род. 19 сент. 1942 в г. Свалява (Закарпатье). Композитор. Нар. артист УССР (1986). В 1970 окончил Киевскую конс. по кл. Б. Н. Лятошинского и М. М. Скорика. С 1979 зам. пред. правления Союза композиторов УССР, секретарь правления Союза композиторов СССР. Премия Ленинского комсомола УССР (1976). Гос. премия УССР им. Т. Г. Шевченко (1977). Соч.: опера Когда цветет папоротник (1979); балеты — Ольга (1982), Прометей (1985); для солиста, хора и симф. оpк. — симфония III "Я утверждаюсь" (сл. П. Тычины, 1976), кантата "Слово о Ленине" (сл. В. Чередниченко, 1979); для симф. оpк. — Увертюра (1968), Симфониетта (1971), Фантазия на украинские, литовские и армянские нар. темы (1972), симфония II Героическая (посв. 30-летию Победы над фашизмом, 1974); для скр. и симф. орк. — Симфония пасторалей (1980); для влч. и симф. орк. — Концерт (1970); для флейты и 12 струн. — камерная симфония № 3 (1982); для голоса, ф-п. и струн. орк. — камерная симфония № 4 "Памяти поэта" (сл. А. Пушкина, 1987); для 15 струн. инстр. — симфония I Largo (1973); для 16 струн. инстр. — симфония IV Лирика (1977); для скр., флейты, кларнета, тромбона, арфы, ф-п., литавр, колокольчиков и ксилофона — камерная симфония I (1973); для 2-х флейт, кларнета, гобоя, фагота, колоколов, 3-х тарелок, ф-п. и 15 струн. инстр. — камерная симфония II (1980); для флейты, гобоя, кларнета, фагота, трубы, ударных, ф-п. и струн. — Dictum (1987); для 2-х скр., альта и влч. — Сюита (1971), Квартет (1973); для скр. и ф-п. — триптих "На Верховине" (1972), Соната-пикколо (1978); для влч. и ф-п. — сонаты: I (1967), II (1968), III (1971); для ф-п. — Фуга (1965), Сонатина (1967), Соната (1972); для голоса и ф-п. — романсы на cл. А. Блока, Г. Мистраль, М. Бахтинского; для хора а капелла — Симфония-диптих (сл. Т. Шевченко, 1986); музыка к фильмам.
Станкович, Евгений Федорович
СТАНКОВИЧ Евгений Федорович
(р. 19 IX 1942, г. Свалява Закарпатской обл.)
В плеяде украинских композиторов 70-х гг. Е. Станкович - один из лидеров. Его своеобразие заключается прежде всего в масштабноети - замыслов, идей, охвате проблем бытия, их музыкальном воплощении, наконец в гражданской позиции, в последовательном отстаивании идеалов, в борьбе (не фигуральной - подлинной!) с чиновниками от музыки.
Станкевича относят к «новой фольклорной волне». Вероятно, это не совсем верно, ибо к фольклору он относится не как к средству воплощения того или иного образа. Для него это форма существования, жизненный атрибут. Отсюда щедрое использование народных тем и образов, преломленное сквозь призму современного видения мира во всей его сложности, многогранности, противоречивости.
Станкович родился в маленьком закарпатском городке Сваляве. Музыкальная школа, музыкальное училище, служба в рядах Советской Армии. После демобилизации он становится студентом Киевской консерватории (1965). За 3 года занятий в классе Б. Лятошинского Станкович сумел проникнуться его высоконравственным принципом: быть честным и в искусстве, и в поступках. После смерти учителя Станкович перешел в класс М. Скорика, давшего прекрасную школу профессионализма.
Станковичу в музыке подвластно все. Он владеет всеми современными видами композиторской техники. Додекафония, алеаторика, сонорные эффекты, коллаж органично используются композитором, но нигде не переходят в самодовлеющую цель.
Начиная со студенческих лет Станкович пишет много и в самых различных областях, но наиболее значительные произведения созданы в симфоническом и музыкально-театральных жанрах: Симфониетта, 5 симфоний, балеты «Ольга» и «Прометей», фольк-опера «Когда цветет папоротник» - эти и другие сочинения отмечены самобытными, своеобразными чертами.
Первая симфония («Sinfonia larga») для 15 струнных инструментов (1973) - редкий случай одночастного цикла в медленном темпе. Это глубокие философско-лирические размышления, где ярко проявился дар Станковича-полифониста. Совсем иные, конфликтные образы пронизывают Вторую («Героическую») симфонию (1975), осененную, по выражению композитора, «огненным знаком» Великой Отечественной войны.
В 1976 г. появляется Третья симфония («Я утверждаюсь») - эпико-философское широкомасштабное шестичастное симфоническое полотно, в которое введен хор. Огромное богатство образов, композиционных решений, насыщенная музыкальная драматургия отличают это кульминационное для эволюции творчества Станковича сочинение. Контрастом Третьей является созданная годом позже Четвертая симфония («Sinfonia liriса») - трепетное лирическое высказывание художника. Наконец, последняя, Пятая («Симфония пасторалей»)- это поэтичнейшая лирическая исповедь, размышления о природе и месте человека в ней (1980). Отсюда короткие мотивы-попевки и редкие для Станковича прямые фольклорные знаки.
Наряду с крупными замыслами Станкевич часто обращается к камерным высказываниям. Миниатюры, рассчитанные на небольшой состав исполнителей, дают возможность композитору передать мгновенные смены настроений, проработать мельчайшие детали структур, с разных сторон осветить образы и благодаря подлинному мастерству создать совершенные сочинения, может быть, о самом сокровенном. (Об уровне совершенства свидетельствует и тот факт, что в 1985 г. музыкальная комиссия ЮНЕСКО назвала Третью камерную симфонию Станковича (1982) среди 10 лучших сочинений во всем мире.)
Станковича влечет и музыкальный театр, прежде всего возможностью прикоснуться к истории. Необычна по своему замыслу фольк-опера «Когда цветет папоротник» (1979). Это ряд жанрово-бытовых и обрядовых сцен, предназначенных для концертного исполнения известным во всем мире Государственным украинским народным хором им. Г. Веревки. В органичном сочетании подлинных фольклорных образцов и авторской музыки: рождается своеобразная музыкальная драматургия - без сквозного сюжета, близкая сюитности.
Иные системы организации материала найдены в балетах «Ольга» (1982) и «Прометей» (1985). Крупные исторические события, разноплановые образы и сюжетные линии питают почву для претворения грандиозных музыкальных действ. В музыке балета «Ольга» различные сюжетные линии порождают и разнообразие идей: здесь и героико-драматические сцены, и нежно-любовные, и народно-обрядовые. Это, пожалуй, наиболее демократичное сочинение Станковича, ибо, как нигде, здесь широко использовано мелодическое начало.
Иное в «Прометее». В отличие от сквозного сюжета «Ольги» здесь 2 плана: реальный и символический. Композитор взялся за решение труднейшей задачи: воплотить музыкальными средствами тему Великой Октябрьской социалистической революции.
Избежать банальности, прямолинейности, штампов ему помогла не только романтическая трактовка образов-символов (Прометея, его дочери Искры), но в первую очередь неординарная разработка тем, современный язык без скидок на законы жанра. Музыкальное решение оказалось значительно глубже внешнего ряда. Особенно близок композитору образ Прометея, принесшего человечеству добро и обреченного вечно страдать за этот поступок. Сюжет балета благодатен еще и тем, что дал возможность столкнуть 2 полярных мира. Благодаря этому возникло сочинение остроконфликтное, с мощными взлетами драматического и лирического, сарказма и подлинной трагедийности.
«Заострить "человеческое в человеке", сделать так, чтобы его эмоциональный мир, разум легко откликались на "позывные" других людей. Тогда механизм соучастия, сопереживания не только позволит воспринять суть произведения, но точно нацелит слушателя на проблемы сегодняшнего дня». Это высказывание Станковича точно обозначает его гражданскую позицию и раскрывает смысл его активной общественной деятельности (секретарь Союза композиторов СССР и первый секретарь Союза композиторов УССР, депутат Верховного Совета УССР, народный депутат СССР), цель которой - творить добро. /С. Фильштейн/
В плеяде украинских композиторов 70-х гг. Е. Станкович - один из лидеров. Его своеобразие заключается прежде всего в масштабноети - замыслов, идей, охвате проблем бытия, их музыкальном воплощении, наконец в гражданской позиции, в последовательном отстаивании идеалов, в борьбе (не фигуральной - подлинной!) с чиновниками от музыки.
Станкевича относят к «новой фольклорной волне». Вероятно, это не совсем верно, ибо к фольклору он относится не как к средству воплощения того или иного образа. Для него это форма существования, жизненный атрибут. Отсюда щедрое использование народных тем и образов, преломленное сквозь призму современного видения мира во всей его сложности, многогранности, противоречивости.
Станкович родился в маленьком закарпатском городке Сваляве. Музыкальная школа, музыкальное училище, служба в рядах Советской Армии. После демобилизации он становится студентом Киевской консерватории (1965). За 3 года занятий в классе Б. Лятошинского Станкович сумел проникнуться его высоконравственным принципом: быть честным и в искусстве, и в поступках. После смерти учителя Станкович перешел в класс М. Скорика, давшего прекрасную школу профессионализма.
Станковичу в музыке подвластно все. Он владеет всеми современными видами композиторской техники. Додекафония, алеаторика, сонорные эффекты, коллаж органично используются композитором, но нигде не переходят в самодовлеющую цель.
Начиная со студенческих лет Станкович пишет много и в самых различных областях, но наиболее значительные произведения созданы в симфоническом и музыкально-театральных жанрах: Симфониетта, 5 симфоний, балеты «Ольга» и «Прометей», фольк-опера «Когда цветет папоротник» - эти и другие сочинения отмечены самобытными, своеобразными чертами.
Первая симфония («Sinfonia larga») для 15 струнных инструментов (1973) - редкий случай одночастного цикла в медленном темпе. Это глубокие философско-лирические размышления, где ярко проявился дар Станковича-полифониста. Совсем иные, конфликтные образы пронизывают Вторую («Героическую») симфонию (1975), осененную, по выражению композитора, «огненным знаком» Великой Отечественной войны.
В 1976 г. появляется Третья симфония («Я утверждаюсь») - эпико-философское широкомасштабное шестичастное симфоническое полотно, в которое введен хор. Огромное богатство образов, композиционных решений, насыщенная музыкальная драматургия отличают это кульминационное для эволюции творчества Станковича сочинение. Контрастом Третьей является созданная годом позже Четвертая симфония («Sinfonia liriса») - трепетное лирическое высказывание художника. Наконец, последняя, Пятая («Симфония пасторалей»)- это поэтичнейшая лирическая исповедь, размышления о природе и месте человека в ней (1980). Отсюда короткие мотивы-попевки и редкие для Станковича прямые фольклорные знаки.
Наряду с крупными замыслами Станкевич часто обращается к камерным высказываниям. Миниатюры, рассчитанные на небольшой состав исполнителей, дают возможность композитору передать мгновенные смены настроений, проработать мельчайшие детали структур, с разных сторон осветить образы и благодаря подлинному мастерству создать совершенные сочинения, может быть, о самом сокровенном. (Об уровне совершенства свидетельствует и тот факт, что в 1985 г. музыкальная комиссия ЮНЕСКО назвала Третью камерную симфонию Станковича (1982) среди 10 лучших сочинений во всем мире.)
Станковича влечет и музыкальный театр, прежде всего возможностью прикоснуться к истории. Необычна по своему замыслу фольк-опера «Когда цветет папоротник» (1979). Это ряд жанрово-бытовых и обрядовых сцен, предназначенных для концертного исполнения известным во всем мире Государственным украинским народным хором им. Г. Веревки. В органичном сочетании подлинных фольклорных образцов и авторской музыки: рождается своеобразная музыкальная драматургия - без сквозного сюжета, близкая сюитности.
Иные системы организации материала найдены в балетах «Ольга» (1982) и «Прометей» (1985). Крупные исторические события, разноплановые образы и сюжетные линии питают почву для претворения грандиозных музыкальных действ. В музыке балета «Ольга» различные сюжетные линии порождают и разнообразие идей: здесь и героико-драматические сцены, и нежно-любовные, и народно-обрядовые. Это, пожалуй, наиболее демократичное сочинение Станковича, ибо, как нигде, здесь широко использовано мелодическое начало.
Иное в «Прометее». В отличие от сквозного сюжета «Ольги» здесь 2 плана: реальный и символический. Композитор взялся за решение труднейшей задачи: воплотить музыкальными средствами тему Великой Октябрьской социалистической революции.
Избежать банальности, прямолинейности, штампов ему помогла не только романтическая трактовка образов-символов (Прометея, его дочери Искры), но в первую очередь неординарная разработка тем, современный язык без скидок на законы жанра. Музыкальное решение оказалось значительно глубже внешнего ряда. Особенно близок композитору образ Прометея, принесшего человечеству добро и обреченного вечно страдать за этот поступок. Сюжет балета благодатен еще и тем, что дал возможность столкнуть 2 полярных мира. Благодаря этому возникло сочинение остроконфликтное, с мощными взлетами драматического и лирического, сарказма и подлинной трагедийности.
«Заострить "человеческое в человеке", сделать так, чтобы его эмоциональный мир, разум легко откликались на "позывные" других людей. Тогда механизм соучастия, сопереживания не только позволит воспринять суть произведения, но точно нацелит слушателя на проблемы сегодняшнего дня». Это высказывание Станковича точно обозначает его гражданскую позицию и раскрывает смысл его активной общественной деятельности (секретарь Союза композиторов СССР и первый секретарь Союза композиторов УССР, депутат Верховного Совета УССР, народный депутат СССР), цель которой - творить добро. /С. Фильштейн/
Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.