СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Станиславский Константин Сергеевич
(1863-1938) – выдающийся русский актер, режиссер, педагог, теоретик и реформатор театра. В 1888 организовал с единомышленниками «Общество искусства и литературы», ставил спектакли, играл в них ведущие роли, благодаря чему приобрел славу выдающегося актера своего времени. В 1898 вместе с драматургом и театральным критиком В.И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр(МХТ), стал его руководителем.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Станиславский Константин Сергеевич
(наст. фам. Алексеев) (1863–1938) - актер, режиссер, педагог, теоретик театра, народный артист СССР (1936). Основатель современной науки о театре, создал школу, направление, представляющие собой новый этап в развитии сценического реализма. Был одним из основателей Общества искусства и литературы (1888). В 1898 вместе с В.И. НемировичемДанченко основал московский Художественный театр (с 1920 - МХАТ). Неоднократно бывал в Х-ве. Впервые - 16-летним подростком в апреле 1878, когда гостил у родственников, рукодивших принадлежавшей отцу шерстобитной фабрикой в с. Григоровке (район нынешней Новой Баварии). В конце апреля 1896 перевез семью к своему брату - Григорию, жившему в с. Григоровка, в том же году он дважды бывал в Х-ве. В августе 1898 отдыхал в имении своего брата - Григория - Андреевке (ныне Графское Волчанского района), где изучал рукопись чеховской «Чайки», написал мизансцены и монтировку будущего спектакля. Закончив работу над режиссерским планом «Чайки», возвратился в Москву, где вместе с Немировичем-Данченко осуществил его постановку 17.12.1898 в новом помещении МХТ. Успех спектакля был громадный. В январе 1903 проведывал тяжело больного брата Юрия. В 1906–1907 посетил наш город, принимал участие в организации Харьк. Народного дома, а затем часто приезжал на генеральные репетиции народного театра. Останавливался он у матери и старшего брата, которые в те годы проживали в Х-ве. Находясь в Х-ве, живо интересовался театральной жизнью города, игрой артистов Петипа и Шувалова. Последний раз посетил Х-в во время гастролей МХАТ: 7 июня 1925 состоялась премьера спектакля «Смерть Пазухина». В Х-ве его именем названы музыкально-театральная библиотека, переулок в Ленинском районе (Холодная Гора).

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич
(1863— 1938) — российский и советский деятель культуры, актер, режиссер, педагог, теоретик театра, почетный академик РАН (1917), почетный академик АН СССР (1925), народный артист СССР (1936). С 1877 г. выступал на любительской сцене. В 1888 г. основал (совместно с режиссером, певцом и педагогом Ф. П. Федотовым) Общество искусства и литературы. В 1898 г. вместе с В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр (МХТ). С 1900-х гг. активно разрабатывал учение о творчестве актера, его технике и методе работы над ролью. Впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского театра (единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актерского ансамбля; психологическая обусловленность мизансцен). Добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания. Поставил пьесы А. П. Чехова, в которых сыграл роли: Тригорин («Чайка», 1898), Вершинин («Три сестры», 1901), Гаев («Вишневый сад», 1904); А. М. Горького — Сатин («На дне», 1902); И. С. Тургенева — Ракитин («Месяц в деревне», 1909) и др. Его фантазия и новаторство как режиссера ярко проявились в постановках: «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1906), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908, совместно с Л. А. Сулержицким и И. М. Москвиным), «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони (1914), «Горячее сердце» (1926), «Таланты и поклонники» (1933) А. Н. Островского и др. В 1912 г. вместе с Л. А. Сулержицким организовал при МХТ 1-ю Студию, в которой обучал молодых актеров. Работал и в области музыкального театра. В 1918 г. возглавил Оперную студию Большого театра, выросшую в Оперную студию-театр, затем — Оперный театр имени К. С. Станиславского (впоследствии — Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко). Поставил оперы «Евгений Онегин» Я. И. Чайковского (1922), «Царская невеста» Я. А. Римского-Корсакова (1926). В 1935 г. создал Оперно-драматическую студию.Заложил фундамент современной науки о театре и нового этапа в развитии сценического реализма. Разработал методологию актерского творчества, технику органичного перевоплощения в образ («система Станиславского»). Его деятельность оказала значительное влияние на русский и мировой театр XX в.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Станиславский, Константин Сергеевич

(сценический псевдоним Константина Сергеевича Алексеева) — один из самых крупных и оригинальных деятелей современного русского театра. Род. в Москве 5 января 1863 г., в известной купеческой семье Алексеевых. Мать С. была француженка, бабушка с материнской стороны — известная в свое время артистка в Париже. Образование С. получил в Лазаревском институте восточных языков. Участвуя в любительских спектаклях, он готовился к оперной карьере и учился пению у Комиссаржевского, вместе с которым и с Федотовым (см.) основал в Москве "Общество искусства и литературы". Вскоре он сделался режиссером спектаклей, устраивавшихся этим обществом. Здесь вырабатывались принципы такого театра, в котором не только передавалась бы предметная обстановка, соответствующая каждой пьесе, но воссоздавалась бы атмосфера жизни. В 1898 г. С., вместе с драматургом Влад. Ив. Немировичем-Данченко, основал Московский Художественный Театр. Артисты, вошедшие в состав театра, принадлежали к числу любителей, членов общества искусства и литературы, уже работавших под руководством С., а также к числу учеников Немировича-Данченко. Новый театр открылся пьесой А. Толстого "Царь Феодор". Первые два года успех его был очень средний. Новая эпоха для М. X. Т. началась в 1900 г., после того, как вся труппа побывала в Севастополе и Ялте, главным образом для того, чтобы познакомить со своим делом больного в то время Чехова. Сотрудничество театра Немировича-Данченко и С. с Чеховым и Горьким определило дальнейший его характер. Он совершил ряд триумфальных поездок в Петербург; успех его в Германии и Австрии превзошел ожидания. Немецкая печать ставила артистов театра на высоту первого ансамбля в Европе и главным образом восхваляла руководителя театра, В. И. Немировича-Данченко и талант режиссера, С. Лучшие современные драматурги в Западной Европе — Метерлинк, Гауптман и др. — присылают свои пьесы в рукописях в М. X. Т., считая его постановки образцовыми. Такова история театра, созданная совместной творческой работой его художественных руководителей Немировича-Данченко и С. Его понимание сценического искусства связано с реалистическим театром, каков, напр., театр Антуана в Париже или Deutsches Theater в Берлине. Стремление создать иллюзию живой действительности доведено в театре С. до идеального совершенства. Дом, в котором происходит действие, весь живет; художник-режиссер восполняет автора. Сцена в постановках С. совершенно отделена от зрительного зала в том смысле, что абсолютно избегаются эффекты, обращенные к публике. Режиссерская работа не ограничена текстом пьесы, а дополняет жизнь действующего лица в промежутках между его репликами и за сценой. Особенность постановок С. и заключается в этой закулисной жизни. Разработка деталей доведена до такой полноты, что враги С. и созданного им театра в своем отстаивании старой условности и сценической рутины сводят все новаторство С. к "сверчкам и паутине" в чеховских драмах. Это совершенно неверно. С. — прежде всего художник, чутко понимающий символизм обиходных подробностей, воплощающих для глаз и для слуха душевные состояния людей. Важно не то, что он дает много подробностей, а то, что он выделяет самые характерные из них и тем самым переносит зрителей в изображаемую среду. Он выходит за пределы реалистического театра и создает интимный театр настроений. Его постановки — вовсе не "протоколы" в духе натурализма, а художественные воплощения духовной атмосферы драм. Огромное достоинство С. заключается и в умении вдохновлять артистов, объединять их общим пониманием, благодаря чему получается стройное исполнение, в котором нет иерархического разделения на главные и второстепенные роли. Защитники старого, условного театра упрекают С. в уничтожении самобытности актеров, но упрек этот опровергается фактически: театр С. дал сцене первоклассных артистов, какими и у нас, и за границей признают Качалова,. Москвина, Книппер и др. Вместе с тем С. умеет вдохнуть жизнь в исполнителей даже самых маленьких ролей, и вот эта творческая работа над актерской толпой и служит полемическим ма териалом для врагов М. X. театра. С наибольшим совершенством режиссерский талант С. выразился в постановках Чехова и отчасти Горького. Московский художественный театр — преимущественно чеховский театр, создавший на русской сцене целый мир, где царит нежность и грусть. В той же гамме интимности, связанной с одухотворенным реализмом, идут "Дикая утка" и "Доктор Штокман" Ибсена, "Михаил Крамер" Гауптмана. Как актер, С. обнаруживает сильно выраженную индивидуальность. Далеко не все роли одинаково удаются ему. Героизм Шекспира не находит отклика в его художественном темпераменте; его Брут в "Юлии Цезаре" далеко не удовлетворяет. Он весь — в колеблющихся оттенках нового искусства; его сила — в умении изображать скрытый душевный мир; его лучшая роль — доктор Астров в "Дяде Ване" Чехова. Вся красота чеховского мира, в котором цинизм — только маска оскорбленной жизнью нежности, воссоздана здесь С. с неподражаемой художественностью. Другая сторона его таланта — уменье рисовать с мельчайшими житейскими подробностями психологию человека, — сказывается в его "Докторе Штокмане"; он превращает внешний недостаток Штокмана — его близорукость — в символизацию его внутреннего мира и создает с покоряющей убедительностью образ наивного идеалиста. Из множества других ролей С. наиболее выделяется Вершинин в "Трех сестрах", Крамер в пьесе Гауптмана, Сатин в пьесе Горького: "На Дне".


Зин. Венгерова.


{Брокгауз}






Станиславский, Константин Сергеевич


(Алексеев). Р(Струмилло-Петрашкевич)од. 1863, ум. 1938. Режиссер, актер, педагог, теоретик театра. Автор знаменитой "системы Станиславского" (техники органичного перевоплощения в образ). Оказал заметное влияние на мировой театр. Дебютировал как актер, на любительской сцене (1877). В 1898 г. совместно с В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр. Сыграл Тригорина ("Чайка", 1898), Вершинина ("Три сестры", 1901), Гаева ("Вишневый сад", 1904), Сатина ("На дне", 1902), Ракитина ("Месяц в деревне", 1909) и др. Поставил "Синюю птицу" Мориса Метерлинка (1908, с Л. А. Сулержицким и И. М. Москвиным), "Хозяйку гостиницы" К. Гольдони (1914), "Горячее сердце" А. Н. Островского (1926) и др. В 1918 г. возглавил Оперную студию Большого театра (позднее Оперный театр имени Станиславского). Почетный действительный член АН СССР (1925), почетный действительный член РАН (с 1917). Народный артист СССР (1936).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008