Средства передвижения
СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
древние — в конце эпохи бронзы для скольж. по льду водоемов население Сев. Европы применяло коньки из пястных костей коровы и лошади. С 3 в. н.э. их стали вытеснять железные коньки, к-рые в ср. века широко распростр. в большинстве стран Европы. Прируч. животных дало возможн. использ. их для перевозки тяжестей и перездов (вьюч., верховые и упряж. животные). С нач. эпохи бронзы в Юж. Европе и Сев.-Вост. Африке в кач-ве транспортн. животного известен осел, затем — бык (последний — и в Передней Азии), в Индии — слон и буйвол, в Тибете — як и крупная порода овец. Впослед. прируч. и развед. верблюдов открыло огромные возможности для караван. транспорта в пустынях и полупустынях Азии и Сев. Африки. Лошадь как упряж. животное известна с бронз. века, первонач. в Азии; удила, псалии и мягкие стремена известны у скифов Причерноморья. Самые ранние находки седел известны из раскопок пазырыкских курганов 5 — 3 вв. до н.э. на Алтае. В Европе к этому времени относятся первые находки металл. шпор. Металл. стремена были изобретены кочевниками Цент. Азии и распростр. в 4 — 5 вв. н.э. на терр. от Китая до Англии. Новой формой С. п. явил. колесная повозка, известная уже на рубеже 4 — 3-го тыс. до н.э. в странах древ. цивилизации — Передней Азии и Индии; в Причерноморье, Средиземноморье, Египте и Китае — в 3 — 2-м тыс. до н.э. Древнейшая повозка с 2 или 4 сплошн. дерев. колесами, вращавш. вместе с осью, была тяжела и малоподвижна. Во 2-м тыс. до н.э. начинают преобладать колеса со ступицей, спицами и ободом, насаживающ. на неподвиж. ось. Археологич. находки погребальных, охотнич. или боевых колесниц и их изображ. известны на терр. Ассирии, Вавилонии, Египта, Др. Китая, Греции и Рима. Древнейшей формой колесной упряжки была яремно-дышловая. Хомутно-оглобельная в Европе изв. только с кон. 1-го тыс. н.э.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Средства передвижения
традиционные народов У. В каждом регионе специфика С.П. обусловлена природной средой, особенностями хоз. деятельности и этническими традициями. Выделяются две осн. группы С.П.: транспорт водный и наземный. Наиб. распространенными видами водного транспорта Ур. региона были плоты и лодки разл. конструкций. Плоты употреблялись в осн. рус., башк. и мансийским нас. Для переезда одного-двух чел. строился плот из двух бревен, для перевозки грузов - из 5-7. Крепление произв. жердями, пропущенными через сквозные отверстия, заранее сделанные на обоих концах бревен, или путем связывания березовыми (ивовыми) "вицами". Для дальних путешествий плот оборудовали шир. полатями, где хранили одежду, продукты, скрывались от непогоды. Управляли плотом с помощью шестов. Из лодок самой легкой и маневренной была лодка-долбленка. Ее изготавливали из цельного ствола дерева, выдалбливая остов и разводя над костром борта. Шир. распространение имели круглодонные (на сев. рр.) и плоскодонные (на юж. водных магистралях) лодки. Они были составными: к выдолбленному днищу пришивали по одной - две доски-борта. Для передвижения использовали одно- или двухлопастное весло. По размерам они разделялись на одноместные - для рыбного промысла и многоместные - для перевозки людей и грузов. В последних нередко делали деревянный или берестяной навес для укрытия от дождя и зноя. В земледельческой полосе для транспортировки через реки сухопутных С.П. и крупных животных употребляли паромы. Наземный транспорт, приводимый в движение мускульной силой чел. или животных (собак, лошадей, оленей), разделялся на волоковый, полозовый и колесный. К первому относятся шир. распространенные среди земледельцев простые веточные волокуши, на к-рых перевозили сено, и волоки из копани (ствола дерева с изогнутым корневищем), использовавшиеся для перевозки дров, объемных грузов. Полозовый транспорт У. представлен санями (земледельческая полоса), нартами (сев. тундра и лестотундра) и лыжами (повсеместно). Они имели большую вариативность в конструкции и размерах. Напр., у сев. народов различались нарты грузовые и ездовые, мужские и женские, священные и "поганые". Лыжи бытовали среди промыслового нас. Они разделялись на голицы (простые деревянные, использовавшиеся при сильных морозах), "меховые" (деревянные, скользящая поверхность к-рых обклеивалась шкурой с ног оленя или лошади, употреблялись при охоте на зверя) и "ступательные" (короткие и шир., для передвижения по глубокому рыхлому снегу). Полозовые С.П. использовались как зимой, так и летом, особенно в заболоченных обл. Колесный транспорт получил распространение преим. в земледельческой полосе благодаря наличию грунтовых дорог и трактов. Большое хоз.-бытовое значение имели двуколки (беда, таратайка, медведка) и четырехколесные телеги (тарантас, дроги). Они были конструктивно однотипными и состояли из оси (одной или двух), колес (двух или четырех), кузова и оглобель. Различия заключались в размерах кузова и колес, способе крепления деталей, а также во внеш. оформлении (например, "выездные" экипажи украшались росписью и резьбой). С сер. XIX в. колеса стали оковывать жел. ободами, что увеличило их прочность и долговечность. Осн. запряжным животным земледельцев служила лошадь (одна - три), наиб. распространенный способ запряжки - хомутно-оглобельно-дужный. Сев. нас. в качестве тягловой силы использовало оленя (от трех до семи), преобладал веерный способ запряжки. К концу XX в. повсеместное распространение получил моторный транспорт (машины, лодки). Однако для нужд личного х-ва иногда используются традиционные С.П., а нарты, лодки-долбленки и лыжи являются незаменимыми атрибутами жизнедеятельности сев. народов. Лит.: Лебедева А.А. О зимнем гужевом транспорте русских крестьян в XIX - начале XX в. // Полевые исследования Института этнографии. М., 1975; Историко-географический атлас Сибири / Под редакцией М.Г.Левина и Л.П.Потапова. М.; Л., 1961. Лезова С.В.