Средневековая латинская литература
Средневековая латинская литература
К С. л. л. относится обширная и отличающаяся жанровым разнообразием литература, развивавшаяся на основе лат. яз. и существовавшая на протяжении всего Ср.-век. периода, включая эпоху Возрождения. Для произведений С. л. л. было характерно широкое использование традиционных художеств, форм рим. литературы преим. эпохи поздней античности, однако их содержание определялось уже новыми господствующими силами (феодалы, церковь); вместе с тем в ней зародились новые поэтич. формы и жанры (секвенция и тропы, ритмич. и рифмованная поэзия, литургич. драма и животный эпос). Сохранилось гораздо больше произведений С. л. л., чем сочинений античных авторов. Это объясняется, во-первых, широким распространением традиции изготовления рукописных книг. Благодаря этому до нас дошло большое количество (частично еще неопубликованных) как переписанных от руки с авторских текст ов книг, так и самих оригиналов. Востровторых, тем, что С. л. л. существовала почти во всех европ. странах, входивших в сферу влияния католич. церкви, а духовенство в осн. пользовалось средней латынью в качестве своего письм. языка (поэт ому и авт оры, и чи га гели, как правило, принадлежали к этой среде). Период, непосредственно последовавший за падением Западной Римской империи, ознаменован общим упадком культуры, что не могло не сказаться на лит. жизни. Однако благодаря мерам, предпринятым Карлом Великим, в истории С. л. л. наблюдается первый заметный подъем (каролингское Возрождение, его представители еще в значительной степени опирались на рим. лит. традиции); следующий подьем С. л. л. в 10 11 вв., приведший к созданию вполне оригинальных произведений, был связан с мероприятиями Оттонов и Салиев. Подлинного расцвета она достигла в 12 13 вв. Затем наступает период упадка, и в эпоху Возрождения С. л. л. практически исчезает. Получают широкое распространение новолат. литра и произведения, написанные выразительным народным языком. Среди памятников С. л. л. мн. значительных произведений, обладающих большой эстетич. ценностью. Она определялась характерным для многочисл. жанров этой литературы плодотворным сочетанием античной лит. традиции со Ср.-век. художеств, средствами. Среди историч. сочинений были истории отдельных народностей («История франков» Григория Турского, 6 в.; «История лангобардов» Павла Диакона, 8 в.), монастырей («История монастыря св. Галла» Эккехарда IV, 11 в.) и епископатов (Адам Бременский, 11 в.), а также произведения, посвящ. «имперской» («Хроника» Тит мара Мерзебургского, ок. 1000), совр. («Анналы» Ламберта Герсфельдского), а также всемирной истории (Оттон Фрейзингенский, 12 в.). Последнее сочинение отличает интерес к философско-историч. проблемам. На раннем этапе развития С. л. л. из-под пера Эйнгарда вышел блистательный образец художеств, биографии («Жизнеописание Карла Великого», 9 в.). Другое биографич. сочинение о Карле Великом, насыщ. всевозможными историч. анекдотами и сказочными мотивами (Ноткер Санкт-Галленский, 9 в.), положило начало лит. новелле как жанру; последняя получила широкое распространение в период зрелого средневековья. Она была представлена как сборниками написанных на анекдотич. материале светских рассказов и историй («Римские деяния», ок. 1300), так и сводами повествований религиозного характера («Золотая легенда» Якопо из Варацце, 13 в.). Хотя научные труды носили преим. энциклопедич. характер и опирались в осн. на аналогичные сочинения периода поздней античности и раннего средневековья (например, на сочинения Исидора Севильского, 7 в.), появлялись трактаты, посвящ. проблемам техники (Теофил Пресвитер, ок. 1100), и в большом количестве медицинская литература. Ее авторами были главным образом профессора Салернской медицинской школы. Велико было количество теологич. трактатов, посвящ. анализу различных мест лат. варианта Библии ( «Вульгата»), христианских проповедей (Бернар Клервосский, 12 в.) и эпич. проблемам (Альбертиан Брешианский, 13 в.). Развитие религиозно-философских идей достигло своей кульминации в произведениях представителей схоластики, интерпретирующих положения Аристотеля (Пьер Абеляр, 12 в., Альберт Магнус, 13 в., Фома Аквинский, 13 в.) и писателей-мистиков (Гуго и Рихард Сен-Викторские). Разнообразна эпистолярная литература, включающая переписку личного и политич. (Герберт Реймский, 10 в.), дидактич. (Рабан Мавр, 9 в.) и поучающего (Фромунд Тегернзейский, 11 в.) характера. Ср.-век. поэзия отличалась богатством жанров: драмы в стихах Гросвиты Гандерсгеймской (11 в.); другие виды литургич. драмы (рождественское действо и инсценировка страстей Христовых, представление об Антихристе, 12в.). Существовали различные виды сюжетной литургич. поэзии — сводные сборники библейских историй и христианских легенд, мартирологи, агиография (Гротсвита). Среди стихотворных произведений светского содержания выделяется эпич. поэзия, представл. такими жанрами, как героич. («Вальтарий», 9 в.), историч. («Поэма о Барбароссе», ок. 1200) и животный эпос («Бегство пленника», 14 в., «Изенгрим», 12 в.). Замечательным образцом романа в стихах является поэма «Руодлиб» (11 в.). В лирич. поэзии были представлены стихотворения как светского (творчество вагантов: «Кембриджские песни», 11 в., «Кармина бурана», 12–13 вв.), так и религиозного содержания (секвенция: Ноткер Санкт-Галленский, 9 в., Герман Райхенау, 12 в.); обилие религиозных гимнов (например, в честь богородицы — девы Марии). В дидактич. поэзии разрабатываются светские («Песнь о соловье» Бонавентуры, 13в.), сатирич. («Зерцало глупцов» Нигелла Вирекера, 12 в.) и назидательные («Источник философии» Готтфрида Сен-Викторского, 12 в.) сюжеты. Сюда можно отнести сборники гимнов и изречений («Дистихи Катона», «Випон», 12 в.), а также стихотворения, написанные для воспитания юношества («Регистр авторов» Гуго Тримбергского, 13 в), шуточные стихотворения, стихотворные загадки (Альдхельм , 7 в.), эпич. поэмы на сказочные сюжеты и басни (Павел Диякон, 8 в.). Богатством художеств, форм отличались бесчисл. стихотворения, написанные по самым различным поводам: панегирики, эпитафии, эпиграммы, стихотворное описание тех или иных политич. событий, приветствия, посвящения и т. д. С. л. л. оказала большое влияние на становление разнообразных жанров народной литературы этой эпохи.
Источник: Словарь античности. 1989