Стаций, Публий Папиний

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

Стаций, Публий Папиний
ок. 40-96)
   Римский поэт и политик, родившийся в Неаполе и живший в Риме; известен по своим эпическим произведениям, главным образом по поэме "Фиваида", написанной в двенадцати книгах и рассказывающей о борьбе Полиника с Этеоклом - сыновей Эдипа, проклятых отцом. Свою вторую эпическую поэму "Ахиллеиду", рассказывающую о юности Ахилла, Стаций оставил незаконченной. По "Фиваиде" Стация был написан средневековый "Фиванский роман".
   Данте следует традиции, согласно которой Стаций обратился в христианство, прочитав "Мессианскую эклогу" Вергилия, поэтому именно Стаций сменяет Вергилия в качестве провожатого Данте к Земному Раю ("Божественная комедия", Чистилище, 21, 22, 23). Когда Данте встречает в Аду Улисса и Диомеда среди "лукавых советчиков" (Ад, 26), он сравнивает раздвоенное пламя, которым объяты эти герои, с таким же раздвоившимся пламенем погребального костра Этеокла и Полиника - эту деталь Данте непосредственно заимствовал из "Фиваиды": Этеокл и Полиник так ненавидели друг друга при жизни, что и после смерти не хотят гореть в общем пламени. Стацием восхищались и в эпоху Ренессанса и позже. Сейчас, похоже, никто не ставит Стация на один уровень с Вергилием.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
(ок. 40 - ок. 95)
   рим. поэт. Род. в Неаполе. Благодаря связям отца был хорошо принят при дворе. От его произв. до нас дошли 5 кн. стихотв. «на случай» под назв. «Сильвы» («Сады»), поэма «Фиваида» в 12 кн., рассказывающая о походе 7 вождей против Фив; а также начало незаконч. поэмы «Ахиллеида» (детство и юность героя). «Сильвы» были написаны в очень короткий срок и представляют собой небол. произв. на разл. темы. С. широко использует готовые формулы, шаблонные фразы и повторения. Стихотв., посвящен, имп. Домициану (81- 96), проникнуты чрезмерными похвалами и лестью. Привлекая мифолог, материал, С. часто вкладывает похвалу императору в уста к.-л. божества. Поэма «Фиваида» ориентируется на гомеровско-вергилиевскую традицию. Предназнач. для публ. чтений, она насыщена патетикой, разл. риторическими приемами и штампами.
   Соч.: Фиваида. М., 1991.
   Е.О.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Стаций, Публий Папиний
римский поэт. Свой талант развивал под заботливым наблюдением отца, который держал сначала в Неаполе, а затем и в Риме грамматическую школу и успешно занимался поэзией. Молодой С. читал свои произведения на литературных конкурсах-агонах, учрежденных императором Домицианом. Полчуил первое место за панегирик, прославляющий победы императора в Германии и Дакии, в 94 г. не нашла признания его эпичесская поэма о войне Домициана с германцами О Германской войне (De bello Germanico). По-видимому, разочарованный этой неудачей, он возвратился в родной Неаполь, где и умер. Из обширного литературного наследия С. сохранилось 3 произведения: Фиваида (вероятно, 80–92 гг. н. э.) — мифологический эпос в 12 книгах, посвященный Домициану. Т. Традиционный сюжет о братоубийстве и борьбе сыновей Эдипа за власть над Фивами использовался греческими поэтами с давних времен, как в эпической поэзии, так и в трагедии, а примерно в 400 г. до н. э. Антимах Колофонский написал поэму с тем же названием. В поэме С. можно найти реминисенции из Гомера, Еврипида и др., а из римских писателей — из Овидия, Сенеки, Лукана, Валерия Флакка. Композиция произведения выстроена по образцу Энеиды Вергилия, отсюда же происходит деление поэмы на 2 части. Первая описывает события, предшествующие походу (кн. I–VI), вторая — сам поход (кн. VII–XII). Неуклонное следование этому принципу отягощает произведение: немногие события, связанные с приготовлениями к походу занимают только 3 первых книги и часть четвертой, а остальное поэт вынужден был заполнить отвлеченным повествованием о Гипсипиле и Офельте. Зато вторая часть поражает обилием кровавых сцен битвы, исполненных напряжения, которые идут одна за другой. На эпической технике лежит отпечаток влияния Вергилия; кроме традиционных божеств, определяющих судьбы героев, поэт вводит персонифицированные абстрактные понятия, такие как Мужественность (Virtus), Благочестие (Pietas), Страх (Pavor). Влияние Вергилия прослеживается также в описаниях сражений, игр, местности и т. д. С. часто пишет в маньеристическом стиле своей эпохи, избыток риторических средств приводит его к искусственности и преувеличениям. Фиваида С. является единственным сохранившимся произведением, которое в эпической форме раскрывает тематику, принадлежавшую до сих пор драме. Другим произведением С. была Ахиллея, тоже мифологическая поэма в 2 книгах. Ахиллея, начатая в 95 г., была издана посмертно. Поэт рассказал только историю о том, как Ахилл скрывался среди дочерей Ликомеда на Скиросе, где его нашел Одиссей. Но он намеревался, как сам указывает во вступлении, описать все деяния Ахилла. В конце жизни С. создал также Сильвы (так называлось собрание множества различных предметов). Это были произведения, написанные при разных обстоятельствах и затем собранные в 4 книгах, каждую из которых предваряло прозаическое посвящение одному из покровителей. После смерти С. была издана книга V, содержавшая остальные произведения этого типа, но уже без посвящений. Весь сборник включал 32 произведения; это впоследствии систематизированные стихи на случай, различной тематики и характера. Среди них можно найти панегирики в честь Домициана и др., произведения, написанные на заказ для прославления общественных построек, произведений искусства, имеются скорбные элегии и стихи по поводу частных событий и праздников: дней рождения (genethliaca), свадеб (epithalamia), кончин (epicedia). Некоторые из них довольно личные, лирического характера, например, прекрасный эписедий на смерть отца С. Разнообразному содержанию соответствовало разнообразие формы произведений: повествование, письмо, элегия и т. д. — и стиль, который менялся в зависимости от тематики. Менее разнообразна метрика: преобладает гекзаметр, но имеются также одиннадцатисложники, алкеевы и сапфические строфы. Сильвы, несмотря на обилие риторики, свидетельствуют об импровизаторском таланте автора и его хорошем владении поэтическим ремеслом. Наряду с произведениями Марциала, Ювенала и письмами Плиния Младшего они представляют ценный источник сведений об эпохе, ее традициях и придворных обычаях при Домициане, свидетельствуют о зависимости поэта от его покровителей. Последующие поколения относились к произведениям С. с почтением, его эпосы охотно читались в античности и в средние века, они в значительной степени повлияли на Данте (который ставил С. наравне с Вергилием) и поэтов барокко.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999