СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО

Найдено 1 определение
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО
историко-художественный термин, применяемый для определения этапов истории искусства феодальной эпохи. В Западной Европе период Средневековья охватывает 5–14 вв. (от падения Рима до начала эпохи Возрождения); в Восточной Европе – тот же период, до падения Константинополя, столицы Византии (1453); в России – 10–17 вв. (от Крещения Руси до реформ Петра I); в странах Востока Средние века длились с 3–4 до 16–18 вв. Термин возник в Италии в эпоху Возрождения, когда Средневековье воспринималось негативно, как эпоха отхода от идеалов античности, как промежуточный, переходный период.
Для средневекового искусства характерна тесная связь с религией, выработка различных канонов, которые разрабатываются в христианстве, мусульманстве, буддизме. Искусство уделяло внимание прежде всего духовной жизни человека. Изображение являлось комментарием священного текста и призвано было помочь человеку в понимании божественных истин, сосредоточить его мысли на Вечном.
Господствующим видом искусства была архитектура, подчинившая себе др. виды пластических искусств. Однако, если в европейской, дальневосточной и индийской культуре изобразительные искусства (живопись, скульптура) процветали, то в мусульманской они существовали в весьма ограниченном объеме в связи с запретом на создание изображений одушевленных существ. Главным средством украшения зданий становятся различные виды орнамента, имеющего религиозно-философскую символику. В наибольшей степени развитая система знаков и символов, связанных с религией, сложилась в христианском средневековом искусстве.
В христианской средневековой культуре выделяют искусство Византии, Древней Руси и Западной Европы. Собственно средневековому в Восточной и Западной Европе предшествовал периодраннехристианского искусства(2–5 вв.). Эпоха Раннего Средневековья (6–9 вв.) – период поиска и становления художественных форм, соответствующих христианскому вероучению и новому типу мышления. К 10 в. в византийском искусстве складываются каноны в написании икон, тип крестово-купольного храма и система расположения мозаик и росписей на его стенах. В Западной Европе в 10 – нач. 11 в. господствует романское искусство, которому на смену, начиная с сер. 12 в., постепенно приходит готика. Мусульманское искусство, как более молодое по сравнению с христианским, многое заимствовало из достижений последнего, творчески их переработав. Между различными странами и регионами в эпоху Средневековья шел плодотворный творческий обмен, взаимно их обогащавший.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
183.39 кб

Архитектура Востока в средневековом искусстве Европы

Мухин А. С.
Читать PDF
183.39 кб

Архитектура Востока в средневековом искусстве Европы

Мухин Андрей Сергеевич
Читать PDF
84.80 кб

Франц Куглер о средневековом искусстве Армении и Грузии

Арутюнян Артур Арменович
Франц Куглер, автор «Руководства по истории искусств», во второй редакции труда обращается к искусству Армении в разделе, посвященном искусству средневекового Востока.
Читать PDF
46.93 кб

Образ средневековья в русском искусстве XIX - начала XX в

Самохин А. В.
Читать PDF
64.71 кб

Свет в изобразительном искусстве Средневековья и Возрождения

Свешников А. В.
В статье рассматриваются некоторые векторные аспекты проблемы света в изобразительном творчестве Средневековья и Возрождения.
Читать PDF
1,019.55 кб

Способы искусственного освещения жилищ в средневековом Предуралье

Крыласова Наталья Борисовна
Читать PDF
349.52 кб

Специфика изучения времени на материалах средневекового искусства

Шуб Мария Львовна
Статья посвящена рассмотрению некоторых методологических проблем изучения времени как такового и изучения времени сквозь призму художественного пространства определённой исторической эпохи.
Читать PDF
143.93 кб

Образ Востока в изобразительном искусстве Европы эпохи средневековья

Волошинов А. В., Руденко М. А.
Рассматриваются знания, которыми располагал Запад о Востоке в эпоху средневековья.
Читать PDF
198.17 кб

ОБРАЗЫ СВЯТЫХ ВОИНОВ В КИПРСКОМ СРЕДНЕВЕКОВОМ ИСКУССТВЕ XII-XVI ВЕКОВ

Фукара К.
The given article examines the development of the iconography of the warriors Saints at different historical periods, and also the style, and the school during the Byzantine and the post-Byzantine periods (up to the middle of XVI
Читать PDF
2.34 мб

О некоторых византийских элементах в средневековом искусстве Дагестана

Маммаев М.М.
В статье на основе сравнительного изучения орнамента и изобразительных сюжетов (грифонов, орлов) отдельных произведений камнерезного искусства из с.
Читать PDF
134.17 кб

Цвет зла. К вопросу о цветовом каноне в русском средневековом искусстве

Кузнецова Евгения Александровна
В статье рассмотрены семантические аспекты цветовой палитры в иконописном искусстве средневековой Руси.
Читать PDF
721.71 кб

Образы времени в календарных циклах искусства эпохи средневековья в Италии

Тюрикова Юлия Михайловна
В статье исследуются изображения знаков зодиака и «трудов месяцев» в искусстве Италии в Средние века.
Читать PDF
846.57 кб

Средневековая боевая маска-личина из музея искусств Метрополитен (Нью-Йорк)

Бобров Леонид Александрович
В статье рассмотрена уникальная боевая маска-личина, хранящаяся в Музее искусств Метрополитен (г. Нью-Йорк, США). Маска выполнена из железа и снабжена медным бортиком по периметру.
Читать PDF
806.16 кб

К вопросу о датировке средневековых памятников камнерезного искусства С. Кубачи

Маммаев Мисрихан Маммаевич
Читать PDF
1.55 мб

Мотив уничижения плоти аскетов Средневековья в русском изобразительном искусстве

Туминская Ольга Анатольевна
Статья посвящена анализу изобразительных примеров уничижения плоти в практике аскетизма, продолжающих сюжетное развитие Голгофского страдания Иисуса Христа.