СТАНИЦА
Станица
крупное казачье поселение, административный центр во главе с атаманом.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
СТАНИЦА
в XVI–XVII вв. в России казачий отряд, охранявший определенный участок засечной черты; позднее крупное казачье село.
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
СТАНИЦА
1) в 16-17 вв. казачий отряд, несший охрану определенного участка засечной черты и выдвинутый вперед (как правило, в степь перед ней). 2) Крупное казачье сельское поселение или административно-территориальная единица, объединяющая несколько небольших казачьих селении.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
СТАНИЦА
в XVI—XVII вв. в Русском государстве казачий отряд для защиты засечной черты, находившийся перед ней. В России — крупное казачье сельское поселение или административно-территориальная единица, объединявшая несколько небольших казачьих селений. В СССР и современной России — традиционное название сельских населенных пунктов на территориях бывших казачьих войск. Возрождаются в первоначальном значении.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
СТАНИЦА
1) конный отряд (в XV-XVII вв.), который высылался на южные и юго-восточные рубежи России для отражения набегов татар. По уставу сторожевой и станичной службы 1571 состояла из 60-100 казаков, детей боярских и других служилых людей; 2 ) административная единица территориального казачьего войска и казачий населенный пункт; 3) делегация казачьего войска (XVI-XVIII вв.), отправлявшаяся в Москву для выражения готовности служить русским царям, а также для связи с правительством.
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002
СТАНИЦА
в первонач. значении казачий отряд, с 18 в. казачье поселение. С присоединением населенных казаками территорий к России С. стал именоваться центр адм.-терр. единицы, объединявшей неск. казачьих поселений (хуторов и поселков). Все казачье население С., исключая лиц, не принадлежавших к казачьему сословию (иногородних), составляло станичное общество, органом к-рого был станичный круг (сбор). Последний избирал должностных лиц станичного управления, распределял казачьи земли и повинности, заведовал казенными хлебными магазинами, школами и пр. Осн. адм.-полицейским учреждением станицы - станичным правлением заведовал станичный атаман. В каждой С. был суд, рассматривавший мелкие уголовные и гражданские дела (тяжбы до 100 руб.). Высшей инстанцией для станичных органов являлось областное или войсковое правление. Лит.: Столетие воен. мин-ва, т. 11, ч. 1-2. Главное Управление казачьих войск. Историч. очерк, СПБ, 1902.
СТАНИЦА
в 16 в., конный отряд (до 100 чел. и больше), возглавляемый головой и высылавшийся в Дикое поле для предотвращения набегов крымских и ногайских татар. Дозорная служба осуществлялась на основе «Боярского приговора о станичной и сторожевой службе» (1571), разработанного кн. М. И. Воротынским. По «Боярскому приговору о назначении мест, где стоять головам в поле, и до коих мест ездить от них станицам», также разработанному Воротынским, головы стояли: 1) на Волге под Караманским лесом (против устья Б. Карамана); 2) на Дону (выше впадения рек Медведицы и Хопра); 3) на р. Оскол и 4) на р. Сейм. Первым двум головам предписывалось контролировать поле Волгодонья. Голова на Волгу назначался в Казани. Подчиненная ему С. (135 чел.) набиралась из служилых людей Казани, Свияжска, Алатыря, Темникова, Кадома. Среди них были татары, чуваши, мордва. С. контролировала правобережье Волги до г. Тетюши на севере и до верховья р. Балыклеи (притока Волги) на юге. Голова на Дон назначался в Шацке. Подчиненная ему С. (120 чел.) комплектовалась из служилых людей Шацка, Темникова, Кадома, Алатыря (в т. ч. из татар и мордвы). Разъезжала до верховья р. Айдар (лев. притока Сев. Донца) на З. и до р. Балыклей на В. В окт. 1571 состоялся боярский приговор о пожоге полей с целью затруднения продвижения крымских и ногайских татар в пределы Рус. гос-ва. Для пожога степи в Шацке создано 2 мещерские С. 1-я С. (6 чел.) жгла траву в зоне рек Савала, Тилеорман, Ворона; 2-я С. (6 чел.) – по Идовской дороге, берегам рек Буртас, Ворона, Чингар (Чембар), Комышлей (Колышлей). После смерти М. И. Воротынского (1573) дозорную службу возглавил боярин Н. Р. Юрьев. С 1573 по 1580 головы в поле стояли у рек: Сев. Донец, Оскол, Дон и Ворона (под Тилеорман. лесом). Головы на р. Ворону назначались в Шацке. В С. набирались служилые люди из Шацка: мещера, татары, мордва, «которые по Цне и Мокше». Головы отвечали за безопасность Мещерских, Алатырских, Курмышских и Арзамасских мест. Службу несли «с весны и до зимы, переменясь по два месяца». В 1577 в С. насчитывалось 56 чел. Головами были Посник Башмак (с 29 апр. до 13 июля), Борис Свищев (с 13 июля до 13 сент.), Рохманин Вышеславцев (с 13 сент.). Станичники разъезжали до Меловых гор на З. и до Волги на В. («до Змеева Камени», располож. «против Медвежья острова усть Керешки»). Сведения о воинских людях сообщали: со стороны Меловых гор – в Шацк; со стороны Волги – под Тилеорманский лес и в Темников. В 1578 головы не менялись. Им предписывалось: «Мещерским станицам, ...ездити вниз по Дону... до Переволоки до Волжские и ниж, где ходят Ногайские люди в Крым и из Крыму в Ногай и перелазят Дон на Крымскую сторону и из Крыму на Ногайскую». В 1580 в связи с заявлением голов и станичников о том, что «меж Дону и Волги воинские люди мало ходят, все ходят новою Калмиюскою дорогою», проложенной от р. Кальмиус, впадающей в Азовское море, на Ряжск, головы и С. на р. Вороне поставлены не были. При этом указывалось: если воинские «малые люди» пойдут «на Олаторские места на Орзамасские и на Мещерскую на верхнюю на Мокшанскую и на Цненскую Мордву», то наблюдение за «сакмами» (дорогами) следует возложить на «станицы Орзамасские». Службу головы и станичники несли «з земель».
Лит: Акты Московского государства, изданные император. Академией наук / Под ред. Н. А. Попова. Т. 1. Разрядный приказ. Моск. стол. 1571–1634. СПб., 1890. В. И. Лебедев.
Лит: Акты Московского государства, изданные император. Академией наук / Под ред. Н. А. Попова. Т. 1. Разрядный приказ. Моск. стол. 1571–1634. СПб., 1890. В. И. Лебедев.
Источник: Пензенская энциклопедия.
СТАНИЦА
в первоначальном значении отряд конной разведки на степных рубежах Московии. Термин С. появляется в исторических памятниках XVI в., как название казачьих служилых отрядов, следивших за татарской степью на окраинах в. князя московского" "чтобы украинам было бережней". Но, вероятно, их служба началась уже в XV в., вскоре после того, как Татары изгнали Казаков с Дона и в южных городах Сев.-Восточной Руси появились служилые Казаки: Кадры каждой С-цы выделялись из казачьих городовых общин на основах кровного родства или хотя бы свойства, но отрицать возможность пополнения С-ц и другими казачьими беженцами нет данных. Во всяком случае, некоторые из них сохраняли до наших дней свои родовые названия, особенно на Дону (Аржановская, Качалинская, Каргальская, Григорьевская, Мелиховская и др.).
За разведывательную службу в Старом Поле служилые С-цы получали условленное вознаграждение; общины же их приобретали название того города, где были поселены (А.В. Чернов. Вооруженные силы Русского государства в XV-XVII вв. Москва, 1954).
С-цы выходили на Поле начиная от 1 апреля со своими атаманами, которых Русские называли головами. Они сменялись поочередно все лето и осень до того времени, пока степи не покрывались глубоким снегом и исчезала возможность неожиданного нападения ордынцев. Если С. обнаруживала приближение Татар, она должна была сразу уведомить об этом соседние "сторожи" (см.) и свой сборный пункт - город. После этого станичники уходили с пути противника и, оставаясь на его флангах, старались определить численность его войска.
Особый устав или "Книга" указывал, "на которых местах и урочищах на Поле, на крымских и на нагайских сакмах стояти на сторожах станичным головам, и вожам; и станичникам бережения от прихода воинских людей". Тот же устав предусматривал места стоянки дозорных станиц, назначение которых - контроль сторожевой службы.
Во время Смуты С-цы обращались в боевые единицы. Станицами же Казаки возвращались после нее на свое Старое Поле. К этому времени, т.е. к началу XVII в. русская граница продвинулась по Донцу далеко на юг, а Дон занимали дружественные Москве Казаки. Поэтому исчезла необходимость охраны прежних рубежей. Городовые Казаки и их станицы потеряли в связи этим службу. В своей значительной части они переселились на водные реки Дон, Терек, Яик и там слово С. приняло иной смысл, так стали называть поселения, которые прежде считались городками. Но вместе с тем в некоторых городках поселились по две и больше станичных общин. Например, в Старом городе Черкасском, по словам Ригельмана (XVIII в.), "в самом нутре города находится шесть станиц: Черкасских две, Павловская, Прибылянская, Средняя и Дурновская". В тех случаях, когда в новопоселенных станицах сильно было родовое начало, за ними сохранилось прежнее родовое название, а если С. состояла из многих родов, для нее придумывали новое имя по честу поселения: Усть-Хоперская, Усть-Медведицкая, Чирская, Цымлянская и т.п. Иногда возрождали старое татарское: Курман Яр, Нагай, Бабей, Егорлык и др. От глубокой древности сохранились летописные Урюпино и Сиротин. Надо полагать, по названия станиц по русским городам (Тульская, Воронежская, Рязанская) принесли с собой на Кавказскую Линию остатки городовых Казаков, служивших еще в полках с подобными названиями. Иногда Казаки получали и прозвища соответственно тем местам, из которых они возвращались на Дон. Так возникли казачьи фамилии: Мордвинцевы, Черемисиновы, Черкасовы,Тульцевы, Костромины, Казанцевы.
Ввиду того, что Служилые Казаки два-три века размещались на различных окраинах Се в.-Восточной Руси, станицы принесли на свои реки неодинаковые диалекты. Напр., верховые С-цы на Дону принесли в Хоперский округ однообразный тамбовский диалект, в то время как С-цы Усть-Медведицкая и Второго Донского округов до сих пор пользуются не менее однообразным орловско-курским диалектом. Произошло это потому, что Казаки возвращались на Дон не по одиночке, пестрым сбродом со всей Руси, а организованными и крупными общинами, сохраняя и некоторые реликты прежней казачьей речи.
С. нашего времени - оседлое казачье поселение с установленными границами его земельного юрта. Иногда на отдельные участки станичного юрта переселялось несколько семейств, основывая новые поселки и хутора. Хутора эти не разрывали связей со своей станицей, считались ее частью. Вообще, благодаря племенному однообразию, родственным связям, равенству в правах, одинаковым социальным и экономическим условиям, жители С-цы составляли как бы одну солидарную семью.
За разведывательную службу в Старом Поле служилые С-цы получали условленное вознаграждение; общины же их приобретали название того города, где были поселены (А.В. Чернов. Вооруженные силы Русского государства в XV-XVII вв. Москва, 1954).
С-цы выходили на Поле начиная от 1 апреля со своими атаманами, которых Русские называли головами. Они сменялись поочередно все лето и осень до того времени, пока степи не покрывались глубоким снегом и исчезала возможность неожиданного нападения ордынцев. Если С. обнаруживала приближение Татар, она должна была сразу уведомить об этом соседние "сторожи" (см.) и свой сборный пункт - город. После этого станичники уходили с пути противника и, оставаясь на его флангах, старались определить численность его войска.
Особый устав или "Книга" указывал, "на которых местах и урочищах на Поле, на крымских и на нагайских сакмах стояти на сторожах станичным головам, и вожам; и станичникам бережения от прихода воинских людей". Тот же устав предусматривал места стоянки дозорных станиц, назначение которых - контроль сторожевой службы.
Во время Смуты С-цы обращались в боевые единицы. Станицами же Казаки возвращались после нее на свое Старое Поле. К этому времени, т.е. к началу XVII в. русская граница продвинулась по Донцу далеко на юг, а Дон занимали дружественные Москве Казаки. Поэтому исчезла необходимость охраны прежних рубежей. Городовые Казаки и их станицы потеряли в связи этим службу. В своей значительной части они переселились на водные реки Дон, Терек, Яик и там слово С. приняло иной смысл, так стали называть поселения, которые прежде считались городками. Но вместе с тем в некоторых городках поселились по две и больше станичных общин. Например, в Старом городе Черкасском, по словам Ригельмана (XVIII в.), "в самом нутре города находится шесть станиц: Черкасских две, Павловская, Прибылянская, Средняя и Дурновская". В тех случаях, когда в новопоселенных станицах сильно было родовое начало, за ними сохранилось прежнее родовое название, а если С. состояла из многих родов, для нее придумывали новое имя по честу поселения: Усть-Хоперская, Усть-Медведицкая, Чирская, Цымлянская и т.п. Иногда возрождали старое татарское: Курман Яр, Нагай, Бабей, Егорлык и др. От глубокой древности сохранились летописные Урюпино и Сиротин. Надо полагать, по названия станиц по русским городам (Тульская, Воронежская, Рязанская) принесли с собой на Кавказскую Линию остатки городовых Казаков, служивших еще в полках с подобными названиями. Иногда Казаки получали и прозвища соответственно тем местам, из которых они возвращались на Дон. Так возникли казачьи фамилии: Мордвинцевы, Черемисиновы, Черкасовы,Тульцевы, Костромины, Казанцевы.
Ввиду того, что Служилые Казаки два-три века размещались на различных окраинах Се в.-Восточной Руси, станицы принесли на свои реки неодинаковые диалекты. Напр., верховые С-цы на Дону принесли в Хоперский округ однообразный тамбовский диалект, в то время как С-цы Усть-Медведицкая и Второго Донского округов до сих пор пользуются не менее однообразным орловско-курским диалектом. Произошло это потому, что Казаки возвращались на Дон не по одиночке, пестрым сбродом со всей Руси, а организованными и крупными общинами, сохраняя и некоторые реликты прежней казачьей речи.
С. нашего времени - оседлое казачье поселение с установленными границами его земельного юрта. Иногда на отдельные участки станичного юрта переселялось несколько семейств, основывая новые поселки и хутора. Хутора эти не разрывали связей со своей станицей, считались ее частью. Вообще, благодаря племенному однообразию, родственным связям, равенству в правах, одинаковым социальным и экономическим условиям, жители С-цы составляли как бы одну солидарную семью.