Владимир Васильевич (1824–1906) — русский художественный и музыкальный критик, историк искусства. Один из крупнейших деятелей русской художественной культуры. С самого начала своей творческой деятельности Стасов избрал направление художественной и музыкальной критики. Первые его статьи критического содержания появились в 1847 г. Он писал о русской и зарубежной музыке, живописи, скульптуре, архитектуре, археологии, истории, филологии, фольклористике. Эстетические взгляды Стасова сложились под влиянием эстетических представлений революционных демократов — В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского. Своими статьями он боролся за утверждение реализма и народности в искусстве, за демократизацию художественной жизни, против академизма. В области музыки главной задачей Стасова была борьба за самостоятельный национальный путь разви-тия русской музыки, за признание и верное понимание творчества выдающихся русских композиторов. Стасов был одним из первых исследователей и пропагандистов творчества Глинки (более 30 статей).
Будучи близко знаком со многими деятелями искусства, он был для них наставником и защитником. Деятельно поддержал Товарищество передвижных художественных выставок, Новую русскую музыкальную школу («Могучую кучку»). Первым заметил и поддержал В. М. Васнецова, В. В. Верещагина, И. Н. Крамского, В. Г. Перова, И. Е. Репина. Многое сделал для становления русской национальной композиторской школы, повлияв на эстетические творческие принципы композиторов «Могучей кучки», а также А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, Ф. И. Шаляпина. Написал обстоятельные исследования о творчестве М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, о художниках — К. П. Брюллове, А. А. Иванове, В. В. Верещагине, В. Г. Перове, И. Е. Репине, И. Н. Крамском, Н. Н. Ге, М. М. Антокольском. Работы Стасова внесли существенный вклад в разработку важнейших вопросов русской реалистической эстетики и критики.
СТАСОВ
СТАСОВ
СТАСОВ
Владимир Васильевич (2.I.1824 - 10.Х.1906) - рус. художеств. и муз. критик, историк иск-ва, археолог, прогрессивный обществ. деятель. Почетный академик (1900). Из дворян. Сын архитектора акад. В. П. Стасова. Окончил Училище правоведения в Петербурге (1836-43). С сер. 50-х гг. сотрудничал в Публичной б-ке в Петербурге, с 1872 стоял во главе ее Художеств. отдела, ведя большую собирательскую и исследовательскую работу. Под влиянием зап.-европ. просветителей (Д. Дидро, Г. Лессинг) и рус. революц. мыслителей (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Д. И. Писарев) С. стал демократом-просветителем, страстным критиком крепостничества и его пережитков, противником самодержавия, врагом реакции. Сочувственно отнесся к Парижской Коммуне 1871, к 1-й рус. революции, выступал в защиту М. Горького. С. начал печататься с 1847. В сер. 50-х гг. написал по поручению М. А. Корфа (не для печати) неск. ист. работ о царствовании Николая I. Со 2-й пол. 50-х гг. стал выступать в печати как историк искусства и культуры, археолог. Ему принадлежат многочисл. работы по декоративно-прикладному искусству (история и техника рус. кружев, история эмалей зап.-европейских, византийских и русских; др.-рус. одежды и оружия; народной рус. утвари); разбор исследования Д. А. Ровинского о рус. народных (лубочных) картинах, статьи об орнаментах, миниатюрах, заглавных буквах др.-рус. рукописей. Крупное значение имел альбом С. "Слав. и вост. орнамент по рукописям древнего и нового времени" (1887). Археол. работы С. касаются отдельных комплексов находок ("Владимирский клад", "Изв. имп. археологич. об-ва", 1868, т. 6), памятников Др. Руси, древностей Сев. Причерноморья и Кавказа. Исследование С. "Происхождение рус. былин" ("BE", 1868, кн. 1-4, 6, 7), вызвавшее науч. полемику (С. отказывал былинам в оригинальности, пытался вывести их целиком из вост. эпоса), является ярким образцом сравнительно-ист. метода. С. был крупнейшим и первым в истории рус. культуры профессиональным художеств. и муз. критиком. Убежденно боролся за демократич. реалистическое и нац. начало в рус. искусстве, за принципы демократич. эстетики в живописи, скульптуре и музыке, полемизируя с реакц. публицистами А. С. Сувориным, M. H. Катковым и др. Поддерживал "Могучую кучку", "Артель художников", "Товарищество передвижных художеств. выставок" (передвижников). Много сделал С. для развития ист. тематики и бытового жанра в рус. живописи. Соч.: Собр. соч., т. 1-4, СПБ, 1894-1906; Избр. соч., т. 1-3, М., 1952; Статьи и заметки, публиковавшиеся в газетах и не вошедшие в книжные издания, т. 1-2, М., 1952-54; Письма к деятелям рус. культуры, т. 1-2, М., 1962-67; Толстой Л. Н. и Стасов В. В. Переписка. 1878-1906, Л., 1929; Переписка П. М. Третьякова и В. В. Стасова. 1874-1897, М.-Л., 1949; Репин И. Е. и Стасов В. В. Переписка, т. 1-3, М.-Л., 1948-50; Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым, М., 1935; Письма к родным, т. 1-3, М., 1953-1962. Лит.: Каренин В. (Комарова В. Д.), В. Стасов. Очерк его жизни и деятельности, ч. 1-2, Л., 1927; Незабвенному В. В. Стасову. Сб. воспоминаний, СПБ, 1906; В. В. Стасов. 1824-1906, М.-Л., 1949, Лебедев А. К., Солодовников А. В., В. В. Стасов. Жизнь и творчество, М., 1966; В. В. Стасов. Мат-лы к библиографии. Описание рукописей, М., 1956. С. С. Дмитриев. Москва.