Стеллецкий, Дмитрий Семенович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Стеллецкий, Дмитрий Семенович

Род. 1875, ум. 1947. Художник, скульптор, представитель русского модерна. В своем творчестве развивал мотивы древнерусской иконописи и фрески. С 1914 г. жил во Франции.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

СТЕЛЛЕЦКИЙ Дмитрий Семенович
13(01 ).01.1875 (Брест-Литовск Гродненской губ., ныне Брест) 12.02.1947 (Сент-Женевьев-де-Буа, под Парижем). Живописец, скульптор и иконописец. Сын военного инженера. В 18% поступил на архитектурное отделение АХ в Петербурге, с 1897 учился на скульптурном отделении у Г. Р. Залемана и В. А. Беклемишева. В 1903 получил звание скульптора-художника за группу «Узники». В 1904 посещал академию Р. Жюльена в Париже. В 1903-13 жил в Петербурге. Путешествовал по старым русским городам и монастырям, изучал древнерусское искусство. Посещал Западную Европу, вместе с Б. М. Кустодиевым путешествовал по Италии (1907). Писал маслом и темперой картины, стилизованные в духе иконописи и древнерусской миниатюры: «Соколиная охота», «Tempi Passati», «Девицы» (1905), «Сражение » (1906), «Иоанн Грозный» (1910), сюита из четырех панно - «Заря» («Цветы»), «Полдень» («Заботы»), «Вечер» («Песни») и «Ночь» («Покой»). Создавал скульптуры из раскрашенного гипса и дерева: «Иоанн Грозный на охоте» (1905), «Гусляр» (1908), «Знатная барыня» (1909), скульптурные портреты Б. В. Анрепа, Леонардо да Винчи (1906), А. Я. Головина (1908-09), О. О. Преображенской (1911-12), В. А. Серова (1913), Э. Ф. Направника (1913). Занимался мелкой декоративной пластикой и художественным фарфором. Создал рукописный текст и иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (1900-06), которые по рекомендации В. А. Серова приобрела Третьяковская галерея. Вместе с художником В. А. Комаровским написал фрески7 для церкви в память Куликовской битвы в деревне близ Ровно. Исполнил эскизы декораций к драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» для Александринского театра (1908-09) и опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова для Мариинского театра (1910); участвовал в оформлении оперы «Псковитянка » Н. А. Римского-Корсакова для «Русских сезонов» С. П. Дягилева (1909). Участвовал в выставках: Общества им. Леонардо да Винчи (М., 1906), Нового общества художников (СПб., 1906 и 1907), СРХ (ежегодно в 1907-13; член СРХ с 1910), общества «Мир искусства» (СПб., 1906; СПб.; М., 1911-13; член общества с 1912), «Салоне» С. К. Маковского (СПб., 1909), Выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне (1906), Балтийской выставке в Мальме (Швеция, 1914), Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге (1914) и др. В 1911 провел персональную выставку в редакции журнала «Аполлон». В начале I мировой войны оказался в Париже, где изучал романское искусство. В Россию не вернулся. В 1916 исполнил графические портреты солдат и офицеров Русского экспедиционного корпуса в Шампани; расписал для корпуса походную церковь. В 1920-х построил дом-мастерскую «Крыша» в Ля-Напуле, близ Канн (разрушена после его смерти). Чтобы заработать средства для строительства, расписывал виллы и особняки на французской Ривьере. В Ля-Напуле писал в летних лагерях портреты членов Национальной юношеской организации «Витязи», создал несколько надгробных памятников, исполнил керамические скульптуры. Много лет отдал созданию 2-го варианта иллюстраций к «Слову о полку Игореве» (закончил в 1928; утеряны незадолго до смерти). Продолжал писать стилизованные картины на русские сюжеты. Эпизодически обращался к сценографии: исполнил декорации к сказке-балету «Иван-царсвич» в театре «Гамаюн» (1925), балету «Русская свадьба» на музыку М. И. Глинки для театра «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева (1926) и др. Участвовал в выставках русских художников в Венеции (русский отдел на XII Международном биеннале, 1920), Париже (группа «Мир искусства»: галерея La Boetie и Осенний салон, 1921; Devambez, 1921; d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932), Нью-Йорке (1924), Брюсселе (1928), Белграде (1930), Уилмингтоне (1932), Праге (1935), Лондоне (1935). Провел персональную выставку в парижской галерее Mary-Elisabeth (1931; фронтовые рисунки 1916 года). В 1925 стал одним из учредителей общества «Икона» (с 1927 - член совета общества), постоянно участвовал в выставках общества. В ноябре 1925-декабре 1927 возглавлял работы по росписи храма на Сергиевском подворье в Париже. Написал для храма образы святых своей семьи - св. Симона в память отца и св. Василия в память деда, исполнил барельеф распятия с надписью в память о погибших в I мировой войне, резьбу по дереву (лики святых иконостаса выполнила кн. Е. С. Львова, мотивы орнаментов - П. Никитин, отдельные фрески - В. Вильке и П. Минин). В 1930-е расписал походный храм для организации «Витязи» и домовую церковь Н. Д. Семенова-Тян-Шанского, исполнил иконостасы в храме Сен-Рафаэля и русской церкви в Гренобле. Писал иконы для храмов Парижа, Ментоны, Марселя, Болгарии и Югославии; работал по частным заказам. В 1933 вошел в секцию художников Союза деятелей русского искусства во Франции. Помог организовать Русский культурно-исторический музей в Праге, передал ему ряд работ, исполнил заставки к каталогу музея. В 1937 в Риге вышла книга «Русские народные частушки» с его иллюстрациями. В 1942 поступил в старческий дом в Сент-Женевьев-де-Буа. В последние годы почти ослеп. В 1991 мемориальная выставка состоялась в галерее du Faubourg в г. Valbone, близ Ниццы. Представлен в ГТГ, ГРМ, ГЦТМ, в областных музеях России.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999