СТАЛЬ (СТАЛЬ фон ГОЛЬШТЕЙН)
СТАЛЬ (СТАЛЬ фон ГОЛЬШТЕЙН)
барон Николай Владимирович 5.01.1914 (С.- Петербург) 16.03.1955 (Антиб, Франция). Живописец, график. Сын генерал-майора барона Владимира Ивановича Сталь фон Гольштейна (1853— 1921), помощника коменданта Петропавловской крепости (в 1908-17). Мать, Любовь Владимировна Бередникова (ум. в 1922), из богатой петербургской семьи, увлекалась живописью и хорошо играла на фортепиано. В 1919 выехал с семьей в Польшу. После смерти родителей, в 1922, вместе с двумя сестрами был взят под опеку дальним родственником - бывшим русским подданным Эммануэлем Фрицеро, жена которого возглавляла Красный Крест в Брюсселе. В 1922-30 учился в Иезуитском коллеже св. Михаила в Брюсселе, в 1930-31 - в коллеже кардинала Мерсье в Брен-л’Алле. В 1932-35 занимался в Королевской академии искусств в Брюсселе у профессора А. Ван Халена и изучал архитектуру в академии искусств Сен-Жиль под руководством Ш. Малькоза. Путешествовал по Голландии, познакомился с искусством Рембрандта и Вермеера; побывал в Париже, испытал сильное впечатление от искусства П. Сезанна, А. Матисса, Ж. Брака и X. Сутина; около года провел в Испании (1934). В 1935 снял мастерскую в Брюсселе и начал самостоятельно заниматься живописью и рисунком. Зарабатывал на жизнь, расписывая декорации по чужим эскизам. В 1936 показал иконы и акварели, выполненные в Испании, на совместной выставке с А. Остратом и Р. Лукиным в галерее Dietrich. В 1936-37 с помощью мецената барона Ж. де Брауэра посетил Марокко. Встретил французскую художницу Жаннин Гийу, которая стала спутницей его жизни; вместе с ней посетил Алжир, путешествовал по Италии и Франции. В 1938-40 жил в Париже, недолго посещал занятия в Свободной академии у Ф. Леже. Исполнил роспись павильона Воды для французского отдела на Международной выставке в Льеже (1939). В 1939 вступил во французский Иностранный легион, служил в Тунисе. Поссорившись с опекуном, оказался в крайней нужде. В состоянии депрессии уничтожил большинство ранних работ. В 1940—43 жил в Ницце, общался с деятелями искусства, уехавшими на юг Франции от оккупационного режима, в том числе с Ле Корбюзье, А. Маньелли, Г. Арпом, Робером и Соней Делоне. В 1943 вернулся в Париж. Познакомился с Ж. Браком и с А. М. Ланским, который стал его другом. В 1946, после смерти Ж. Гийу, женился на Франсуазе Шапутон. В 1948 получил французское гражданство. В его окружение тех лет входили поэты П. Лекуир и Р. Шар, коллекционер Ж. Боре, маршан Ж. Дюбур. В 1940-е экспериментировал с цветом и формой, соединял элементы абстрактной живописи с изображением реальных предметов (столярные инструменты, корни деревьев, разделанное мясо). В 1944 пришел к чистой абстракции. Его поддержала владелица галереи Жанна Буше (J. Bucher). Показывал работы на выставках абстрактной живописи в галереях J. Bucher (февраль 1944; совм. с В. В. Кандинским и Ц. Домела) и l’Esguisse (апрель-май 1944; совм. с В. В. Кандинским, Ц. Домела и А. Маньелли). В 1945 провел в галерее J. Bucher персональную выставку. Участвовал в Осеннем салоне (1944, 1946, 1951, 1952), Майском салоне (1945-55), в выставках современного французского искусства в Торонто (1949), Копенгагене (1950), НьюЙорке (1950), Вашингтоне (1951) и Цюрихе (1952), в выставке «Европа: Новое поколение » в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1952). На XXVII Международном биеннале в Венеции (1954) для его картин был предоставлен отдельный зал в павильоне Франции. Персональные выставки состоялись в галереях J. Dubourg в Париже (1950, 1951, 1954), Т. Schemp в Нью-Йорке (1951) и Matthieson в Лондоне (1952). В 1952 написал картину «Ночь на стадионе», с которой начался возврат к предметности. Исполнил два картона в виде коллажей для настенных ковров (1952); иллюстрировал книги стихов Р. Шара (Poemes de Rene Char. Paris, 1951) и П. Лекуира (Lecuire P. Ballets Minute. Paris, 1954). В 1953 заключил контракт с нью-йоркским маршаном Л. Розенбергом и посетил США в связи с персональной выставкой в галерее Knoedler в Нью-Йорке. В 1954-55 персональные выставки состоялись в галерее Л. Розенберга. Подолгу работал в Нидерландах и Бельгии (1949), Англии (1950), Нормандии (1952), Италии (1953). Осенью 1954 устроился в мастерской в Антибе. Писал море, порт, натюрморты и ню, начал крупноформатную (4 * 6 м) картину «Оркестр» (ныне в Национальном музее современного искусства в Париже). Готовился к выставке. Вновь повторившаяся депрессия привела к самоубийству. Мемориальная выставка состоялась в 1955 в Музее Гримальди в Антибе. В 1956 мемориальные выставки прошли в Национальном музее современного искусства в Париже, галереях A. Tooth и Whitechapel в Лондоне, галерее Philips в Вашингтоне и Королевской Шотландской академии в Эдинбурге, в последующие годы - во многих галереях и музеях Запада. В 1981 ретроспективная выставка состоялась в Большом дворце в Париже и галерее Тейт в Лондоне. Работы были показаны на выставках: «Русские художники Парижской школы» в Сен-Дени (1960) и Париже (Дом французской мысли, 1961), «Значительные картины русских художников во французских собраниях» в рамках Осеннего салона (1972), «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974) и др. Представлен в крупнейших музеях современного искусства Европы и США.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999