(21 III 1888, пос. Оболсуново Владимирской губ. - X 1914, близ дер. Логачево Смоленской губ.)
А. Станчинский - талантливый русский композитор и пианист. Он прожил 26 лет, но оставил яркий след в истории русской музыки. Станчинский родился в интеллигентной семье, его отец был инженером-химиком, мать - преподавательницей музыки.
Музыкальная одаренность Станчинского проявилась необычайно рано: в пятилетнем возрасте он создает свои первые импровизации. Регулярные занятия музыкой начались в 9 лет - сначала с матерью, затем в музыкальных классах Мейера (Ревель) и Боркуса (Смоленск). В Смоленске состоялись первые публичные выступления Станчинского на открытых ученических вечерах (1902, 1903, 1904).
Наиболее значительная часть жизни композитора связана со Смоленском и Москвой. С 1899 г. семья Станчинских живет в имении Логачево Ельнинского уезда Смоленской губернии. Зимой Станчинский учится в Смоленской гимназии, летом в Логачеве создает ряд фортепианных пьес и романс «Мне снилось вечернее небо» (на ст. С. Надсона).
С 1903 г. Станчинский регулярно бывает в Москве и берет уроки фортепианной игры у И. Левина и К. Игумнова, теории музыки и сочинения у А. Гречанинова. С 1905 г. постоянным наставником композитора становится, по совету С. Танеева, Н. Жиляев, с которым Станчинский был дружен до конца своей короткой жизни. В 1907 г. Станчинский поступил в Московскую консерваторию по классу фортепиано к профессору Игумнову, одновременно он берет уроки по фортепиано у К. Эйгеса. Музыкально-теоретические предметы и композицию Станчинский изучает под руководством Танеева. Быть учениками Танеева могли лишь наиболее музыкально одаренные люди. В связи с событиями 1905 г. Танеев демонстративно ушел из Московской консерватории, но продолжал заниматься с учениками безвозмездно частным образом.
Годы учения в Московской консерватории были наиболее плодотворными для Станчинского. Композитор жадно впитывает музыкальные впечатления, находится в курсе всех литературно-художественных событий. Жиляев познакомил его с А. Скрябиным, которому Станчинский неоднократно играл свои сочинения. Большая личная и творческая дружба связывала его и с выдающимся пианистом и композитором Н. Метнером.
В 1907-10 гг. Станчинский написал ряд прелюдий, этюдов для фортепиано, цикл из 10 шотландских песен на ст. Р. Бернса и фортепианное Трио.
В 1910 г. Станчинский перенес тяжелое нервное заболевание, вызванное смертью отца. После болезни он оставляет консерваторию, но продолжает занятия с Танеевым, работает с удвоенной энергией и создает цикл прелюдий-канонов, вариации, цикл «Эскизов», 2 фортепианные сонаты, сонатное Allegro. П. Юргенсон издает отдельные выпуски «Эскизов», которые были доброжелательно встречены музыкальной критикой. 2 марта 1914 г. Станчинский выступает в концерте московских композиторов в Малом зале консерватории с большой программой из собственных произведений.
Критика единодушно выделила Станчинского как наиболее «талантливого и оригинального композитора», представляющего «интерес несомненный и крупный». Успех концерта окрылил композитора, в его творческих планах намечалось создание балета (предполагалось содружество с балетмейстером М. Мордкиным), оперы на сюжет русской народной сказки (в архиве сохранились наброски либретто) и оркестровой сюиты на испанские или итальянские темы.
Однако безвременная и трагическая смерть композитора в селе Логачеве не позволила осуществиться этим интересным замыслам. Памяти Станчинского посвятили свои фортепианные циклы Метнер («Импровизация») и Ан. Александров («Былая одержимость»).
Творчество Станчинского связано с музыкой русских композиторов (от Глинки и Мусоргского до Скрябина и Метнера) и отмечено чертами новаторства, сближающими его с музыкой И. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова.
Его произведения отличаются отточенностью формы, оригинальностью ладотонального мышления, яркой полифоничностью, изощренной и прихотливой ритмикой, экономной фортепианной фактурой. Одна из главных особенностей музыкального языка Станчинского заключается в предвидении ритмоинтонаций современной музыки. /И. Лопатина/