Средняя общеобразовательная школа
Средняя общеобразовательная школа
как тип уч. заведений нач. формироваться на У. в XIX в. и до 1919 состояла из разл. видов школ, отличавшихся по программам, срокам обучения и подчинявшимся разным ведомствам. В С.О.Ш. допускались дети, уже овладевшие в нач. школе или на дому основами чтения, письма, арифметики и успешно выдержавшие вступительные испытания. Совместное обучение мальчиков и девочек до нач. XX в. не разрешалось, поэтому существовала мужская и женская С.О.Ш.. Первым видом С.О.Ш. на У. стали 4-кл. мужские гимназии Мин-ва нар. просвещения (с 1828 - 7-кл., с 1871 - 7-кл. 2-х годичный), открытые в Перми (1808) , Вятке (1811), Уфе (1828), Екат. (1861), Оренб. (1868), Троицке (1873). Зарождение женской С.О.Ш. на У. связано с основанием ин-та благородных девиц в Оренб. в 1848 (с 1855 - Николаевский женский ин-т) и открытием в 1860-х в Вятке, Перми, Уфе, Оренб., Екат. 6-кл. Мариинских уч-щ и уч-щ Мин-ва нар. просвещения I разряда, преобразованных затем в 7-кл. гимназии Ведомства учреждений имп. Марии Федоровны и министерские с 8-м педагогическим классом. В последней трети XIX в. появились частные женские гимназии, подчиненные Мин-ву нар. просвещения. Если сеть мужских гимназий оставалась неизменной до нач. XX в., то число женских увеличилось к 1905 до 22. К 1915 число тех и др. резко возросло. Так, в Вятской губ. в 23 гимназиях было 1663 уч-ся мужского пола, 7748 - женского; в Перм. в 26 гимназиях - соответственно 1897 и 9259 чел. (на 1913). Более пол. уч-ся гимназий составляли дети дворян и чиновников. Мн. девушки шли в 8-й педагогический кл. и становились учительницами. Юноши по окончании гимназии получали право поступать в ун-т и др. высшие уч. заведения. Предст. гор. и сел. сословий больше привлекал второй вид С.О.Ш., появившийся в 70-е XIX в. - 6-кл. реальные уч-ща Мин-ва нар. просвещения. В их программе большее внимание уделялось предметам естественно-математического цикла. Окончание дополнительного 7 кл. (с 1888) давало право поступления в высшие техн. и с/х уч-ща и ин-ты, а с нач. XX в. - в ун-ты на физико-математические и мед. ф-ты. К 1905 на У. действовало 10 реальных уч-щ. Особым видом С.О.Ш. стали 7-кл. (с 1914 - 8-кл.) коммерческие уч-ща, открытые в Вятке (1908), Уфе (1912), Перми (1914) и находившиеся в ведении Мин-ва торговли и пром. Они отличались от гимназий и реальных уч-щ более совершенной уч.-методической базой. В старших кл. изучались специальные предметы, готовившие уч-ся к торг.-предпринимательской деятельности. Эти уч-ща привлекали, как правило, детей зажиточных крест., мещан, купцов. Во второй пол. XIX в. в губ. ц. и Екат. были открыты 6-кл. женские епархиальные уч-ща для обучения гл. обр. дочерей духовенства. Получение образования в С.О.Ш. было платным, т.к. она лишь частично субсидировалась гос-вом. Значительные суммы вносили гор. и земские органы самоуправления, частные благотворительные об-ва. В XIX - нач. XX в. число выпускников С.О.Ш. было незначительно. Большинство детей низших слоев населения не заканчивало и нач. школы. В мае 1918 все уч. заведения были переданы Наркомпросу РСФСР. Было введено совместное обучение детей обоего пола. Пост. ВЦИК от 13 сент. 1918 создавалась единая трудовая школа 2-х ступеней: 1-я - в составе 1-5 кл.; 2-я - в составе 6-9 кл. Посещение школы объявлялось обязательным, обучение бесплатным. Перестройка школы на У. была прервана гражд. войной. К концу 1920/21 уч. г. в 4 губ. У. действовало 6200 нач. школ с 445 тыс. уч-ся (среди них 200 школ 2-й ступени с 25 тыс. уч-ся). В 1923 1-я ступень стала включать 1-4 кл., 2-я - 5-9, появились семилетки, девятилетки. В 1929 нач. открываться 10-е кл. В 1923-34 работали школы крест. (с 1930 - колхозной) молодежи (ШКМ) с 3-годичным сроком обучения. К 1929/30 уч. г. в селах Ур. обл. в нач. школе обучалось 67% детей, в г. - 90%. Число школ повышенной ступени росло медленнее из-за незначительного числа учеников из раб. и крест. в школах 2-й ступени. Последние в ходе разгоревшихся дискуссий предлагалось даже закрыть или соединить с ПТУ. Чтобы привлечь сел. молодежь в ШКМ, в этих школах ввели проф. уклоны (1924) - с/х, адм.-управленческий, педагогический и др. Политехнизация, имевшая место и в др. школах, была отменена в нач. 30-х. Перелом в развитии школ повышенного типа произошел на У., как и по всей стране, лишь в нач. 30-х. К концу 30-х действовало 232 семилетки и 217 ШКМ. В 1932 в семилетки поступило 93% выпускников гор. и пос. нач. школ. 7-летний всеобуч действовал в 80 р-нах Ур. обл. В 1934 школы 1-й и 2-й ступени были реорганизованы в нач. и ср. В 1930-е усилилось внимание к подготовке и переподготовке учительских кадров. В Ур. обл. их готовили Перм. и Свердл. ун-ты, 5 педагогических ин-тов, 48 педтехникумов. Расширилась система заочного обучения, сеть летних курсов повышения квалификации. Война тяжело отразилась на работе школы. Мн. школьные здания были заняты под госпитали, оборонные предприятия, интернаты для эвакуированных детей. Остро ощущалась нехватка учителей, сократилась сеть школ и число уч-ся. Большое кол-во подростков трудилось на з-дах, в колхозах и совхозах. В 1943 в г. и пос. стали открываться школы раб. молодежи (ШРМ), в 1944 - школы сел. молодежи (ШСМ) для обучения без отрыва от произв. В 1943-54 в школах крупных г., с 5 кл., осуществлялось раздельное обучение мальчиков и девочек. В послевоенный период была поставлена задача восстановить сеть школ и контингент уч-ся к уровню 1940. В 1949 на У. было окончательно введено всеобщее 7-летнее образование. В 1956/57 уч. г. нач. открываться школы-интернаты с круглосуточным пребыванием в них подростков и группы с продленным днем. В 1958 С.О.Ш. стала 11-летней. Объявляется обязательное 8-летнее образование, а в 9-11 кл. вводится произв. обучение. Однако отсутствие мат.-техн. базы, нехватка опытных преподавателей произв. обучения заставили в 1966 отказаться от этой идеи и перейти к 10-летнему обучению в С.О.Ш. За период с 1959 по 1970 число уч-ся в сети общеобразовательных школ выросло с 1,8 до 2,6 млн чел. Значительно повысился удельный вес учителей, имевших высшее образование (ок. 55%). К 1975 на У. в осн. был завершен переход к всеобщему ср. образованию молодежи. В конце 80-х - нач. 90-х нач. процесс демократизации, гуманизации, дифференциации обучения. Законом РФ об образовании 1992 разрешено существование разл. типов и видов школ. С.О.Ш. получила право на творчество, на выбор программ, учебников, методов обучения. На У. появилась сеть гимназий, лицеев, колледжей, профильных школ и классов. Зимина Т.И., Сафронова А.М.