напрестольный крест.
Церковь закрыли в 1930 г. В начале августа власти разрешили обмерить храм, однако, не дожидаясь окончания обмеров, начали его ломать. На месте церкви в 1932—1934 гг. выстроили дом с барельефами, представляющими Технику, Искусство и Науку, сохранившийся и поныне.

Источник: Москва православная Все храмы и часовни.