Стекло

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СТЕКЛО
(англ. glass), искусственный материал, который производится путем сплавления кремнезема со щелочью. С. развилось из фаянса на Ближнем Востоке незадолго до 2000 г. до н.э., но до эллинистического и римского периодов использовалось редко. Встречается также природное стекло (см. Обсидиан).

Источник: Археологический словарь. 1990

Стекло
вероятно, было известно евреям, так как они были соседи его изобретателей — финикийцев. Из египетских памятников видно, что изготовление стекла было известно там еще во времена Иосифа. В развалинах Ниневии найдены куски стекла. В Иов. 28:17 «зхухит» переведенное словом «кристалл», точнее означает стекло. Указания на стекло мы находим в Отк 4:6; 15:2; 21:18,21. В Прит. 23:31 в еврейском тексте помещено слово «стекло» вместо «чаши». Срав. «Алебастр».

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Стекло
На рубеже Х и XI вв. на Руси начинает развиваться стеклоделие. Из разноцветного стекла мастера изготовляют бусы, перстни, браслеты, стеклянную посуду и оконное стекло. Последнее было очень дорого и использовалось лишь для храмов и княжеских теремов. Даже очень богатые люди подчас не могли себе позволить остеклить окна жилищ. Сначала стеклоделие было развито лишь в Киеве, а затем мастера появляются в Новгороде, Смоленске, Полоцке и других городах Руси.
«Стефан писал», «Братило делал» – из таких автографов на изделиях узнаем мы немногие имена древнерусских мастеров. Далеко за пределами Руси шла слава об умельцах, работавших в ее городах и весях. На Арабском Востоке, в Волжской Булгарии, Византии, Чехии, Северной Европе, Скандинавии и многих других землях изделия русских ремесленников пользовались большим спросом.

Источник: Славянская энциклопедия.

СТЕКЛО
1Кор 13:12). Изобретение стекла обыкновенно приписывают Финикиянам; но стекло могло быть изобретено и раньше, в самой глубокой древности в разных местах. Китайцы за 2000 лет до Р.Х. умели приготовлять стекло; около этого же времени и Египтяне показывали удивительное искусство в выделывании стеклянной посуды, как видно из картин на стенах и в склепах времен Моисея. В это вероятно время и Израильтяне познакомились с стеклом. Зеркала (Иов 37:18) вероятно делались из полированного металла, как то видно из 1Кор 13:12, где они называются тусклым стеклом. Стекло делали в Египте, как мы уже заметили выше, во времена очень глубокой древности, — можно думать, даже во времена Иосифа и исхода Евреев из Египта, — и способ производства стекла представлен на самых древних памятниках, Стекло находят также и в развалинах Ниневии. Таким образом оно не могло быть неизвестным для Евреев.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

СТЕКЛО
   • Vitrum,

         ´????? или ?????, стекло до времен Пелопоннесской войны считалось драгоценным предметом, но мало-помалу его употребление распространилось, особенно в Александрии усилилось его производство и искусство шлифования поднялось до удивительного совершенства. Гораздо большее применение С. получило в Италии, куда оно было привезено из Египта. Оно употреблялось для рам, фонарей, украшения стен (как видно из раскопок в Помпеях и Фикульнее), из него делались разнообразные vasa vitrea (escaria, potoria), особенно чаши, кубки, склянки различной формы (ampullae, alabastra), большие вазы, которые употреблялись также вместо урн в могилах. Эти сосуды были одноцветные или пестрые и иногда составлялись из нескольких слоев, положенных один на другой, которые затем резались и шлифовались, как камень (toreumata vitri). Нынешнее искусство далеко отстало в этом от древнего. Так называемая портландская ваза в британском музее, сделанная вся из С., представляет превосходный образец этого рода древнего искусства. Из С. также делались очень искусные подделки драгоценных камней.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

СТЕКЛО
естеств. С. известно человеку с древнейших времен. Наконеч. стрел, ножки и т.п., изготовл. перво-бытным человеком из природ. вулканич. С. (обсидиана), были найдены в самых различ. местах земного шара. Возникн. стеклоделия связано, по-видимому, с развитием гончарн. произ-ва. Получ. С. вначале было, вероятно, случайным. Примером такой возможности явл . образов. С. в результате расплавл. золы при пожаре зернохранилищ. Произ-во С. в Др. Египте началось ок. 3000 лет до н.э. Из С. делались различ. украшения, амулеты. Во время Птолемеев (4 — 1 вв. до н.э.) в Египте существ. относительно развитое стекольное произ-во. Египет оставался центром стеклоделия вплоть до н.э.; его стекл. изделия вывоз. во мн. др. страны. Стеклоделие было развито также в странах Бл. Востока, в частн., в Сирии и Финикии, а также в Причерноморье. Кроме рядовой продукции, здесь изготовл. богатые уникал. изделия, украш. эмалью и золотом. С древ. времен С. было известно в Китае, где в 5 — 3 вв. до н.э. стекл. изделия появл. уже в до-вольно большом кол-ве. Первые письм. свидет-ва об изготовл. С. в Китае относятся к кон. 3 в. В источ. 5 в. говорится об умении китайцев изготовл. С. пяти цветов. Примерно за 1200 лет до н.э. уже была известна техника прессования С. в открытых формах. Этим способом изготовл. вазы, чаши, блюда, кубки, цветные мозаичные украшения. Особенно распростр. было голубое и бирюзовое С., окраш. медью. Зеленое С. получали окрашив. медью и железом. Синее С., окраш. кобальтом, появил. в Египте в нач. н.э.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Стекло
(лат. glaesum янтарь). С 8 по 2 в. до н. э. в Вост. Средиземноморье варили непрозрачное С. Чаще изготовляли зеленое, голубое, коричневое и белое С, которое окрашивалось путем введения соответствующих окислов металлов. Были известны также желтые, красные и черные тона С. Хорошо была освоена егип. технология холодной обработки застывшей стеклянной массы и придания ей формы сосудов с применением сверления и шлифования изделий. В ювелирных изделиях С. использовалось вместо драгоц. камней, кроме того, применялись сплавл. воедино стеклянные нити. Страны Востока экспортировали предметы роскоши, в т. ч. и С, но они не пользовались успехом в Греции и Риме. Эпохальное значение имело изобретение способа формирования изделий из С. выдуванием, сделанное в Сирии приблизительно в сер. 1 в. до н. э. Это был переворот в производстве С. Отныне оно стало массовым, т. к. сырье (кварцевый песок, соду и поташ, свинец и окрашивающие окислы) можно было найти во мн. местах. С. выдувалось в глиняные формы с помощью стеклодувных трубок, однако мн. изделия из С. изготавливались и путем свободного выдувания (т. е. без использования тлиняных форм). В Италии во времена Империи было освоено производство резного С, гравюр на С, рельефного С производимою вплавлением прессованных частей. В С. вплавлялась золотая фольга с гравированными изображениями (сложнейшая техника производства сетчатого С). Производство С. для зеркал и окон не получило развития, и такое С. встречается при раскопках довольно редко. Печи для плавки С. состояли из трех частей: в ср. камеру, где происходила плавка С, был доступ с обеих сторон, справа и слева в корпусе печи находились охлаждающие кубич. камеры, высота, ширина и глубина которых составляла приблизительно 1 м. Сохранились античные тексты и фрагменты, в которых изложена технология изготовления С.
        
        рис. Реконструкция римской плавильной печи по данным Гераклия, 10 в. (пунктирные линии условные), 1 — топка; 2 — тигель для фубой плавки в топке; 3 — тигель готового расплава; 4 — холодная камера для готовой продукции.

Источник: Словарь античности. 1989

Стекло

Согласно древней легенде, первооткрывателями стекла были финикийские или греческие торговцы. Сделав во время одного из своих многочисленных плаваний остановку на острове, они развели костер на берегу. Песок от высокого жара расплавился и превратился в стекловидную массу.
Изобретение стекла относится к очень глубокой древности. Различные предания о том, какой народ, где и когда впервые изготовил стекло, малодостоверны, так что кто и когда изобрел стекло, неизвестно.
Появление стекла связывают с развитием гончарства. При обжиге на изделие из глины могла попасть смесь соды и песка, в результате чего на поверхности изделия образовалась стекловидная пленка – глазурь.
В Фивах (Египет) найдено изображение стеклодувов?выдувальщиков, производство, напоминающее наше кустарное производство стекла. Надпись на этих изображениях ученые относят примерно к 1600 г. до н. э. Предметы, найденные при раскопках древних египетских городов, указывают, что в Египте находился центр стеклоделия, где изготовлялись урны, вазы, статуи, колонны и кувшины.
Стекло, которое получали в древности, существенно отличалось от современного. Оно представляло собой плохо сплавленную смесь песка, поваренной соли и окиси свинца – фритту. Ни материал, ни техника античности не позволяли изготавливать из стекла крупные предметы.
Стекольное производство в Египте давало декоративный и поделочный материал, поэтому изготовители стремились получать не прозрачное, а окрашенное стекло. В качестве исходных материалов использовали природную соду и местный песок, содержавший некоторое количество карбоната кальция. Низкое содержание кремнезема и кальция, а также высокое содержание натрия облегчало плавку стекла, поскольку снижало температуру плавления, но уменьшало прочность, увеличивало растворимость и снижало атмосферостойкость материала.
При производстве стекла различные компоненты смешивались в глиняных тиглях и сильно нагревались в специальной печи, сложенной из огнеупорного кирпича, до получения однородной светлой массы. Готовность стекла опытный мастер определял на глаз. По окончании плавки стекло разливали в формы или отливали небольшими порциями. Часто стеклянной массе давали остыть в тигле, который затем обламывали. Полученное таким образом стекло переплавляли и по мере надобности пускали в производство.
Первое стекло применялось для изготовления бисерных украшений. Бусы изготовлялись вручную, поштучно. Тонкую стеклянную нить обвивали вокруг медной проволоки, обламывая нить после каждой готовой бусины. Позднее для изготовления бисера вытягивали стеклянную трубку нужного диаметра и затем разрезали ее на бусины.
Вазы формовали на шишке из глины, обернутой тканью и насаженной на медный прут как рукоятку. Для более равномерного распределения стеклянной массы ее несколько раз быстро поворачивали. С этой же целью вазу прокатывали по каменной плите. После этого прут и шишку вытаскивали из изделия, давая ему остыть.
Окраска стекла зависела от введенных добавок. Аметистовый цвет стеклу придавала добавка соединений марганца. Черный цвет получали добавкой меди, марганца или большого количества соединений железа. Значительная часть синих стекол окрашена медью, хотя образец синего стекла из гробницы Тутанхамона содержал кобальт. Зеленое египетское стекло окрашено медью, желтое – свинцом и сурьмой. Образцы красного стекла обусловлены содержанием окиси меди. В гробнице Тутанхамона обнаружено молочное (глушенное) стекло, содержащее олово, и изделия из прозрачного стекла.
Из Египта и Финикии стеклоделие перешло в другие страны, где оно достигло такого развития, что хрустальная посуда стала даже вытеснять употреблявшуюся до того времени золотую.
Переворот в производстве стекла совершило изобретение процесса выдувания стекла. Позже, используя метод выдувания, научились делать из готового стекла длинные стеклянные цилиндры, которые «раскрывали» и выпрямляли, получая плоское стекло. Этот способ применяли для производства оконного стекла вплоть до 1900?х годов, а для изготовления стекла, используемого для художественных работ, и позже.
Древние стеклянные изделия были обычно окрашены и являлись предметами роскоши, доступной далеко не всем, особенно дорого ценились изделия из бесцветного стекла.
В античности стекло не нашло существенного применения, даже зеркала тогда изготавливались преимущественно из металла. Но в последующие эпохи оно применялось все чаще и чаще. В Средние века получило широкое распространение использование цветной стеклянной мозаики для украшения окон в храмах.
Позднее Средневековье и начало Нового времени ознаменовались широким распространением стеклодувного производства. Большое развитие стеклоделие имело в Венеции. Будучи сильнейшей морской державой Средиземного моря, Венеция вела обширную торговлю со странами Востока и Запада. Видную статью этой торговли составляло стекло, отличавшееся необыкновенным разнообразием и большой художественной ценностью. Венецианцы изобрели мозаичное стекло, зеркала. Получая большие выгоды от торговли, Венеция всемерно заботилась о развитии у себя стекольной промышленности. Запрещался вывоз стекловаренного сырья, заключались договоры с другими странами на покупку у них битого стекла.
Стеклоделам предоставлялись многочисленные льготы. Одновременно с этим венецианцы ревниво охраняли секреты производства стекла, разглашение профессиональной тайны каралось смертью.
Остановимся на основных видах стекла, выпускавшихся венецианскими стеклодувами, организовавшими производство на острове Мурано близ Венеции.
Цветное стекло. Для его изготовления использовались окиси цветных металлов. Окись железа окрашивает стеклянную массу в зеленый цвет, окись меди дает зеленый или красный тон, при помощи кобальта получается синее стекло, примесь золота дает рубиновое стекло и т. д. Первые сосуды из цветного стекла появились во второй половине XV в. И почти все они были расписаны эмалевыми красками. Любимым цветом в XVI в. был синий – azurro. Фиолетовое стекло – pavonazzo – также пользовалось большим успехом.
Эмалированное и позолоченное стекло из Мурано представляет самый большой интерес. Начало росписи стекла эмалью связывается с именем знаменитого мастера и выдающегося химика Анджело Беровьеро. Изначально эмалью расписывались сосуды из цветного прозрачного стекла, позже росписью стали покрывать и стекло молочного цвета. Венецианские сосуды раннего периода отличаются необыкновенно богатой росписью: изображались триумфальные шествия, свадебные процессии, сцены мифологического содержания, эротические сюжеты. Часто стекло украшали золотыми чешуевидными узорами и рельефными точками, исполненными разноцветной эмалью.
Прозрачное бесцветное стекло было изобретено во второй половине XV в. Это знаменитое венецианское cristallo. В названии подчеркнута бесцветность и прозрачность стекла по сравнению с ранее изготовлявшимся стеклом зеленоватого оттенка или цветным стеклом.
Филигранное стекло. Это бесцветное прозрачное стекло, украшенное стеклянными нитями, введенными в массу. Эти нити, обычно спирально скрученные, представляют бесконечно разнообразные сплетения. Чаще всего нити бывают белого (молочного) цвета. Судя по сохранившимся образцам, время изобретения филигранного стекла совпадает с утверждением ренессансных форм в венецианском стеклоделии.
Своеобразная разновидность филигранной техники – сетчатое стекло. Его получают из двух слоев прозрачного стекла с филигранным рисунком, наложенных друг на друга в обратном направлении. Образуется рисунок в виде сетки, причем в каждую клеточку помещается, как правило, воздушная капля.
Молочное стекло – непрозрачное белое стекло молочного оттенка (latticinio или lattimo ). Его получают путем добавления в стеклянную массу окиси олова. Сосуды XVI в., выполненные из окрашенного молочного стекла и расписанные эмалевыми красками и золотом, были, по?видимому, первыми в Европе попытками подражать фарфору. Сегодня этот поддельный фарфор представляет собой величайшую редкость и ценится чрезвычайно дорого.
Агатовым стеклом принято называть стекло, состоящее из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные агату. Агатовое стекло представляет большое разнообразие окраски и узора. Как известно, в минералогии агат составляет одну группу с халцедоном и яшмой. Поэтому в старых итальянских трактатах можно встретить также наименования яшмового и халцедонового стекла.
Авантуриновое стекло – особый род стекла, изобретенный муранскими мастерами в начале XVII в. На отшлифованной поверхности – бесчисленное множество блестящих точек, производящих особенный световой эффект. Эти мерцающие точки на желтовато?коричневом стекле получаются путем прибавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется. Изобретение авантуринового стекла приписывается династии Миотти, долгие годы хранившей тайну его изготовления.
Мозаичное стекло. Способ изготовления этого стекла замечателен. Берутся разноцветные стеклянные нити и спаиваются в узкий цилиндрический прут, поперечный разрез которого имеет вид звездочки, розетки или какой?либо симметричной фигуры. Затем этот стеклянный прут разрезается на множество дисков, которые вводятся в стеклянную массу. Изделия, выделанные из мозаичного стекла, представляют собой пестрое поле, сотканное из звездочек, розеток и т. п.
Некоторые муранские изделия украшены узором, называемым кракелаж. Узор получался так: выдуваемый предмет, внутри которого поддерживалась высокая температура, опускался в холодную воду. Вследствие этого внешний слой стекла покрывается бесчисленными трещинами, которые, однако, не проникают в толщу стекла. Трещины остаются на поверхности стекла, украшая его своеобразным узором.
Процесс изготовления ваз в технике «пулегозо» основана на эффекте образования пузырьков воздуха внутри стекла, которые образуются при погружении раскаленного стекла в воду и немедленного возвращения его в печь для придания плотности веществу. Вазы выдуваются и обрабатываются вручную.
Гравированное стекло было известно уже в начале XVI в. Сначала венецианцы гравировали стекло алмазом механическим способом. Позднее был изобретен химический способ гравирования.
Бусы. Производство бус было известной и едва ли не самой доходной отраслью венецианской стеклянной промышленности. Бусы были известны под названием conterie. В широком смысле под термином conterie подразумевают не только бусы, но и бисер, стеклянные пуговицы, искусственный жемчуг, поддельные стразы и прочие мелкие предметы из стекла. Само название объясняется тем, что этот штучный товар очень легко и удобно считать (contare – по?итальянски – считать).
Первым научным трудом по стеклоделию считается вышедшая в 1612 г. во Флоренции книга монаха Антонио Нери, в которой были даны указания об использовании окислов свинца, бора и мышьяка для осветления стекла, приведены составы цветных стекол. Во второй половине XVII в. немецкий алхимик Кункель опубликовал сочинение «Экспериментальное искусство стеклоделия». Он же нашел способ получения золотого рубина.
В 1615 г. в Англии для нагрева стеклоплавильных печей начали применять уголь. Таким образом повысилась температура в печи.
В начале XVII в. во Франции был предложен способ отливки зеркальных стекол на медных плитах с последующей прокаткой. Примерно в то же время был открыт метод травления стекла смесью плавикового шпата и серной кислоты, освоено производство оконного и оптического стекла.
На Руси стекло встречалось в виде бус еще в XIII в., но своих заводов тогда не было. Первый русский завод был выстроен лишь в 1634 г. шведом Елисеем Коетой. Завод выделывал столовую и аптекарскую посуду, первыми мастерами там были немцы, оказавшие большое влияние на развитие русской стекольной промышленности.
В 1668 году была начата постройка казенного завода в селе Измайлово под Москвой, который частично работал уже и на экспорт. Так, в Персию вывозили посуду «измайловского дела» – до 2000 кувшинов, графинов и мухоловок ежегодно.
Значительно быстрее шло строительство стекольных заводов в XVIII в. Особенно много в этом отношении сделал Петр I, который покровительствовал развитию стеклоделия, уничтожил пошлины на стеклянные изделия, выписывал немецких мастеров, посылал русских учиться за границу. По возвращении из заграничной поездки он построил казенный завод близ Москвы, на Воробьевых горах, который предполагали сделать образцовым стекольным заводом и одновременно школой для подготовки стекольных мастеров.
В 1720 г. был издан Указ «Об учреждении зеркальных заводов в Киеве». В царствование Елизаветы Петровны (1741–1761 гг.) около Москвы существовало уже шесть стекольных заводов.
В 1752 году было дано «позволение профессору М. В. Ломоносову завести фабрику для отделывания разноцветных стекол, бисера, стекляруса и других галантерейных вещей с привилегией на 30 лет». Среди вырабатывавшейся на заводе продукции было стекло для мозаичных работ («мусия»), из которого М. В. Ломоносов создал ряд картин, в том числе знаменитую «Полтавскую битву». После смерти Ломоносова завод перешел к его вдове и в 1798 г. закрылся.
В 1760 г. московский купец Мальцов получил дозволение устроить стеклянный завод для выработки хрустальной и стеклянной посуды, также зеркального, каретного и оконного стекла. Этот завод стал родоначальником известных впоследствии Мальцовских заводов.
Вплоть до середины XIX в. стекло варили в тиглях. В 30?х годах XIX в. в России появились первые ванные печи для промышленного производства стекла.
В 1856 г. Фридрих Сименс изобрел регенеративную стекловаренную печь. В ней отработанные газы подогревают камеры предварительного нагрева, облицованные огнеупорными материалами. Как только эти камеры достаточно раскалятся, в них подают горючие газы и необходимый для их сгорания воздух. Возникающие при горении газы равномерно перемешивают расплавленное стекло, иначе перемешать тысячу тонн вязкого расплава было бы далеко не просто. Температура в регенеративной печи достигает 1600 °C. Позже такой же принцип был применен для плавки стали.
Современная стекловаренная печь – это печь непрерывного действия. С одной стороны в нее подаются исходные вещества, которые благодаря легкому наклону пода движутся, постепенно превращаясь в расплавленное стекло, к противоположной стороне (расстояние между стенками печи около 50 м). Там точно отмеренная порция готового стекла поступает на охлаждаемые валки. На всю длину стометрового участка охлаждения тянется стеклянная лента шириной в несколько метров. В конце этого участка машины режут ее на листы нужного формата и размера для зеркал или оконного стекла.
Следующим значительным этапом в развитии производства листового стекла был метод машинной вытяжки стекла, который разработал Эмиль Фурко в 1902 году. При этом способе стекло вытягивается из стекловаренной печи наружу через прокатные вальцы в виде непрерывной ленты и поступает в шахту охлаждения, в верхней части которой режется на отдельные листы. Машинный способ производства стекла был усовершенствован в дальнейшем в первой половине XX в. Из самых современных способов следует выделить так называемый метод Либбея?Оуэнса и Питтсбургский метод.
Самым последним этапом в производстве стекла был запатентованный в 1959 году разработанный английским изобретателем Пилкингтоном флоат?метод. При этом процессе, который можно приравнять к открытиям, стекло поступает из печи плавления в горизонтальной плоскости в виде плоской ленты через ванну с расплавленным оловом на дальнейшее охлаждение и отжиг. Огромным преимуществом флоат?метода, по сравнению со всеми предыдущими методами, является, кроме всего прочего, более высокая производительность, стабильная толщина и бездефектность стекла, а также качество поверхности.
Среди твердых веществ неорганического происхождения (камень, металл) стекло занимает особое место. Отдельные свойства стекла сближают его с жидкостью. В нем не найти кристаллов. Не существует в нем и резкого перехода при какой?то определенной температуре от жидкого состояния к твердому (или обратно). Расплавленное стекло (стекломасса) в большом интервале температур остается твердым. Если принять вязкость воды за 1, то вязкость расплавленного стекла при 1400 °C составляет 13 500. Если охладить стекло до 1000 °C, оно станет тягучим и в 2 млн раз более вязким, чем вода. (Например, нагруженная стеклянная трубка или лист со временем прогибаются.) При еще более низкой температуре стекло превращается в жидкость с бесконечно высокой вязкостью.
Главная составляющая стекол – диоксид кремния SiO2, или кремнезем. В наиболее чистом виде он представлен в природе белым кварцевым песком. Диоксид кремния кристаллизуется при переходе от расплава к твердому состоянию сравнительно постепенно. Кварцевый расплав можно охладить ниже его температуры затвердения, и он при этом не станет твердым. Существуют другие жидкости и растворы, которые также можно переохладить. Но только кварц поддается переохлаждению настолько, что теряет способность к образованию кристаллов. Диоксид кремния остается тогда «свободным от кристаллов», то есть «жидкообразным».
Перерабатывать чистый кварц было бы слишком дорого, прежде всего из?за его сравнительно высокой температуры плавления. Поэтому технические стекла содержат лишь от 50 до 80 % диоксида кремния. Для понижения точки плавления в состав таких стекол вводятся добавки оксида натрия, глинозема и извести. Получения определенных свойств достигают добавками еще некоторых химических веществ.
Знаменитое свинцовое стекло, которое тщательно шлифуется при изготовлении чаш или ваз, обязано своим блеском присутствию в нем около 18 % свинца.
Стекло для зеркал содержит преимущественно дешевые компоненты, снижающие температуру плавления. В больших ваннах (как их называют стекловары), вмещающих более 1000 т стекла, сначала расплавляют легкоплавкие вещества. Расплавленная сода и другие химические вещества растворяют кварц (как вода поваренную соль). Таким простым средством удается перевести диоксид кремния в жидкое состояние уже при температуре около 1000 °C (хотя в чистом виде он начинает плавиться при гораздо более высоких температурах). К большой досаде стекловаров, из стекломассы выделяются газы. При 1000 °C расплав еще слишком вязок для свободного выхода газовых пузырьков. Для дегазации его следует довести до температуры 1400–1600 °C.
Открытие особой природы стекла пришло лишь в XX в., когда ученые во всем мире стали проводить крупномасштабные исследования атомарной и молекулярной структуры разных веществ посредством рентгеновских лучей.
Сейчас выпускают большое количество видов стекла. По назначению различают: строительное стекло (оконное, узорчатое, стеклянные блоки), тарное стекло, техническое стекло (кварцевое, светотехническое, стекловолокно), сортовое стекло и др.
Изделия из стекла могут люминесцировать под воздействием различных видов излучения, пропускать или поглощать ультрафиолетовое излучение.

Источник: 100 знаменитых изобретений. 2009

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
225.29 кб

Средневековое стекло Поволжья как исторический источник

Валиулина Светла Игоревна
В статье обозначены источниковые возможности и перспективы исследования средневековых стеклянных изделий Среднего Поволжья.
Читать PDF
1.01 мб

Бутылочное стекло Нового времени с раскопов Казанского кремля

Кайсин Алексей Олегович
Статья посвящена наиболее массовому классу стеклянных изделий из раскопок слоев нового времени – бутылочному стеклу.
Читать PDF
276.98 кб

Стекло в римской поэзии

Бударагина О.В.
Читать PDF
264.51 кб

Северный Кавказ - увеличительное стекло для общероссийских проблем

Арутюнов Сергей
«Независимая газета», М., 2 ноября 2005 г.
Читать PDF
611.24 кб

Стекло fajon de Venice из раскопок в Москве и других городах (Вязьма, Мангазея)

Лихтер Юлия Абрамовна
Рассматриваются фрагменты сосудов, декорированные цветными нитями и палочками, расположенными в толще стекла. Подобные фрагменты встречаются в слоях XVII в. многих городов как в Европейской России, так и в Сибири.
Читать PDF
83.58 кб

Ремесло, мастерство, искусство: художественное стекло Дэйла Чихули

Гуркина Наталия Семеновна
На примере творчества выдающегося мастера Дэйла Чихули в статье рассматривается американское художественное стекло второй половины ХХ – начала XXI вв.
Читать PDF
1.88 мб

Ландшафтное стекло как форма диалога с пространством

Казакова Людмила Васильевна
В статье рассматривается ландшафтное стекло как один из видов современного ландшафтного искусства.
Читать PDF
247.90 кб

КИТАЙСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО XVIII-XIX ВЕКА: ОТ ЕВРОПЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ К ПОИСКАМ НАЦИОНАЛЬНОГО (ИЗ

Винокуров С.Е.
В статье на примере частной коллекции А.В. Глазырина (Екатеринбург) раскрываются основные особенности рождения и развития китайского художественного стекла.
Читать PDF
632.05 кб

"тусклое стекло" неподобных образов: символический мир Ареопагитик

Николаева Н.Г.
Статья рассматривает символический мир Ареопагитик с точки зрения его дихо томии на подобные и неподобные подобия (образы). Неподобные образы в свою очередь делятся на достойные, средние и самые отдаленные.
Читать PDF
234.44 кб

Из истории ведомственного музея Ленинградского завода художественного стекла

Старцева Ольга Евгеньевна
Ведомственные музеи – особое явление в истории культуры и музейного дела. В СССР ведомственные музеи организовывались на крупных промышленных предприятиях страны и стали хранителями истории этих предприятий.
Читать PDF
114.00 кб

Добыча вулканического стекла в Приморье, его перемещение и использование

Доэлман Т. , Нина Афанасьевна Кононенко, Попов Б. , Саммерхейс Г. , Торренс Р. , Бонетти Р. , Гуглилметти А. , Манцони А. , Оддоне М.
Данная статья группы авторов посвящена предварительной геологической и археологической оценке нескольких источников вулканического стекла (обсидиана) в Приморье и их использованию в течение трех исторических периодов.
Читать PDF
282.82 кб

Пять великих художников стекла

Э.Ж
Читать PDF
0.00 байт

О приусадебном хозяйстве в деревнях-центрах кустарного производства стекла (на примере Ильянской гут

Чубур А.А., Курлович П.С., Лукша Е.И.
В статье рассматривается сельскохозяйственная деятельность жителей особого типа сельских населенных пунктов: крепостных деревень, поселенных при кустарных стекловарнях-гутах.
Читать PDF
0.00 байт

Распространение производства гутного стекла в xvii - xix веках по результатам анализа ойконимов верх

Курлович Полина Сергеевна, Чубур Артур Артурович
Для изучения распространения гутного производства стекла в XVII XIX веках в верхнем Поднепровье проведен анализ распространения ойконимов с корневой формантой «гут-» на территории семи северных областей Украины (Черниговской, Киев
Читать PDF
280.30 кб

М. Стеклов. Писатель «Потерянного поколения»

Э.Ж.

Похожие термины:

  • ЧЕШСКОЕ СТЕКЛО

    художественный промысел в Чехии с XIV–XV вв. Прославился с XVII в. прозрачными сосудами с глубокой огранкой на толстых стенках («богемский хрусталь»).
  • ЦВЕТНОЕ СТЕКЛО

    назв. стекл. прокладок, состоявших из сплав. в пучок стекл. палочек разных цветов. После охлаждения из этой массы вырезали тонкие пластинки и накладывали с двух сторон на прозрач., бесцветное стекло
  • Сетчатое стекло

    (греч., лат. стеклянная сетка), изделия из стекла, состоявшие из толстостенного внутр. корпуса и наружной сетки, связанной с ним посредством окраш. стеклянного шгырька дл. ок. 8 мм. Изготовление его тр
  • ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО

    художественные выдувные изделия, производство которых началось в конце XIII в. на острове Мурано в Венеции, куда оно было переведено из города во избежание пожаров и  сохранения секрета производств
  • СТЕКЛО ВИЗАНТИЙСКОЕ

    пользовалось большой известностью не только в самой империи, но и за ее пределами. В его изготовлении ромеи следовали позднеантичным традициям. Вплоть до II в. до н.э. в Восточном Средиземноморье пр
  • ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО

    в 1 в. н.э. римляне использовали фокусирующую линзу в прикладных целях, в частн., в медицине для прижиганий. Зажигат. зеркало с большим фокусным расст. было впервые изготовлено из металла Анфемием Тр
  • МУЗЕЙ СТЕКЛА И ХРУСТАЛЯ

    в г. Никольске, осн. в 1789, когда владелец никольск. хрустального з-да Н. А. Бахметев (см. Бахметевы) начал собирать лучшие образцы произ-ва своего з-да. Собрание музея одно из уникальных и крупнейших в
  • ФАБРИКА ЦВЕТНОГО СТЕКЛА

    созданная Л. на пожалованных ему землях фабрика, на которой он производил различные изделия из окрашенных стекол. После создания Л. в своей Химической лаборатории мозаичного образа Богоматери (см.
  • Стеклов, Андрей Иванович

    протоиерей, ректор таврической духовной семинарии, кандидат богословия с 1854 г.; † 25 апреля 1884 г. {Половцов}
  • Стеклов Владимир Андреевич

    (1863–1926) - математик, академик Петербургской (1912) и АН УССР (1925), вице-президент АН СССР (1919–1926). В 1887 окончил Харьк. университет, где учился у А.М. Ляпунова. В 1889–1906 работал на кафедре механики в этом ун
  • Стеклов, Иван

    (или Стекловский; Steklovski) — находился в числе живописных дел мастеров Оружейной палаты XVII века и писал ландшафты. Он награвировал несколько листов, почти одной крепкой водкой, во фряжском пошибе: 1.
  • СТЕКЛОВ Юрий Михайлович

    1873-1941), политический и государственный деятель, историк, публицист. В 1917 член Исполкома Петроградского совета. С 1917 редактор газеты "Известия" и других издании. Труды по истории общественной мысли и
  • Стеклов Ю. С

    1873-1941) - участник революционного движения с 1888 г., член РСДРП с 1893 г., историк, публицист. Участвовал в революции 1905-1907 гг., в 1910 г. выехал за границу, сотрудничал в большевистских газетах "Социал-демокр
  • Стекловский, Иван

    живописных дел мастер Оруж. палаты ХVII в. {Половцов}
  • Стекль Эдуард Андреевич

    (Stoeckl Eduard), 1804-не ранее 1874 росс. дипломат, барон. С 1839 служил в представительстве России в США, в 1849-50 исполнял обязанности врем. поверенного в Делах. В 1853 с должности ст. советника миссии отозван в Росс
  • Стеклянный городок

    Название Стеклянного городка, или «Стеклянки» (использовалось также обозначение «Стеклянное»), появилось в конце XVIII в., когда Екатерина II подарила своему фавориту князю Потемкину основанные еще
  • СТЕКЛОВ

    Невзоров), Юрий Михайлович (наст. фам. - Нахамкис; 15(27).VIII.1873 - 15.IX.1941) - участник революц. движения, сов. гос. и парт. деятель, историк, публицист. Род. в Одессе. С 1893 в с.-д. движении. В 1894 арестован; из якутск
  • СТЕКЛОВ Алексей Александрович

    (р. 21.12.1928, с. Наровчат), организатор высшего образования, канд. техн. наук (1972). Окончил Пенз. индустр. ин-т (1951). Ассистент, ст. преПенз., зав. кафедрой и зам. декана этого же вуза (1951–59). Первый ректор Пенз
  • Стекловский, Владимир Константинович

    Стекловский Владимир Константинович трудовую деятельность по лепре начал 1936 году в Холмском лепрозории. Общий трудовой стаж по лепре 55 лет. Участник Великой Отечественной войны. В лечебной работ