СТЕФАН

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Стефан (святой)

Стефан - см. в статье Стефан (святые православной церкви) .

Источник: Биографический словарь. 2008

Стефан (святой мученик, воин)

Стефан (святой мученик, воин) - см. в статье Стефан (святые православной церкви) .

Источник: Биографический словарь. 2008

СТЕФАН
1Кор 1:16, 16:15) — член Хр. Церкви в Коринфе, трижды упоминаемый ап. Павлом в первом послании к Коринфянам. Его семейство, в числе немногих, приняло крещение от руки святого апостола. после чего оно ревностно посвятило себя на служение святым и Церкви.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

СТЕФАН
иеродиакон. В 1794 прибыл в составе миссии из Валаамского монастыря просвещать туземцев Рус. Америки. Брат нач-ка миссии архим. Иоасафа, которого сопровождал в Иркутск на его хиротониса- ние во епископа в 1796. На обратном пути на Камчатку погиб во время бури на борту корабля «Феникс».
Лит. Петров В. Рус. в истории Америки. Вашингтон, 1988.

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

Стефан
игумен. После смерти Феодосия (1074 г.) стал игуменом Киево-Печерского монастыря. При Стефане было завершено строительство каменной церкви Печерского монастыря. В 1090 году был поставлен епископом во Владимире и в 1091 г. участвовал в перезахоронении мощей Феодосия. В 1094 г. Стефан скончался.
ПВЛ: 124,125,127,129, 131,138,139,148,187, 325-328,330, 332,339, 340,349, 389; Татищев: 14,90,96,126,285; НПЛ: 201.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

Стефан (в миру Николай Павлович Архангельский)

Стефан (в миру Николай Павлович Архангельский, родился в 1861 г.) - духовный писатель, воспитанник Казанской духовной академии, епископ могилевский и мстиславский. Главные его труды: "Задача, содержание и план системы православно-христианского нравоучения" (Симбирск, 1894, магистерская диссертация); "Иннокентий, архиепископ херсонский, как учитель христианской нравственности" (Казань, 1899); "Слова и речи" (Харьков, 1904); "Таинства и обряды православной церкви" (ib., 1904).

Источник: Биографический словарь. 2008

Стефан
а) (Деян 6.5,8; 7.55,59; 8.2; 11.19; 22.20)-аналог. Никанор. Он был особенно исполнен Духа Святого и веры и первый пострадал за имя Христово. Его речь в синедрионе и великодушное прощение его убийц без сомнения сильно тронули сердце Савла, который, быть может, был очевидцем и других проповедей Стефана. Таким образом, он посеял первые семена Евангелия, которые ап. Павел затем рассеял во всем мире;
б) (1Кор 1.16; 16.15,17)-как и Епенет, один из первых греков, уверовавших во Христа, крещенный ап. Павлом; впоследствии, по-видимому, один из его помощников.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Стефан
греческий эрудит. Написал объемное географическое произведение (свыше 50 книг) в форме лексикона, озаглавленное Этника (Ethnika), которое представляло собой компиляцию сведений, полученных (часто не непосредственно) от более ранних писателей, в том числе Геродота, Гекатея, Эратосфена, Эфора, Страбона, Павсания. От произведения С. сохранился сокращенный вариант, составленный ок. 700 г. н. э. Отдельные статьи С. богато иллюстрировал цитатами из поэтов и прозаиков. Кроме географического положения, он рассказывал также об истории различных мест и называл знаменитых людей, с ними связанных. Большая часть сохранившихся статей касается местностей, лежащих в Египте. Автор также интересовался орфографией топонимов и образованием дериватов. Произведение С. было предназначено в основном для служебного пользования.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

СТЕФАНИ
Stefani), Маркионе ди Коппо (1336-85) - флорентийский хронист. Автор "Флорентийской хроники" ("Cronica fiorentina. Raccolta degli storici italiani", t. 30, Citt? di Castello, 1903-13), написанной им в 1378-85. Хроника отличается четкостью характеристик, живым изложением, широким использованием личных наблюдений (с 1348), офиц. док-тов коммуны. Автор затрагивает в какой-то мере экономич. жизнь Флоренции. Представитель ранней буржуазии, С. сдержанно относился к феодалам, резко отрицательно к предпролетариату. К. Маркс отмечал, что С. в своей хронике клевещет на восставших чомпи, как и последующие бурж. авторы. Целью хроники С. было прославление "жирного народа" Флоренции.

Лит.: Рутенбург В. И., Нар. движения в городах Италии. XIV - нач. XV в., М.-Л., 1958, с. 259, 335-36.

В. И. Рутенбург. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Стефан (епископ Владимирский)

Стефан - епископ Владимирский (умер 1094 г.) - один из самых первых по времени русских святых. Вступив в иноки монастыря святого Феодосия в Киеве, он был избран блюстителем церковного устава при богослужении и насадителем в монастыре демественного пения. Когда святой Феодосий приближался к смерти, братия его монастыря единодушно просила его назначить преемником себе Стефана, что Феодосий и исполнил. Первым делом новопоставленного настоятеля было окончание нового храма и новых монастырских зданий. Вскоре в монастыре произошла смута против настоятеля; его не только лишили настоятельства, но и удалили из обители. Стефан молился словами своего соименника - первомученика: "Господи, не постави им греха сего!" На средства граждан он построил новый монастырь близ Печерской обители. Позже был избран епископом г. Владимира-Волынского.

Источник: Биографический словарь. 2008

СТЕФАН
   • Steph?nus,
         ????????,
       1. сын Фукидида из Афин;
       2. сын Менекла, из аттического дема Ахарн, против которого написана 45-я и 46-я речь Демосфена;
       3. сын Антифана, один из представителей новейшей комедии, который в своей комедии ????????? осмеял страсть афинян подражать во внешности спартанцам. Athen 11, 469 а;
       4. ритор и сочинитель комментария к риторике и этике Аристотеля, жил в византийские времена;
       5. юрист, помогавший Трибониану при составлении пандектов и сделавший парафраз или перевод их на греческий язык;
       6. из Византии, последний представитель александрийской математики и астрономии, учил в Византии во времена императора Гераклия (с 610 г. от Р. X.). Он составил кроме неизданного учебника астрономии географический словарь под названием ??????. Труд его, состоявший из 60 книг, представлял компиляцию из многих трудов. До нас дошло только краткое и скудное извлечение из этого труда, составленное грамматиком Гермолаем. Издали это извлечение: В. Диндорф (1825), Вестерман (1839) и Мейнеке (I ч., 1849). Брошюра о нем Узенера (Usener, 1880).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

СТЕФАН
венец; Деян 6:5) апостол и первомученик, первый из 7 диаконов, поставленных апостолами. Священный писатель книги Деяний Апостольских отзывается о нем, как о муже, исполненном веры и силы, совершившем великие чудеса и знамения в народе (Деян 6:8). Его мужественная защита против ложных и злобных нападений со стороны своих противников (Деян 7:2, 53), между которыми находился Савл Тарсийский, служит образцом исповедания веры. Во время этой защитительной речи необыкновенная ясность сияла в его лице, так что все бывшие в синедрионе, смотря на него, смотрели как на лице Ангела. Не будучи в состоянии противостоять его мудрости, противники оклеветали его пред синедрионом в хуле на Бога и Моисея (Деян 6:9-15), и он после обличительной речи к синедриону был побит камнями. Последняя предсмертная молитва первомученика была молитва о прощении своих врагов: “Господи! не вмени им греха сего!” воскликнул он пред смертью, и с сими словами скончался. Древнее сказание передает, что если бы св. Стефан не молился, то и Савл не обратился бы ко Христу. Мощи первомученика Стефана были открыты близ Иерусалима в 415 году. Память его празднуется 4 января и 27 декабря; обретение мощей — 15 сентября и перенесение — 4 августа.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Стефан
т.е. венец), один из семи диаконов в Иерусалимской общине, муж «исполненный веры и Духа Святого» (Деян. 6:5). Совершаемые им чудеса и его убедительная проповедь о Христе возбудили против него сильную вражду евреев, которые, наконец, схватили его и привели в синедрион, обвиняя в богохульстве и противодействии закону (ст. 8-15). В своей защитительной речи он доказал исторически, что христианство было истинным развитием религии Моисеевой, исполнением всех ее прообразов и пророчеств и что противники христианства суть «достойные потомки и последователи тех, которые всегда преследовали истину». Раздраженные такой речью слушатели, схватили его, стремительно повлекли его за город и весь синедрион уподобился в это время толпе взбешенной черни. Подобно Христу, Стефан великодушно простил своих убийц и почил, побиваемый камнями, устремив взор на стоявшего одесную Бога Иисуса, Который как бы встал со Своего престола, чтобы поддержать и принять Своего первого мученика (Деян. 7). Последствия смерти Стефана оправдывают изречение Тертулиана, что кровь мучеников есть семя церкви (Деян. 8:1,4; 11:19 и дал.). Давно уже принято мнение, что обращение и дальнейшая деятельность ап. Павла, являются плодом молитвы Стефана. Павел, без сомнения, чувствовал силу доказательств Стефана в речи, предшествовавшей его кончине, и долгое время спустя он вспоминает о своем присутствии при смерти мученика (Деян. 22:19 и дал.). У ног Савла свидетели сложили свое платье, когда они побивали мученика камнями (Срав. Втор. 17:7).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

СТЕФАН
апостол от 70-ти, архидиакон и первомученик (ск. 34), поставлен одним из семи диаконов, избранных для служения при столах во время христианских общих трапез, он был старшим над ними, почему и именуется "архидиаконом". Исполненный Св. Духа, он проповедовал слово Божие, подтверждая его знамениями и чудесами. За свою открытую и безбоязненную проповедь св. исповедник был схвачен иудеями и приведен в синедрион - верховный иудейский суд. Укрепляемый Духом Святым, Стефан свидетельствовал перед синедрионом об Иисусе Христе и обличал иудеев за их жестокосердие и неверие. Окончив свою речь, он поднял взгляд к небу и увидел "славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога" (Деян. 7: 55). Раздраженные иудеи, обвинив Стефана в хуле на Бога и на прор. Моисея, вывели архидиакона из стен синедриона и предали его побиению камнями. Перед смертью св. Стефан молился о прощении своих убийц, прося Бога не вменить им это во грех. Св. Стефан был первым из множества христиан, отдавших свои жизни за исповедание веры Христовой, и Св. Церковь почитает его именованием "первомученика".
У русских крестьян св. Стефан был известен как покровитель лошадей, и потому самый день памяти его у наших предков имел свои особенности. В старину на день св. Стефана хозяева посвящали этому угоднику овес и сено, а самих животных, покровительствуемых им, поили через серебро, думая этим придать им более силы и красоты, сделать их добрее и послушнее и особенно предохранить их от нападений и наездов нечистой силы. Крестьяне в этот день окропляли своих лошадей святой водой.
Память ап. Стефану отмечается 27 декабря/9 января, 15/28 сентября (обретение мощей) и 2/15 августа (перенесение мощей из Иерусалима в Константинополь ок. 428).

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Стефан (святые православной церкви)

Стефан - святые православной церкви: 1) святой мученик, воин, пострадал при императоре Антонине, будучи усечен мечом. Память 24 мая; 2) Стефан Исповедник, архиепископ сурожский (Сурож - ныне Судак, на южном берегу Крыма). В 724 г. поставлен в архиепископы Сурожа, сильно обуянного ересью (вероятно, монофелитством). В пять лет Стефан восстановил православие. Получив указ (730 г.) императора Льва Исаврянина, повелевавший истреблять иконы, Стефан отправился в Константинополь, где свою ревностную защиту икон запечатлел мученичеством, многолетней темницей, снова мученичеством и снова темницей, из которой освобожден уже сыном Льва III, Константином V Копронимом. Скончался около 742 г.; память 15 декабря. См. П. Голохвастов "О святом Стефане Сурожском и о крещении князя Бравлина с дружиной" ("Церковные Ведомости", 1888, № 39); 3) Стефан Новый, или младший, в отличие от первомученика Стефана - преподобномученик и исповедник. Жил в уединении и подвижничестве. В 763 г. Константин Копроним потребовал, чтобы Стефан подписал определения иконоборного собора; Стефан отказался исполнить это требование и был заключен в темницу. Во время войны с болгарами Стефан был освобожден, но по окончании ее Стефан снова подвергся преследованию и был сослан на остров Проконнес. В 765 или 766 гг. Стефан был возвращен в Константинополь, где содержался в темнице. Скончался в 767 г. мученически: придворные вывели Стефана из монастыря, повлекли его по улице, били палками, топтали ногами и, наконец, один из них нанес ему смертельный удар. Память 28-го ноября. Житие Стефана составлено константинопольским диаконом Стефаном спустя 42 года по его кончине и издано Котельером ("Monum. Eccl. Graec.", т. IV). На русском языке житие Стефана в "Душеполезном Чтении", 1869, ч. III ("Житие святого преподобномученика и исповедника Стефана Нового"; 2-е изд., М., 1891); 4) Стефан - святой мученик, воин; за иконопочитание сослан при Константине Копрониме в заточение в Сугдаю (Сурож); был впоследствии там епископом. Стефан присутствовал на седьмом Вселенском соборе. Память 28 ноября (см. указанную выше статью П. Голохвастова); 5) Стефан Савваит - преподобный, подвизался в Иерусалимской обители святого Саввы; племянник святого Иоанна Дамаскина. Скончался в 794 г. Память 13 июля; 6) Стефан преподобный, основал обитель в Вифинии в VIII в. Память 14 июня; 7) Стефан-преподобный, игумен Триглийского монастыря (в окрестностях Константинополя); за несогласие отречься от иконопочитания в 815 г. сослан императором Львом Армянином в заточение, где и скончался. Иосиф Песнописец написал ему канон. Память 28 марта; 8) Стефан святой, патриарх Константинопольский, сын императора Василия Македонянина и брат императора Льва Философа. Скончался в 893 г. Память 17 мая; 9) Стефан Новосеятель - схимник и великий постник; жил в Константинополе в IX в. Память 9 декабря; 10) Стефан Озерский или Комельский, преподобный; на восточном берегу Комельского озера, в 35 верстах от Вологды, поставил себе келью и потом часовню и стал подвизаться. Храм и обитель (Николаевский монастырь) устроены им в 1534 г. Стефан скончался в 1542 г. В том же году обитель была разорена татарами; при возобновлении ее над гробом Стефана построен был деревянный храм, замененный потом каменным. Память 12 июня.

Источник: Биографический словарь. 2008

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Audiatur et Altera pars: Стефан Никомидийский и его круг

Лурье Вадим Миронович
В статье показывается, что оппонент Симеона Нового Богослова Стефан Никомидийский, в соответствии со своим общественным статусом, представлял «мэйнстрим» византийского богословия, а не просто личную точку зрения.
Читать PDF

Экзарх болгарской Церкви митрополит Стефан и Московская Патриархия

Кострюков Андрей Александрович
Статья посвящена последнему периоду церковно-административной деятельности митрополита Софийского Стефана (Шокова). Приводятся свидетельства современников о характере и личных качествах этого противоречивого иерарха.
Читать PDF

Экзарх болгарской Православной церкви Стефан: к истории его отстранения

Блхова Мария Ивановна
Читать PDF

Первомученик Стефан в агиографической традиции средневековья и раннего нового времени

Лурье Зинаида Андреевна
Несмотря на достаточно позднее развитие культа первомученника в конце III–IV вв., он занял необычайно важную роль в христианской риторики как подражатель Христа.
Читать PDF

Космополитика харизматического православия: Стефан (Василий Карпович Подгорный) и его последователи

Юджин Клэй
Читать PDF

Стефан Александрийский - последний схоларх

Болгов Николай Николаевич, Болгова Анна Михайловна
В работе предпринята попытка дать общий очерк места и роли Стефана Александрийского в истории позднеантичной школы и учености, по всей видимости, последнего схоларха Александрийской философской школы VII в.
Читать PDF

Стефан Иванович Бабицкий и его "Соборник Рижский"

Серикбаева Оксана Оскенбаевна
Настоящая статья посвящена Стефану Ивановичу Бабицкому, знатоку церковнопевческих традиций Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Сведений о его жизни почти не сохранилось.
Читать PDF

Кардинал Стефан Вышиньский - инициатор и критик «Восточной политики» Ватикана (1958-1978)

Филиппов Борис
Статья посвящена отношению к восточной политике Ватикана польского кардинала Стефана Вышиньского (1901-1981). Основным источником для написания статьи послужила содержащая обширные фрагменты дневников С.
Читать PDF

Царь Стефан Душан IV Сильный как отцеубийца и нарушитель заповедей предков: негативное в образе прав

Черных Татьяна Германовна
Стефан Урош IV Душан Сильный один из самых известных героев сербской средневековой истории.
Читать PDF

Митрополит Стефан Яворский в борьбе с протестантскими идеями своего времени: речь перед защитой дисс

И. В. Морев
Читать PDF

Преподобный стефан Филейский и традиции афонского монашества на Вятке

Кустова Елена Витальевна
В статье на примере Вятской губернии рассматриваются вопросы взаимодействия России и Афона во второй половине XIX начале ХХ в.
Читать PDF

Смерть святителя Стефана, или почему Стефан - Великопермский

Лимеров П.Ф.
В статье рассматривается одна из версий происхождения культа святого Стефана Пермского версия его мученической смерти. Впервые эта версия появляется в трудах западноевропейских авторов, и в частности М.

Похожие термины:

  • Стефан, 1060 г

    еписк. Новгород., 1068 г. убит слугами своими. {Половцов}
  • Стефан, 1288 г

    архимандрит ростовского Богоявленского мон. {Половцов}
  • Стефан, ранее 1455 г

    строитель Богоявленского мон. в Москве, старший брат преп. Сергия Радонежского. {Половцов}
  • Стефан, 1591 г

    соборный поп в Угличе, свидетель по делу убиения царевича Дмитрия. {Половцов}
  • Стефан, 1651—1653 г

    архимандрит Вознесенск. Печерск. нижегород. мон. {Половцов}
  • Стефан, 1656—1658 г

    архимандрит монаст. "Новый Иерусалим". {Половцов}
  • Стефан, 1658 г

    архиепископ суздальск. и тарусский, рукополож. (2 мая 1658 г.), лишен сана (1679 г. 2 июля). {Половцов}
  • Стефан, 1679—1691 г

    строитель Покровского мон. в Москве. {Половцов}
  • Стефан, 1694—1699 г

    игумен Боголвленского мон. в Юрьевце Поволжском. {Половцов}
  • Стефан, 1699 г

    игумен Богоявленского Братского полоцк. мон. {Половцов}
  • Стефан, 1702 г

    архимандр. Предтечева мон. в Казани. {Половцов}
  • Стефан, 1705—1707 г

    игумен череповецкого Воскресен. мон. {Половцов}
  • Стефан, 1723—1744 г

    игумен Боровинской Мавриной пуст. {Половцов}
  • Стефан, 1723 г

    строитель Введен. арзамасского мон. {Половцов}
  • Стефан, 1761 г

    архимандр. Сновидского мон., владим. еп. {Половцов}
  • Стефан, 1763—1764 г

    игумен Георгиевского мон. у г. Юрьевца польского. {Половцов}
  • Стефан, 1764—1772 г

    игумен Колоцкого мон. {Половцов}
  • Стефан, 1768—1774 г

    игумен Спасо-Мирожского мон. {Половцов}
  • Стефан, 1768 г

    архимандр. Покровского Доброго мон. {Половцов}
  • Стефан, 1770—1772 г

    строитель Коренной пустыни. {Половцов}