Средние специальные учебные заведения

Найдено 1 определение
Средние специальные учебные заведения
техникумы, уч-ща, колледжи)    готовят специалистов со ср. специальным образованием для разл. отраслей нар. х-ва, здравоохранения, культуры, просвещения.    С 1920 все С.С.У.З. стали называться техникумами. С 1937 в техникумах готовили специалистов для нар. х-ва, в уч-щах - для здравоохранения, просвещения, культуры и т.д. С 1991 техникумы и уч-ща стали преобразовываться в колледжи.    С целью улучшения качества подготовки специалистов в 1921 нек-рые техникумы получили статус практических ин-тов. Просуществовали они до 1924. В сов. период ср. специальное образование на У. продолжало развиваться на базе дорев. учреждений: Ур. горного, Нижне-Тагильского горнозаводского, Кунгурского мех.-техн., Тобольского ветеринарно-фельдшерского и т.д. Нек-рые уч. заведения были закрыты (духовные семинарии и др.).    В период рев. и гражд. войны число С.С.У.З. и кол-во обучающихся в них сократилось: в 1914 было 32 уч. заведения с 2,5 тыс. уч-ся, к 1920 стало 17 с 2,2. 20-е - 30-е - период развития сети С.С.У.З. В 1928 в 44 техникумах обучалось 7,8 тыс. уч-ся, в 1933 в 175 - 38,5 тыс., а к 1940 соответственно в 305 - 75,4. Быстрее др. росла сеть индустриальных техникумов. В 1929 их было открыто 11 и 11 отд. при действовавших техникумах. На базе врачебных и учительских курсов создавались соответствующие техникумы. К 1933 на У. было 14 мед. техникумов (3 тыс. уч-ся) и 52 педагогических (9,6 тыс.). Для подготовки нац. кадров открываются марийские (Красноуфимск, Свердл.), белорусский (Таборы), украинский (Троицк), башк. и татарско-башк. (Свердл., Троицк, Сафанулево, Пермь и др.), остяко-вогульский (Обдорск), ненецкий (Самарово) педагогические техникумы. Позже они войдут в объединенный педагогический техникум. Особенно быстро развивается сеть техникумов в нац. р-нах У. За 10 предвоенных лет в Башк. создано 45, в Удм. - 11. Постепенно развиваются техникумы худ.-культ. профиля: Мотовилихинский муз. (1921), Оренб. муз. (1927) и т.д. К 1929 на У. работало 5 техникумов культуры.    На становление содержания и методов обучения в техникумах оказала влияние конкретно-ист. обстановка в стране. В преподавательских коллективах техникумов шла борьба между сторонниками "Дальтон-плана" и кл.-урочной системы. Содержание и методы обучения находились под жестким парт.-гос. контролем. 19 сент. 1932 принимается специальное пост. ЦИК СССР "Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах". Обеспечение идеологического контроля над уч-ся шло через преподавателей обществ.-полит. дисциплин, число к-рых увеличивалось за счет сокращения специальных дисциплин. В уч. планах закреплялась обязательная произв. практика уч-ся.    В 20-30-е был закреплен новый классовый принцип обучения: приоритет получили дети раб.-крест. происхождения. Шла настоящая борьба за пролетаризацию техникумов: чистки по соц. признаку; наборы через рабфаки, курсы, по парт., комсомольской, проф. разнарядке; снижение акад. требований к уч-ся из раб.-крест. среды, особенно к парт.; оказание мат. помощи. Хотя к концу 20-х раб.-крест. прослойка среди уч-ся составляла уже 67,1%, категория лиц, лишенных права получать как высшее, так и ср.-специальное образование, расширялась за счет классово-чуждых элементов, раскулаченных, детей "врагов народа". В 1932 командировки-мобилизации на учебу были отменены, но политика регулирования соц. состава уч-ся сохранялась до нач. 90-х.    В предвоенные гг. была проведена реорг-ция сети С.С.У.З. Вузы, не имеющие достаточной мат. базы, были закрыты или преобразованы в техникумы, число однопрофильных техникумов сокращено за счет их объединения, открываются новые (авто-тракторные, электро-техн., торфяной и др.). В целом, сеть С.С.У.З. стала соответствовать техн.-экономическому и культ. развитию У.    За гг. войны кол-во техникумов и число уч-ся в них сократилось незначительно, вместо закрываемых открывались новые, с учетом потребностей военного времени. Условия учебы и жизни меняются, ч. уч. заведений переданы под госпитали, эвакуированные учреждения. Уч-ся работали на оборонных предприятиях, убирали урожай, дежурили в госпиталях, проходили военный всеобуч. Сроки обучения были сокращены, уплотнена раб. неделя, сокращены каникулы и сессии, пересмотрены уч. планы.    Сокращение числа выпускников со ср.-специальным образованием привело к быстрому росту числа техникумов в послевоенное время. Особенно быстро развиваются формы вечернего и заочного обучения. На У. открываются 24 вечерних и 1 заочный техникум, 36 вечерних и заочных отд. Прием в эти уч. зав. увеличен в 3-4 раза. За 1945-50-е число уч-ся в техникумах У. увеличивается на 44,1 тыс. чел. К концу 50-х сеть С.С.У.З. неск. сократилась (в Перм. обл. на 2, в Челяб. - на 3, в Оренб. - на 4 и т.д.) за счет слияния мелких и однопрофильных, одноврем. были открыты новые техникумы: Алапаевский мед., Свердл. химического машиностр. и др.    В 60-70-е идет пост. рост сети С.С.У.З. и числа уч-ся в них за счет открытия новых уч. заведений и отд. В каждом регионе У. была нач. подготовка по 25-35 новым специальностям, чаще всего в области торговли, бытового обслуживания, кооперации, права, культ.-массовой работы, для новых технологий (Белоярский энергетический техникум (1971)). Создается новый тип С.С.У.З.: з-д-техникум, совхоз-техникум. В эти гг. была создана соврем. мат.-техн. база С.С.У.З.: построены новые и расширены старые уч. корпуса, общежития (в ср. по 6-7 в каждой обл. в пятилетку), спортивные комплексы, базы отдыха, жилье для педагогов.    Содержание образования и воспитания уч-ся С.С.У.З. определялись директивными документами КПСС и пр-ва. Одним из них было пост. от 22 авг. 1974 "О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним и специальным образованием". Уровень проф. подготовки специалистов улучшался за счет связи уч. процесса с произв., увеличением числа дипломных проектов, внедренных в произв., творческой работы педагогов и повышения их квалификации (в 1968 при Ур. гос. ун-те открыт ф-т повышения квалификации преподавателей С.С. У.З. У.). В воспитательной работе, наряду с положительными моментами, было много формализма, идеологического давления, что находило отражение в планах "комплексного коммунистического воспитания уч-ся".    Полит. и экономические изменения в СССР и России во второй пол. 80-х и нач. 90-х противоречиво отразились на системе ср. специального образования: повсеместное закрытие вечерних отд. и сокращение заочных, сокращение отд. специальностей на дневных отд. и произв. практики, передача в аренду или продажа уч.-произв. помещений и общежитий. При сохранившемся числе С.С.У.З. в гг. "перестройки и реформ" в каждом регионе У. произошло значительное сокращение числа обучающихся (в Свердл. обл. с 1980 по 1994 на 22,2 тыс., в Челяб. - на 19,2, Перм. - на 13, Оренб. - на 6, Кург. - 3, Удм. - 2, Башк. - 10,1, на 75,5 тыс. по У.).    В то же время в уч. заведениях открылись новые специальности, обеспечивающие экономическое развитие У. в новых условиях, усложнились программы, изменились формы и методы обучения. Многие техникумы и уч-ща получили статус колледжа.    Лит.: Адрианова Г.С. Художественная интеллигенция Урала. 30-е гг. Екатеринбург, 1992; Социальное развитие и уровень жизни населения РСФСР в 1989 г. Т. 2. М., 1990; Сперанский А.В. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург, 1996; Чуфаров В.Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции 1920-1937 гг. Свердловск, 1970.    Баранова Л.Я.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
185.47 кб

Средние специальные учебные заведения Курской области в послевоенный период

Огневщиков В. В.
В статье рассмотрены проблемы развития среднего специального образования в Курской области в послевоенный период. Основное внимание уделено состоянию средних специальных учебных заведений.
Читать PDF
484.49 кб

Средние специальные учебные заведения России 1941 - 1945 годов в современной историографии

Храмкова Е. Л.
В статье проводится анализ отечественной исторической литературы 1990-х начала 2000-х гг., посвященной изучению истории средних специальных учебных заведений России периода Великой Отечественной войны.
Читать PDF
171.81 кб

Динамика развития профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения

Кулезнева И. Н.
Статья содержит анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме идентичности, в которой обосновывается сущность понятий «идентичность», «профессиональная идентичность»; определяется значимость раз
Читать PDF
251.31 кб

Социальный интеллект и эмоциональное выгорание преподавателей средних специальных учебных заведений

Кайдина Марина Сергеевна
В статье рассматривается актуальный вопрос о ресурсах преодоления эмоционального выгорания преподавателей средних специальных учебных заведений (ссузов).
Читать PDF
256.58 кб

Специфика развития профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения

Кулезнева Ирина Николаевна
Читать PDF
499.41 кб

Развитие сети вечерних и заочных отделений средних специальных учебных заведений в Западной Сибири в

Дианов Алексей Григорьевич
В статье анализируются возникновение и развитие сети вечерних и заочных отделений средних специальных учебных заведений в Западной Сибири в послевоенные годы (1946-1958).
Читать PDF
224.63 кб

ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ (

Сойников Алексей Анатольевич
В статье дан обзор источников по истории социальной защиты преподавателей средних специальных учебных заведений России.
Читать PDF
506.18 кб

Профессиональная адаптация выпускников средних специальных учебных заведений на современном рынке тр

Филимонова Е. Ю.
Изучаются проблемы профессиональной адаптации выпускников средних специальных учебных заведений на современном рынке.
Читать PDF
153.54 кб

Сравнительный анализ социального самочувствия студентов высших и средних специальных учебных заведен

Степанов Александр Михайлович
Статья посвящена проблеме изучения социального самочувствия студенческой молодежи Санкт-Петербурга.