— заслуженный профессор, общественный деятель, писатель и практик по сельскому хозяйству. Род. в 1833 г. В 1850 г., окончив курс 2-й СПб. гимназии, зачислился в студенты Горыгорецкого земледельческого инст. В 1854 г. был оставлен при названном институте преподавателем и помощником управляющего фермой, а осенью 1860 г., по возвращении из заграничной трехлетней командировки, получил там же профессорскую кафедру. Еще раньше, а именно в 1856 г., С. был командирован в Прибалтийские губ. для изучения местных образцовых хозяйств, причем отчет об этом путешествии был премирован министерством госуд. имущ. За время пребывания за границей особенно долго оставался в Иене, где занимался изучением естественных наук, главным образом, химии, под руководством Лемана. В бытность С. за границей он ознакомился почти со всеми высшими сельскохозяйственными учебными заведениями Германии, Франции, Бельгии и Англии, прослушал там ряд систематических курсов, осмотрел много выдающихся хозяйств, исполнил несколько поручений от своего министерства. Вернувшись в Россию в 1860 г., занял должность младшего профессора института, вел со студентами, кроме того, занятия по политической экономии. На этом поприще С. сказался энергичным деятелем. Желая сделать преподавание более плодотворным и вместе с тем внести живую инициативу в среду учащихся, С. организовал так назыв. "семинарии", на которых читались, обсуждались и критиковались студенческие сочинения. Много сделал также за время пребывания в институте и для пополнения и обогащения сельскохозяйственного музея различными коллекциями, выбранными и приобретенными на Лондонской всемирной выставке в 1862 г. В 1868 г., по защите в СПб. университете магистерской диссертации "Известь как средство восстановления плодородия", был переведен на короткое время в СПб. сельскохозяйственный институт, но в сентябре того же года был уже назначен профессором во вновь учрежденную в Москве Петровскую сельскохозяйственную академию, которой и принадлежит дальнейшая деятельность С. как профессора земледелия. Совместно с чтением лекций он занялся организацией вспомогательных учреждений при академии — сельскохоз. музея, опытного поля и агрономической лаборатории, приспособленной им для самостоятельных студенческих исследований, деятельно способствовал основанию комитета сельскохоз. консультации и основанию местного сельскохоз. печатного органа ("Русское сельское хоз."), редактором которого был в течение двух лет, явился главным устроителем и работником Московской политехнической выставки, выступал лектором в целом ряде публичных чтений как в Москве, так и в С.-Петербурге. Часть таких лекций была обработана впоследствии в книгу "Основы полевой культуры" (изд. 2, т. 1 и II, М., 1882—84). Летом С. один и с своими учениками посещал разные местности России, изучал положение сельскохозяйственного промысла в разных ее полосах, причем плодом таких исследований явилась книга "Статьи о русском сельском хозяйстве, его недостатках и мерах к его усовершенствованию" (1857—82; СПб., 1883). С особенною отзывчивостью приходил на помощь отечественному сельскому хозяйству при обсуждении различных вопросов, рассмотрении разных уставов правительственных и земских сельскохоз. школ и, наконец, при составлении общедоступных изданий в помощь хозяевам-практикам, принужденным в корень переустроить свои хозяйства после "Положения" 61 г. В особенности здесь следует остановиться на "Настольной книге", весьма ценном по массе обработанного материала издания, значительная часть текста которого принадлежит его перу. Независимо от сего в качестве организатора или эксперта он принимал деятельное участие во всех выдающихся выставках, как русских, так и иностранных, на различных конкурсах сельскохоз. машин и орудий, причем в особенности уделял много внимания конкурсам "плужным". С. не оставлял в стороне и сельскохоз. практической деятельности. Именье "Кроткое" (Тульской губ.) по своему техническому и экономическому благоустройству представляет тому наглядный пример. Высокое уважение нашего общества к трудам С. выразилось не только избранием его в члены различных ученых и сельскохозяйственных обществ, но и в самых сочувственных приветствиях в день празднования 35-летнего юбилея (21 ноября 1889 г.) ученой и сельскохоз. практической деятельности, причем инициативу празднования взяла на себя академия. Выйдя по закрытии академии, в которой он пробыл 30 лет, в отставку, С. не прерывал своих практической сельскохоз. деятельности и литературных работ. Он занялся с особою любовью и настойчивостью пропагандированием специального сельскохоз. женского образования и успел увидеть успехи своих забот по этому предмету: летом текущего 1900 г. были организованы при моск. сельскохоз. учебных заведениях специальные женские сельскохоз. курсы, которыми, надо полагать, положено в России начало высшему женскому образованию в области сельскохоз. знаний. С начала 1898 г. С. занимает пост председателя ученого комитета мин. землед. и госуд. имуществ, состоя в то же время членом совета министра и попечителем Богородицкого среднего сельскохоз. училища. Кроме упомянутых сочинений, С. напечатал много статей, переводов и переделок иностранных руководств. Приводим названия некоторых: "Гипсование почвы" ("Сельское хоз. и лесов.", 1868, ч. 47 и 48); "Сельскохоз. знание и сельскохоз. образование" (М., 1870; 2 изд. М., 1889); "Истощение и удобрение почвы" ("Рус. сельск. хоз.", т. II); "О посеве вообще и рядовом в особенности", "Обработка почвы" ("Рус. сельск. хоз.", 1871), "Обеспечение скота кормовыми средствами в сев. и на рубеже сев. и средней полосы России" (М., 1871); "Возделывание льна" (М., 1872); "Сельскохоз. школа" ("Вестн. Европы", 1872, ХII), "О недостатках современного положения сельскохоз. промышленности" ("Тр. Валуевской комиссии", 1873), "О мерах к подготовлению хороших управляющих" (1876); "О величине хоз. единицы и обеспечении скота кормовыми средствами в средней черноземной полосе России"; "Из моей сельскохоз. практики" ("Тр. Вольн. эконом. общества", 1886—87); "Учебник частного растениеводства: полеводство" (СПб., 1888; вып. I); "Нуждается ли русская интеллигентная женщина в специальном сельскохоз. образовании" (СПб., 1891); "Облесение лощин, укрепление оврагов и обсадка полей в с. Кротком" (М., 1895); "О постановке профессионального образования в связи с постановкою общего образования" (М., 1898).
{Брокгауз}