«СТАТИЧНЫЙ ТЕАТР» («НЕПОДВИЖНЫЙ ТЕАТР»)
«СТАТИЧНЫЙ ТЕАТР» («НЕПОДВИЖНЫЙ ТЕАТР»)
Одна из характеристик символистской драматургии. Выражением «статичный театр» («неподвижный театр») пользуется М. Метерлинк в своем трактате «Сокровище смиренных» (1896) для обозначения такого типа пьес, в которых отсутствует т.н. «внешнее» действие и которые не предполагают сценического «воплощения» поступка персонажа как некоего «зрелища». Идеальным образцом «статичного» («неподвижного») театра М. Метерлинк считал трагедии раннего этапа древнегреческой драматургии, в частности, трагедии Эсхила. Понятие статичного театра получает еще один существенный дополнительный смысл, если учесть, что сценическая ситуация в символистских пьесах не разрешается, а остается неизменной, поэтому переход к новому состоянию миpa невозможен, что и подтверждает лишний раз общую, вневременную, отраженную в драме, вечную коллизию между волей человека и роковой силой, действующей под именами Красоты, Любви, Смерти, Судьбы. Статичный театр призван подчеркнуть «миражность» внешних проявлений бытия, безрезультативность истории, бессмысленность смены исторических эпох, культур, цивилизаций и проиллюстрировать, насколько это возможно, «пламя недр нашего существа» (М. Метерлинк), т.е. напряженное внутреннее состояние человека, в душе которого как на сценической площадке разыгрывают свои роли, сталкиваясь друг с другом, индивидуальная человеческая воля и родственно-чуждая ей сила, именуемая Судьбой, Смертью, Любовью, Красотой. Лит-ра: Французский символизм: Драматургия и театр. – С.-Петербург, 2000; М .Метерлинк Сокровище смиренных // Зарубежная литература XX века. Хрестоматия. Под ред. Н. П. Михальской и Б. И. Пуришева. – М., 1981; Б. И. Зингерман Очерк истории драмы XX века. – М., 1979.
Источник: Лексикон-справочник по курсу «История зарубежной литературы к. 19 – нач. 20 вв.