Стародубский (Иван Алексеевич, 1709 - 1776) - раскольничий писатель. По происхождению государственный крестьянин, Стародубский самоучкой достиг больших богословских знаний. Будучи членом поморской секты, он боролся против феодосианцев, стародубцев и нетовцев. Ему принадлежат сочинения: "Занимательный, ясный, убеждения и благочестия исполненный разговор с монахом Федором Ковашевским о таинствах хиротонии и брака"; "Ясное, убедительное и живое рассуждение о староверческой церкви и старообрядцах"; "Занимательная и ясная история о бегствующем иерействе старообрядцев"; "Пылкие, разительные и духом убеждения и благочестия горящие опровержения на все основания старообрядцев об их явных заблуждениях в приеме пресвитерианства от Никоновой церкви"; "Краткое и любопытное описание старообрядческой церкви"; "Ясное и убедительное показание о феодосианских злочестиях"; "Книга, именуемая Титин, о двуперстном сложении и триперстии Никона Патриарха"; "Книга, по разговору о существенном бытии антихриста в мире и многих его дивных происшествиях, основанная на буквализме откровения и учителей Христовой церкви"; "Десять посланий в разные страны к пастырям душ и благочестивым мужам о назидании церкви и ее украшении"; "Решительные ответы на вопросы старообрядцев или поповщины о конечности Христова священства и Евхаристии" (1756); "Показание о силе вечных заветов и приказаний Божиих" (1757); "Рассуждение о свойстве благоверия и церковных таинствах" (1757); "Первая и вторая апология о ненужных поповских молитвах очищения, рождающей жене детей" (1758; 20 тетрадей); "Показание о пострижении в иночество нерукоположенными мужами" (1759); "Полная аналогия о наречном пении" (1760; "Убедительные предложения и ответы старообрядцам об их заблуждении в священстве" (1762); "Исследование о Христовом Священстве и опровержение бегствующего иерейства старообрядцев" (1762) и многое др. См. "Исторический словарь" Павла Любопытного. В. Р-в.
Стародубский Иван Алексеевич
— раскольничий писатель, по происхождению государственный крестьянин, род. в 1709 г., ум. в 1776 г. С. самоучкою достиг больших богословских знаний и, будучи членом поморской секты и хорошим оратором, с успехом боролся против феодосианцев, стародубцев и нетовцев. Единоверец С., Павел Любопытный (псевдоним), в своем "Историческом словаре староверческой церкви" характеризует его следующими словами: "Муж ученый, знатных талантов и ревнитель благочестия, отличный член Поморской церкви, славный творец разных сочинений в защиту Христианской церкви и в обличение врагов ее, редкий писатель староверческой и поповщинской истории, знатный победитель феодосиянских заблуждений и гнусного бракоборства, не раз торжественно поражавший нечестивый Никонианизм и заблуждение старообрядцев, не раз сражал и грубую нетовщину... Его красноречие и разительное убеждение в предметах истины пленяли всех слушающих и заставляли быть его послушником. Он был муж снисходительным, миролюбивый и решительный, имея дух, кои славу его возвышали до небес"... Эта характеристика, несомненно, страдает чрезмерной хвалебностью С. и пристрастием в его пользу, но она дает некоторое право заключить, что С. был человеком недюжинным и талантливым, Тот же Π. Любопытный свидетельствует, что С. "за тщательность в благочестии и твердость в своих предприятиях претерпел доброхотно от мира многия тесноты и бедствия", но в чем именно последние заключались, остается неизвестным. Следует прибавить еще, что С. "был редкий и сладимый певец, важный изограф святых икон и чистописания уставом, украшавший оным Москву, Стародуб и прочие страны благочестивых". Ему принадлежит целый ряд сочинений, имеющих значительную ценность для понимания сущности и истории раскола. Главнейшие из них: "Занимательный, ясный, убеждения и благочестия исполненный разговор с монахом Федором Ковашевским о таинствах хиротонии и брака"; "Ясное, убедительное и живое рассуждение о староверческой церкви и старообрядцах"; "Занимательная и ясная история о бегствующем иерействе старообрядцев"; "Пылкия, разительныя и духом благочестия и убеждения горящие опровержения на все основания старообрядцев об их явных заблуждениях в приеме пресвитерства от Никоновой церкви"; "Ясное и убедительное показание о феодосианских злочестиях"; "Книга, именуемая Татин, о двуперстом сложении и триперстии Никона патриарха"; "Книга, по разговору о существенном бытии антихриста в мире и многих его дивных происшествиях, основанная на буквализме откровения и учителей Христовой церкви"; "Десять посланий в разные страны к пастырям душ и благочестивым мужам о назидании церкви и ее украшении"; "Решительные ответы на вопросы старообрядцев или поповщины о конечности Христова священства и Евхаристии" (1750 г.); "Рассуждение о свойстве благоверия и церковных таинствах" (1757 г.); "Показание о силе вечных заветов приказаний Божиих" (1757 г.); "Первая и вторая апология о ненужных поповских молитвах очищения рождающей жене детей" (1758 г., 20 тетрадей); "Показание о пострижении в иночество нерукоположенными мужами" (1759 г.); "Убедительные предложения и ответы старообрядцам об их заблуждении в священстве" (1762 г.); "Исследование о Христовом священстве и опровержения бегствующих иерейства старообрядцев" (1762 г.) и мн. др.
П. Любопытный, "Исторический словарь староверческой церкви", M., 1863 г., стр. 24. — "Энциклопедич. словарь" Брокгауза и Эфрона, т. 31, СПб. , 1900 г., s. v.
{Половцов}
Стародубский, Иван Алексеевич
(1709—1776) — раскольничий писатель. По происхождению государственный крестьянин, С. самоучкой достиг больших богословских знаний. Будучи членом поморской секты он боролся против феодосианцев стародубцев и нетовцев. Ему принадлежат сочинения: "Занимательный, ясный, убеждения и благочестия исполненный разговор с монахом Федором Ковашевским о таинствах хиротонии и брака"; "Ясное, убедительное и живое рассуждение о староверческой церкви и старообрядцах"; "Занимательная и ясная история о бегствующем иерействе старообрядцев"; "Пылкие, разительные и духом убеждения и благочестия горящие опровержения на все основания старообрядцев об их явных заблуждениях в приеме пресвитерства от Никоновой церкви"; "Краткое и любопытное описание старообрядческой церкви"; "Ясное и убедительное показание о феодосианских злочестиях"; "Книга, именуемая Титин, о двуперстном сложении и триперстии Никона патриарха"; "Книга, по разговору о существенном бытии антихриста в мире и многих его дивных происшествиях, основанная на буквализме откровения и учителей Христовой церкви"; "Десять посланий в разные страны к пастырям душ и благочестивым мужам о назидании церкви и ее украшении"; "Решительные ответы на вопросы старообрядцев или поповщины о конечности Христова свящества и Евхаристии" (1756 г.); "Показание о силе вечных заветов и приказаний Божиих" (1757); "Рассуждение о свойстве благоверия и церковных таинствах" (1757); "Первая и вторая апология о ненужных поповских молитвах очищения, рождающей жене детей" (1758; 20 тетрадей); "Показание о пострижении в иночество нерукоположенными мужами" (1759); "Полная апология о наречном пении" (1760); "Убедительные предложения и ответы старообрядцам об их заблуждении в священстве" (1762); "Исследование о Христовом Священстве и опровержение бегствующего иерейства старообрядцев" (1762) и мн. др. См. "Исторический словарь" Павла Любопытного.
В. Р—в.
{Брокгауз}