Средняя Азия в V — начале IX в
Средняя Азия в V — начале IX в.
Общественный строй народов Средней Азии в V—VII вв.
Крушение рабовладельческого Кушанского царства и завоевание Средней Азии кочевниками-эфталитами были связаны с кризисом рабовладельческого строя и зарождением феодальных отношений в ее оседлых земледельческих областях — Хорезме, То-харистане, Согде и Фергане. Возникновение феодальных форм эксплуатации было процессом длительным и вместе с тем революционным по своему историческому значению. Становление феодальных отношений шло двумя путями. С одной стороны, господа сажали на землю своих рабов, предоставляя им земельные участки и орудия труда. С другой стороны, выделившаяся из общины разбогатевшая часть сельского населения (дехканы) разными способами присваивала землю рядовых общинников и водные ресурсы.
Об имущественной дифференциации внутри общины можно судить на основании открытых археологами жилищ нового типа: в V—VI вв. появились усадьбы-«замки» больших крестьянских семейств, огражденные стенами, за которыми находилась жилая башня. Замки дехканов (образцом их является Тешик-кала в Хорезме) строились по такому же плану, но отличались значительно большими размерами, прочностью стен и роскошью отделки. Обедневший земледелец-общинник вынужден был становиться в зависимость от дехкана на началах издольной аренды. Такие издольщики назывались кедиверами, они впоследствии превратились в феодально зависимых крестьян, в то время как из крупных землевладельцев — дехканов сформировался класс феодалов.
В земледельческих областях Средней Азии, расположенных в оазисах по долинам рек, образовалось несколько десятков владений во главе с феодалами, которые также носили название дехканов. Наиболее сильными из этих феодалов были цари Согда и Ферганы, владетели Осрушаны, Бухары и Мерва. В V в. и в первой половине VI в. все эти местные правители были данниками царя эфталитов. Независимость сохранял только Хорезм,управляемый царями из династииАфригидов.
Средняя Азия и тюрки
Между 563 и 567 г. Тюркский каганат, образовавшийся в середине VI в. в районе Алтайских гор и в степях Семиречья, заключив союз с сасанидским Ираном, разбил эфталитов и подчинил своей власти Среднюю Азию до реки Аму-Дарьи. Кочевники-тюрки мало вмешивались во внутреннюю жизнь феодальных владений Средней Азии, довольствуясь взиманием с них дани. В 80-х годах VI в. в тюркском кочевом обществе происходил процесс классообразования. В связи с этим в Семиречье произошло восстание обедневших кочевников против правящей кочевой знати. Во главе движения бедноты стал царевич Абруй (в китайских источниках Або), сын тюркского кагана от рабыни, лишенный прав на престол из-за своего происхождения.
Потерпев неудачу в открытой борьбе со знатью за престол, Абруй со своими сторонниками из беднейших кочевников откочевал в Бухарский оазис. Здесь он соединился с согдийскими крестьянами, поднявшими еще раньше восстание против местных феодализирующихся землевладельцев-дехканов. Восставшие крестьяне и кочевники изгнали из Бухарского оазиса местных дехканов и связанных с ними купцов, заняли их земли и выбрали Абруя правителем (583 г.). Бежавшая согдийская знать обратилась за помощью к тюркскому кагану. Тот прислал войска, которые жестоко подавили движение. Вернувшиеся дехканы обратили побежденных повстанцев в своих кедиверов или в рабов, отняв у них земли. Абруя подвергли мучительной казни, бросив в мешок, наполненный красными пчелами (586 г.).
После 588 г. Тюркский каганат распался на Восточный, с центром в Монголии, и Западный, с центром в Семиречье. Средняя Азия вошла в состав последнего. В 634 г. Китайская империя овладела землями восточных тюрок и закрепила свою власть над Восточным Туркестаном (ныне Синьцзян). В 658—659 гг. она одержала победу и над западными тюрками. Китайская империя на время подчинила себе Среднюю Азию, но вторжение тибетцев в Восточный Туркестан и возрождение Восточнотюркского каганата (в Монголии) во второй половине VII в. положили конец попыткам феодального Китая утвердить свою власть в Средней Азии. От времени Тюркского каганата в Средней Азии остались значительные группы тюркоязычного населения (в Семиречье, Фергане, Балхе и др.), впоследствии вошедшие в состав узбекской и казахской народностей.
Средняя Азия в VI и начале VII в.
VI и начало VII в. отмечены, согласно сообщениям китайских источников, ростом производительных сил в земледельческих оазисах Средней Азии. Появилось шелководство, перенесенное в V в. из Китая в Хотанский оазис (в Восточном Туркестане), а оттуда на запад. Расширилась площадь орошаемой и обрабатываемой земли. К этому же времени относятся первые известия о посевах проса и пшеницы в области Чача (Ташкентский оазис).
Еще более быстрыми темпами феодальные отношения в Средней Азии стали развиваться с VII в. Росло число укрепленных дехканских замков. Таков, например, замок на горе Муг (в нынешней Таджикской ССР), принадлежавший в конце VII и начале VIII в. правителю города Пенджикента Диваштичу. Раскопки в Пенджикенте дают представление о городе того времени. Город был невелик: площадь его, ограниченная городскими стенами, не превышала 19 га, а население достигало 3—4 тыс. человек. В городе преобладали богатые, чаще всего укрепленные усадьбы дехканов, владевших землями в окрестностях города, но зачастую занимавшихся также и торговлей. Ремесло далеко еще не было отделено от сельского хозяйства, и многие ремесленники жили в усадьбах дехканов как их зависимые люди или рабы. Тем не менее материал раскопок дает основание говорить о прогрессе в технике ткацкого, кожевенного и гончарного ремесел, производства стекла и т. д.
В рассматриваемое время развивалась и внешняя транзитная торговля с Индией (через Балх) и особенно с Китаем. Главная роль в этой торговле принадлежала согдийцам. По данным китайских источников, за время с 627 по 647 г. только из Самарканда и ближайших к нему владений было отправлено в Китай 20 посольств, обычно в сопровождении торговых караванов. Согдийцы везли в Китай стекло, бирюзу, коней и др., вывозили же оттуда шелковые ткани. В разных районах Средней Азии добывались золото, железная руда и каменная соль.
В Средней Азии в VII в. сложилось много небольших царств и княжеств, в которых правили династии местного (согдийского, хорезмийского, тохарского), а кое-где и тюркского происхождения. Все они находились сначала под верховной властью Западнотюркского каганата, которому местные цари и князья платили дань. Одно время, в середине VII в., некоторые княжества признавали и власть китайского императора. Ко времени же арабского завоевания (VIII в.) мелкие государства Средней Азии фактически были самостоятельными.
Преобладающей религией ираноязычного оседлого населения оставался зороастризм, связанный со старинными местными культами и этим сильно отличавшийся от персидского зороастризма. В некоторых местностях (Тохаристан) был распространен и буддизм. По преимуществу в городах имелись также общины иудеев, манихеев и христиан.
К этому времени в Средней Азии обострились классовые противоречия. Проникшее в нее из Ирана маздакитское учение имело большой успех среди малоземельных и беднейших крестьян. Именно маздакиты руководили крестьянскими выступлениями против дехканов. В начале VIII в. в Хорезме под предводительством Хурзада произошло народное восстание против знати. Движение это выдвинуло маздакитскую программу уничтожения знати, установления социального равенства и передачи всех земель свободным сельским общинам.
Культура
В V—VII вв. в Средней Азии продолжала развиваться письменность на хорезмийском и особенно на согдийском языках, являвшихся разговорными языками для большинства населения оседлых земледельческих областей Средней Азии, а также части Восточного Туркестана. На широкое распространение письменности указывает возникновение скорописи. Письменные памятники религиозного содержания — буддийские, манихейские и христианские на согдийском языке и согдийском алфавите (самые ранние из них датируются предположительно IV в. н. э., самые поздние — VIII в.) говорят о культурных связях согдийцев с Индией, Ираном и Сирией. Наиболее богатое собрание памятников согдийской письменности представляют документы начала VIII в., записанные на коже и палках, которые были найдены в замке на горе Муг.
Богатейший материал для представления об изобразительном искусстве согдийцев в VII—VIII вв. дают недавно открытые советскими учеными росписи в Пенджикенте (Пянджикенте). Великолепные стенные фрески, обнаруженные здесь, свидетельствуют о существовании в VII—начале VIII в. высокоразвитой местной школы живописи. Стены пенджикентских зданий — храмов и жилых помещений — были покрыты сюжетными многокрасочными росписями на разнообразные темы (изображение торжественных приемов согдийских царей, поединков дехканов, боевых столкновений конников и пеших воинов, изображение арфистки и т.д.). Культовая пенджикентская живопись является важным источником для решения вопроса об идеологии и верованиях населения Средней Азии в период, непосредственно предшествовавший арабскому завоеванию и насаждению ислама. Но особенную ценность представляют стенные росписи Пенджикента на светские сюжеты. В светской живописи Пенджикента, очень выразительной и выполненной с большим мастерством, уже отчетливо проявились, однако, веяния нарождающегося феодального общества, выразившиеся в новой, более схематичной по сравнению с предшествующим временем, трактовке окружающего мира. В Пенджикенте обнаружены также скульптурные произведения и резьба по дереву с фигурами людей и животных. О высоком уровне развития, изобразительного искусства у согдийцев можно судить и по недавно открытым развалинам дворца в Варахше, к северо-западу от Бухары, с замечательными росписями на стенах (изображения зверей и всевозможных сцен охоты).
Из произведений прикладного искусства следует отметить найденный в замке ва горе Муг покрытый кожей деревянный щите высокохудожественным изображением в красках всадника на оседланном коне.
Изображение на этом щите, дошедшее до нас в виде фрагмента, представляет исключительный интерес: оно является, по общему признанию, произведением местного искусства и позволяет выявить его своеобразный и оригинальный характер. Это изображение дает также представление о вооружении согдийского воина-всадника в конце VII — начале VIII в.
Средняя Азия славилась также согдийским высококачественным стеклом. В 428 г. приехавшие в Китай согдийские купцы обучили китайских ремесленников изготовлению этого стекла. Большое количество хорошей стеклянной посуды этого времени было найдено при раскопках в городище Афрасиаб (в Самарканде) и в других местах.
Завоевание арабами Средней Азии
Начавшиеся в 30-х годах VII в. завоевания арабов распространились и на Среднюю Азию. Завершив завоевание Ирана и захватив Мервский оазис, войска Арабского халифата в 651 г. дошли до река Аму-Дарьи. До конца VII в. арабские войска совершали из Мерва лишь набеги на среднеазиатские владения с целью захвата военной добычи. Но в начале VIII в. Хаджжадж, наместник восточных областей Халифата, послал в Среднюю Азию своего полководца Кутейбу ибн Муслима, под командованием которого арабские войска завершили завоевание большей части Средней Азии (между 705 и 715 гг.).
Арабы встречали повсюду упорное сопротивление народов Средней Азии. Но это сопротивление было разрозненным. Отсутствие политического единства, разобщенность отдельных княжеств и распри князей облегчили арабским завоевателям их наступление. Арабские полководцы стремились привлечь на свою сторону местную знать, искавшую помощи у завоевателей в борьбе с народными движениями. Так был занят Хорезм, правитель которого (хорезмшах), желая подавить крестьянское восстание под предводительством Хурзада, призвал Кутейбу на помощь против своего народа. Отряды хорезмптаха принимали участие при осаде Кутейбой в 712г. Самарканда. Арабское завоевание Средней Азии сопровождалось разрушениями, захватом богатой военной добычи и уводом большого числа мирных жителей в рабство. По сообщению историка Ибн ал-Асира, Кутейба вывел из Средней Азии до 100 тыс. рабов-пленников.
Стремясь прочно закрепиться в оседлых оазисах Средней Азии, арабы целыми семьями поселялись в захваченных городах и селениях. В Среднюю Азию, как и в Иран, направлялись арабские наместники, которых сопровождали писцы со своими канцеляриями. Вместе с ними в страну шли и служители мусульманского духовенства, всеми способами насаждавшие ислам.
Борьба народов Средней Азии против владычества Арабского халифата
Притеснения и вымогательства халифских властей в Средней Азии вызывали возмущение не только народных масс, но и ряда местных дехканов. Как видно из документов, обнаруженных в упомянутом уже замке на горе Муг, Самарканский царь Гурак обращался (в 718 или в 719 г.) к китайскому императору с просьбой о помощи против арабов. Ненависть к завоевателям жителей Согда вызвала среди них движение за переселение в Фергану, еще не покоренную арабами. Собралось свыше 10 тыс. человек во главе с владетелем Пенджикента Диваштичем. Осажденные затем арабами в Ходженте, все они вынуждены были сдаться, выговорив себе помилование. Но арабский полководец обманул переселенцев: мужчины по его приказанию были перебиты, а женщины и дети поделены между воинами и обращены в рабство. Одновременно арабские власти произвели кровавую расправу над населением Ходжентского района, перебив там несколько тысяч крестьян.
В 728 г. арабские власти обещали отмену поземельной подати (хараджа) для земледельцев, которые примут ислам. Но когда многие согдийские крестьяне согласились стать мусульманами, завоеватели не исполнили своего обещания и стали взимать харадж с помощью карательных отрядов. В ответ на это разразилось восстание согдийцев, продолжавшееся 10 лет (728—737 гг.). Восстала вся страна. Одно время в руках арабского войска оставались только два города. Многие дехканы вынуждены были примкнуть к восставшим народным массам. На помощь к ним пришли и тюркские кочевые племена из Семиречья. Но повстанцам было трудно сопротивляться арабским войскам, которые получали постоянные подкрепления от халифа. В 737 г. арабское войско одержало победу над соединенным войском согдийцев и тюрок близ Кеша (ныне Шахрисябз), и движение было подавлено.
После поражения этого восстания дехканы, желая сохранить свои социальные привилегии и имущество, стали переходить на службу к победителям, вступая в соглашения с арабской знатью и принимая ислам. Но народ изыскивал малейшую возможность для новой борьбы. Через 10 лет (в 747 г.) широкие массы крестьян и горожан приняли участие в начавшемся в Мервском оазисе под предводительством Абу Муслима восстании, которое закончилось низвержением династии Омейядов в Халифате и возведением на престол династии Аббасидов (750 г.). В 751 г. произошло возглавленное Шариком восстание 30 тыс. крестьян Бухарского оазиса против Халифата, с трудом подавленное халифскими войсками.
В 776—783 гг. в Мавераннахре произошло движение согдийских крестьян. Некоторые дехканы из ненависти к владычеству Халифата сначала также примкнули к восстанию. Но когда выяснилось, что оно направлено не только против завоевателей, но и против местных крупных землевладельцев, дехканы покинули ряды восставших. Во главе движения стал хуррамит Хашим ибн Хаким, прозванный Муканна (по-арабски — «покрытый», т. е. «закрывавший лицо покрывалом»), родом из окрестностей Мерва, белильщик тканей. Участник восстания Абу Муслима и последующих движений в Хорасане против Арабского халифата, Муканна около 15 лет просидел в халифской тюрьме. Бежав оттуда, Муканна перебрался в Мавераннахр, где началось восстание, и возглавил его. Восставшие хотели полностью освободить Среднюю Азию и Хорасан от владычества Аббасидского халифата. Хуррамиты стремились отобрать земли у крупных земельных собственников, как арабских, так и местных, и передать их сельским общинам, установив социальное равенство.
Восстание это в источниках носит название движения «людей в белых одеждах». Первоначально оно имело большой успех. «Люди в белых одеждах» захватили ряд городов и укрепленных пунктов и подошли к Самарканду. В борьбе с арабскими войсками, которые теперь были поддержаны отрядами согдийской знати, на стороне Муканны принимали участие тюркские кочевые племена из Семиречья: тюргеши и карлуки. Подавить это движение халифу Махди удалось только после упорной и долгой борьбы. В 806—810 гг. в Средней Азии произошло новое большое восстание против арабского владычества, охватившее огромный район от Хорезма до Памира. Халиф Мамун справился с ним не столько в результате военных действий против повстанцев, сколько путем переговоров с их вождем Рафи ибн Ляйсом и зажиточной частью участников движения, которые, получив от халифа разные привилегии, награды и земельные пожалования, изменили движению.
Процесс развития феодальных отношений, начавшийся в Средней Азии еще до арабского завоевания, продолжался и под владычеством Халифата. Значительная часть земельного фонда, в первую очередь земли прежде свободных сельских общин, стала собственностью государства. Часть земельного фонда перешла к арабским знатным фамилиям, другие земли остались в собственности среднеазиатских дехканов, подчинившихся власти Халифата и мало-помалу принявших ислам. Прежние свободные земледельцы-общинники постепенно превратились в феодально зависимых крестьян.
К IX в. в Средней Азии стала складываться таджикская народность, говорившая на языке, принадлежавшем к группе западноиранских языков. Таджикский язык первоначально был, по-видимому, разговорным для населения Мервского, Бухарского и других оазисов. Значительная часть согдийцев вместе с другими ираноязычными группами населения постепенно вошла в состав таджикской народности.
Падение владычества Арабского халифата в Средней Азии в IX—X вв.
В IX в. в связи с общим процессом политического распада Арабского халифата в Средней Азии утвердилась местная таджикская династия Саманидов (819—999). К середине IX в. под ее властью был объединен весь Мавераннахр, кроме Бухары и ее области, где оставался местный владетель — бухар-худат. Воспользовавшись феодальными усобицами и крестьянским восстанием в Бухарском оазисе, Исмаил Саманид в 874 г. захватил Бухару, подавив восстание крестьян против местных феодалов и низложив бухар-худата. При жизни своего старшего брата, саманидского государя Насра I, Исмаил был только удельным князем Бухары, но после смерти брата он стал во главе всего Саманидского государства (892—907). При Исмаиле это государство достигло наибольшего политического могущества.
Власть над восточной частью Ирана (Хорасаном) в то время находилась в руках персидской династии Саффаридоэ (861—900). Саффариды пытались захватить и Мавераннахр, но в 900 г. их войска были разбиты военными силами Исмаила Саманида. Саффаридское государство было разгромлено, и его земли (Хорасан, Систан и Табаристан) вошли в состав владений Саманидов.