СТАРИЦКАЯ Анна Георгиевна

Найдено 1 определение
СТАРИЦКАЯ Анна Георгиевна
Январь 1908 (Полтава) - 13.02.1981 (Париж). Живописец, график. Из старинного боярского рода. Дочь нотариуса. Юность провела в Москве. В начале 1920-х училась в Рисовальной школе Т. JI. Сухотиной-Толстой, посещала студии К. Ф. Юона и В. А. Фаворского. В 1925 выехала на лечение во Францию, в 1926 приехала к отцу в Болгарию. До 1931 училась в Софийской АХ. В 1932 поселилась в Брюсселе, занималась на отделении рекламы Высшей национальной школы архитектуры и декоративного искусства La Cambre. Подружилась с художницей Е. А. Ивановской. Работала рисовальщиком в типографиях и рекламных фирмах, писала портреты. В 1941 встретилась с бельгийским врачом и художником Гийомом Ориксом (1900-1983), который стал ее мужем. Он участвовал в Сопротивлении и два с половиной года провел в концлагере Маутхаузен. С января по апрель 1943 находилась в тюрьме Сен-Жиль. В 1946-52 жила с мужем в Ницце; в 1952 переехала в Париж. В начале 1950-х увлеклась абстрактным искусством, входила в круг парижского литературно-художественного авангарда, была дружна с М. Бютором, Е. Гиевиком, М. Суфо, П. Альбер-Биро. Писала большие абстрактные полотна, вюпочала в живописный строй русские и французские тексты, типографские литеры и каллиграммы. Исполняла рельефные коллажи с использованием смятой и скрученной бумаги, дерева, камней и сухих листьев. Обращалась к фантастическим сюжетам, к теме магии и волшебства: «Заклинатели злых духов», «Магия», «Потаенная месть», триптих «Алтарь знахарей ». С 1960 занималась гравюрой. В 1960-70-е создавала коллекционные книги ручной работы. Комбинировала живопись, коллаж, различные виды гравюры, каллиграфию, шрифты и фактурную обработку бумаги: «Слово о погибели Земли Русской» (1967), «Книга Знахаря» (1976), «Сказание об Индийском царствии» (1973), «Заговор Оборотня» (1979), «Бригадный Ильязда» (1980). В 1973-80 оформила несколько книг Мишеля Бютора, который посвятил ей поэму «Песня для Дон Жуана». Создавала отдельные графические листы, напоминающие старинные пергаментные рукописи. Выставлялась в салонах: «Новых реальностей» (1951-57), Comparaisons (1955-58) и Майском (1975); участвовала в групповых выставках: «Divergences» в галерее Amand (1957), «50 лет абстрактного искусства» в галерее Greuse (1957), «Русские художники Парижской школы» в Доме французской мысли (1961), «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974), «Еще русские» в галерее Franpoise Toumie (1975). Провела персональные выставки в парижских галереях Calligrammes (1948), de Vemeuil (1954), de Beaune (1955), Maywald (1963), Riquelme (1966), Les Mains Libres (1970, 1975), Rathe (1975), Carmen Martines (1977), в Брюсселе (1947, 1948, 1963, 1964, 1966), Милане (1957), Невшателе (1960, 1964, 1967, 1973), Каннах (1965), Копенгагене (1966), Ницце (1975) и др. Режиссер Кристиан Дебюсси снял о ней фильм для Бельгийского телевидения (1978). Похоронена на кладбище Монпарнас в Париже.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999