СТАРЧЕСТВО

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Старчество
православный монашеский институт, предполагающий личную передачу духовного опыта исихазма и руководство старца (монаханаставника) духовным развитием новоначальных иноков. С. возникло в начале IV в. среди египетских монахов. С созданием на горе Афон в Х в. объединения православных монастырей «Святая гора» становится центром православного С. Появившись на Руси после принятия христианства, С. пережило подъем в XIV в. в скитах и пустынях Заволжья. В XVIII–XIX вв. оно получает новый импульс к распространению в России в связи с деятельностью Паисия Величковского и его учеников, достигая высшего развития в опыте старцев Оптиной пустыни.

Источник: Краткий православный словарь.

СТАРЧЕСТВО
монашеский институт, основанный на руководстве старца (монаха, достигшего высокой степени религиозного подвижничества) аскетической практикой послушника. Возникло в начале IV в. в среде христианского монашества в Египте. Старец и послушник составляли «клеточку» монашества, скрепленную религиозно-идеологическими и личными отношениями. Старческое руководство — «окормление» — предполагало принцип добровольного послушания, подчинения воле старца, отсечения собственной воли. Послушнику предписывалось не рассуждать, не прекословить старцу, открывать ему свои мысли. Обитатели монастыря и верующие почитали старцев «духовными отцами». В России С. появилось предположительно в XIV в. в скитах и пустынях Заволжья. Стало насаждаться в конце XVIII—начале XIX вв. в русских монастырях учениками Паисия Величковского. Самым крупным центром С. в России была в XIX в. Оптина пустынь.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СТАРЧЕСТВО
Явление не только древнехристианской и древнерусской, но и современной церковной жизни. Передача великими старцами, достигшими высочайшей духовности и мудрости, опыта своей христианской жизни молодым монахам или мирянам. Многие считают, что старчество – это драгоценность православия. Действительно, в России это явление было чрезвычайно развито до революции. Например, оптинское старчество. В период гонения на церковь оно угасает, но не исчезает совсем. Возрождается вновь в конце 90х годов. И сегодня в православной церкви есть прозорливые монахи, умудренные огромным опытом священники. Русское старчество, однако, отличается от древневосточного тем, что почти с первых дней своего появления в России вступило на самостоятельный и новый путь. Оно стало не столько школой обучения монахов, сколько явлением народным. Русский народ всегда нуждался в духовных советчиках и наставниках. В Оптиной пустыни целые корпуса строили для приезжающих к старцам мирян.

Источник: Основы православной культуры. 2011

СТАРЧЕСТВО
широкое явление православной жизни, связанное с духовным руководством со стороны старцев менее опытными в делах веры, а иногда и не имеющими даже начальных знаний об этой жизни людьми. Понятие "старец" в этом значении не связано с возрастом: случается, что молодой по возрасту, но сильный в духовном отношении человек становится духовным руководителем многих монахов и мирян разного пола и возраста, разной социальной принадлежности. Степень контакта старца и руководимого им лица бывает различной. При наиболее полном выражении института старчества тот, кто вступает под руководство выбранного им старца, должен "полностью отречься от своей воли, своих разумений, своих желаний", т.е. "обязан полным, беспрекословным и совершенным послушанием" своему духовному отцу. Проявлением этого отречения от своеволия является исповедование старцу каждого своего шага, каждой греховной или даже лишь вызывающей опасение в греховности мысли (откровение помыслов). Многие авторитетные раннехристианские авторы считали такой род подчинения опытному руководителю наиболее надежным путем достижения духовного совершенства. При этом имели в виду не только духовную силу и опытность старца, но и благоприятность такого полного подчинения для преодоления своей гордыни и приобретения смирения.
Возможно руководство старца мирянином или монахом, определяющее лишь основные направления духовной жизни, оставляющее значительный простор для выбора и не предполагающее ни безусловного подчинения, ни непременного открытия помыслов. Степень обязательности выполнения указаний старца складывается при этом постепенно в ходе взаимодействия обеих сторон, меняется в зависимости от конкретных обстоятельств и дает многообразные варианты отношений старца с духовными чадами или учениками.
В русском Православии распространено также однократное или многократное, но редкое, обращение верующих людей к старцам по конкретным поводам, связанным с духовными трудностями или житейскими проблемами. Разовое обращение к старцу может повториться и перерасти затем в обретение в его лице духовного отца, т.е. постоянного руководителя. Но может так и остаться единственной беседой, играющей тем не менее значительную роль в жизни обратившегося человека. Считается, что, обратившись к старцу, следует выполнять его указание, т.к. он обладает даром прозорливости. По представлениям православных русских, старцы являются посредниками между Богом и другими людьми, т.к. им бывает открыта воля Божия о каждом обращающемся к ним человеке и по определенному случаю.
Возникшее с первых шагов христианства и имевшее прообразы в дохристианской религиозной жизни, "старчество процветало в древних египетских и палестинских киновиях", затем - на Афоне, "а с Востока перешло в Россию". На Руси старческое руководство в монастырях "было двоякого рода: или настоятель, игумен, был в то же время и старцем для братии, или же на нем лежала лишь хозяйственная часть, а духовное окормление было предоставлено другому иноку". Случалось и так, что настоятель был главным аввой (учителем), а другие старцы этого же монастыря - его помощниками.
Одним из первых настоятелей-старцев на Руси был прп. Феодосий Печерский (XI в.). Прп. Сергий Радонежский (XIV в.), которого по достоинству считают обновителем монашества, воспитал множество учеников, разошедшихся по всей Руси и основавших новые обители на тех же началах подвижничества, в которых были сами воспитаны. В летописях и других источниках средневековой Руси есть немало свидетельств советов старцев мирянам, в частности князьям. В XV в. духовное окормление игуменом-старцем не только монашеской братии, но и мирян видно в деятельности Иосифа Волоцкого, а высшего расцвета, по мнению некоторых авторов, старчество достигло в к. XV - н. XVI вв. в лице Нила Сорского. В XVIII в. новый подъем старчества связан с именем прп. Паисия Величковского, подвизавшегося преимущественно в Молдавии, но через своих учеников оказавшего, несомненно, воздействие на развитие этого института в России XIX в. Старчество в это время процветало во многих обителях: Киeвo-Печерской, Троице-Сергиевой и Псково-Печерской лаврах, Оптиной и Глинской пустынях, Саровском и Валаамском монастырях и др. К таким знаменитым старцам, как прп. Серафим Саровский или Амвросий Оптинский, ходило множество богомольцев из всех губерний и всех сословий страны. Известны были также старцы из белого, т.е. приходского, духовенства (среди них - почитаемый всей верующей Россией на рубеже XIX-XX вв. Иоанн Кронштадтский), а также старцы и старицы из мирян, достигшие духовной высоты в результате подвижничества. Через контакты со старцами шло глубокое религиозно-нравственное просвещение народа, поскольку паломничество к ним носило массовый характер. В свою очередь, русское старчество укреплялось за счет народного благочестия, подвижники которого нередко становились сами старцами, окормлявшими многих. Так, знаменитый настоятель-старец Валаамского монастыря (управлял им в течение 37-ми лет) о. Дамаскин был крестьянином Старицкого у. Тверской губ.; известный старец Гефсиманского скита Варнава, в миру Василий Ильич Меркулов, происходил из крепостных крестьян Тульской губернии; крестьянкой была игуменья-старица Крестовоздвиженского Белевского монастыря монахиня Павлина, а игуменья-старица Евгения, основавшая Тихвинский монастырь в г. Бузулуке Оренбургской губ., была дочерью тамбовского крестьянина.
В н. XX в. центрами старчества оставались Оптина и Глинская пустыни, Саровский и Валаамский монастыри и др. обители. В советское время, в период официальных гонений на Православие, русское старчество сохранялось в скрытом или полуоткрытом виде. Обращение к старцам за постоянным духовным руководством или конкретным советом стало особенно актуальным для верующих в условиях закрытия церквей, ограниченного количества приходских священников и скованности их действий запретами властей. Слухи о прозорливости старцев, исцелении ими больных, силе их молитв тайно распространялись далеко за пределами районов их проживания и привлекали скрытый приток паломников. Из постоянно руководимых ими чад образовывались вокруг старцев неформальные общины, не порывавшие с легальной Церковью, но решавшие свои религиозные задачи и осуществлявшие тайные духовные контакты. Такими были старцы Феодосий Северо-Кавказский (ск. 1948), Лаврентий Черниговский (ск. 1950), Серафим Вырицкий (ск. 1949), иеросхимонах Сампсон (ск. 1979), старец Димитрий (ск. 1996), старицы блаженная Матрона (ск. 1952), схимонахиня Макария (ск. 1993) и многие другие.
М.М. Громыко

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на кн. : старчество на Урале / Церковно-исторический кабинет Ново-Тихвинского женского мона

Колесов Александр Владиславович, Печерин Андрей Владимирович
Читать PDF
0.00 байт

Старчество (из авторского словаря «Космос русского самосознания»)

Исупов Константин Глебович
Статья «Старчество» из авторского словаря «Космос русского самосознания», описывающего фундаментальные концепты русской культуры
Читать PDF
0.00 байт

Старчество как Гигиена духа и мышления

Шааб К. С.
В статье рассматривается хранители духа христианства старцы. Подвижничество как высочайшее творчество, искусство, дает высшую софийную красоту, помогает познать самого себя, позволяет приблизиться к мировой душе Софии.
Читать PDF
0.00 байт

Старчество и младостарчество: проблемы религиозного фундаментализма и неофитства в современном право

Ротач Наталья Сергеевна
Посвящена старчеству как святоотеческой традиции в России и младостарчеству как проявлению неофитства.
Читать PDF
0.00 байт

Старчество в истории русского православия

Плахотская Е. В.
Рассматривается роль старчества в жизни русского человека и жизни российского общества, его влияние на представление о нравственности и вклад в укрепление национального единства на примере наиболее яркого его представителя Сергия
Читать PDF
0.00 байт

Русское старчество как духовный феномен православия

Руденская Т. В.
Данная статья посвящена теме возрождения в XVIII веке в России древней византийской тра+ диции исихазма, или «умного делания».
Читать PDF
0.00 байт

Русское старчество как культурный феномен

Т. В. Юрьева, Е. В. Худякова
Читать PDF
0.00 байт

Традиции русского старчества: святитель Филарет Московский и старец Варнава гефсиманский

Яковлев Александр Иванович
Предлагаемые вниманию читателя газетные материалы о старце Варнаве Гефсиманском (Василий Ильич Меркулов, 1831–1906) позволяют расширить рамки наших филаретовских изысканий.
Читать PDF
0.00 байт

Немецкие публикации С. Л. Франка о старчестве

Назарова Оксана Александровна
Дан анализ понимания С.Л. Франком старчества как религиозного, церковного и общественного явления. Предлагается возможное объяснение интереса С.Л. Франка к старчеству, появившегося у него в эмиграции.
Читать PDF
0.00 байт

Носитель духа саровского старчества Преподобный Антоний Радонежский - устроитель духовной жизни Гефс

Смулов Алексей Михайлович, Богачев Евгений Николаевич
В статье проводится исследование роли преподобного Антония Радонежского в процессе перенесения саровских традиций в Гефсиманский скит.
Читать PDF
0.00 байт

Художественное воплощение феномена старчества в творчестве Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого

Алекса Э.
Статья посвящена анализу реализации творческого диалога Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого с традицией и опытом старчества.
Читать PDF
0.00 байт

Лесковская концепция праведничества и традиции старчества

Худякова Е. В.
Читать PDF
0.00 байт

Поиски «Идеала» и традиция старчества в русской культуре XIX века

Надеждина Юлия Михайловна
Читать PDF
0.00 байт

Педагогический феномен русского старчества

Налетова Наталья Юрьевна
В статье рассматривается педагогика русского старчества, предлагающая России антропологическую стратегию, в основе которой лежат не юридические законы, а духовнонравственные первопринципы, необходимые как для обеспечения духовного
Читать PDF
0.00 байт

О значении старчества в духовной жизни русского общества

Демидов Дмитрий Николаевич
В статье рассматривается суть старческого служения и его преемственность на Руси. Освещено значение русского старчества в советское время.

Похожие термины:

  • СТАРОСТЬ, СТАРЕЦ, СТАРЧЕСТВО

    Иов 15:10). На Востоке оказывают большое уважение и почтение старцам. В Моисеевом законе заключалось следующее выразительное постановление: “пред лицом седого вставай и почти лицо старца” (Лев 19:32).