СТЕН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СТЕН
Steen), Сверре (род. 1.VIII.1898) - норв. историк, чл. Норв. АН (с 1937). С 1924 - преподаватель истории в Тронхеймском педагогич. ин-те; в 1934-1940 и 1945-46 - историко-политич. консультант норв. радио и одновременно (с 1938) - проф. ун-та в Осло. В 1936-47 - пред. Норв. историч. об-ва и редактор журн. "Historisk tidsskrift". С. выступал соавтором 11-томной истории Норвегии ("Det norskefolks liv og historie gjennom tidene av Edvard Bull", t. 1-11, Oslo, 1929-38; автор периода 1500-1814), "Истории норвежской культуры" ("Norsk kulturhistorie", bd 1-5, Oslo, 1938-42), "Свободной Норвегии" ("Det frie Norge", bd 1-5, Oslo, 1951-62) и др. коллективных работ; в послевоен. время основал НИИ истории при ун-те в Осло, был членом-экспертом Следственной гос. комиссии по анализу причин вовлечения Норвегии во 2-ю мировую войну, гл. редактором 3-томного исследования "Норвежская война 1940-45 гг." ("Norges Krig 1940-1945", Oslo, 1947-50).

М. А. Коган. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Стен
, Ян (Steen, Jan) Ок. 1626, Лейден — 1679, Лейден. Голландский художник. Сын пивовара. Учился, возможно, у Н. Кнопфера в Утрехте, А. ван Остаде в Харлеме и Я. ван Гойена в Гааге, на дочери которого Стен женился. Работал в Лейдене (1644—1649, 1670—1679), Гааге (с 1649), Делфте (с 1654), Вармонде (с 1656), Харлеме (1661—1670). Произведения Стена оценивались невысоко, что побуждало его то содержать в Делфте пивоварню, то с 1672 в Лейдене трактир. Писал жанровые и библейские сцены, пейзажи, портреты. Стен — один из самых жизнерадостных живописцев Голландии XVII в., что, по-видимому, отразило черты его яркой, общительной и доброжелательной натуры. В эволюции его творчества отразилась восприимчивость художника к различным направлениям голландской живописи и приемам современников; такого рода многообразие художественных манер сопровождалось отличавшей Стена неровностью живописного исполнения. Однако его лучшие работы стоят на уровне высоких достижений эпохи. Искусство Стена как одного из самых популярных мастеров бытового жанра XVII в. достигло расцвета сравнительно поздно, в кон. 1660 — нач. 1670-х и активизировалось сближением мастеров с художественной средой Харлема, воздействием искусства Ф. Халса, его ученика фламандского жанриста А. Браувера и А. Остаде. Стен обращался к определенным темам: "уроки" (рисунка, музыки), "веселые общества", "больная и врач", но не ограничивался эпизодами повседневной жизни, а изображал также шумные празднества (Праздник св. Николая, ок. 1660, Амстердам, Рейксмузеум; Праздник бобового короля, нач. 1660-х, Кассель, Картинная галерея), хмельные попойки (Гуляки, ок. 1660, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Расстроенное хозяйство, ок. 1663, Вена, Музей истории искусства; Как приобретено, так истрачено, 1661, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бенингена), азартные игры (Игра в трик-трак, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), обнаруживая талант рассказчика, острую наблюдательность, неподдельный, подчас грубоватый юмор, мастерство в передаче фигур, их поз, жестов, деталей обстановки и одежды. Склонный к юмористическим ситуациям и повествовательности, художник уделял особое внимание взаимоотношениям действующих лиц (серия картин Больная и врач, ок. 1660, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Амстердам, Рейксмузеум; 1655, Мюнхен, Старая пинакотека, и др. музеи). Иногда Стен изображал себя и свою семью (Семья художника в веселом обществе, ок. 1663, Гаага, Маурицхейс), иногда использовал для сюжетов картин меткие народные поговорки; царящий в них дух бесшабашного веселья нередко сдерживался дидактическим подтекстом. Библейские сюжеты также воплощались в бытовых формах; поздние многофигурные композиции заполнены забавными, юмористическими деталями (Брак в Кане, Лондон, собрание Бейт). О связи художника с современным ему театром свидетельствует большая картина в Гос. Эрмитаже Эсфирь перед Артаксерксом. Следуя общей тенденции в развитии голландского искусства, творчество Стена приобрело с годами чуждый ему светский, нарядно-декоративный характер (Летний праздник, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж).
Лит.: Ян Стен: Альбом / Авт.-сост. Ю. Кузнецов. М.; Л., 1964; Martin W. Jan Steen. Amsterdam, 1944; Jan Steen. Exhibition (1996—1997). Washington / Amsterdam: Catalogue, 1996.
Т. Каптерева

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
0.00 байт

Загадка крепостных стен старого Крыма

Григорьев А.П.
The author considers the question about the dating of and reasons for erecting fortification walls around the town of Old Crimea as well as the initiator of this project.
Читать PDF
0.00 байт

Размышления у стен Кремля о русской революции: сесар Вальехо и СССР

Попова Виктория Юрьевна
Статья посвящена истории литературных контактов Сесара Вальехо с СССР, его книгам о Советской России «Россия, 1931. Размышления у стен Кремля» (1931) и «Россия перед вторым пятилетним планом» (1931-1932, опубл. 1965). С.
Читать PDF
177.09 кб

2018.04.017. БЭДКОК С. ТЮРЬМА БЕЗ СТЕН? ССЫЛКА В ВОСТОЧНУЮ СИБИРЬ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЦАРСКОГО РЕЖИМА.

Дунаева Ю.В.
Читать PDF
940.16 кб

Первые результаты сплошной документации стен Каповой пещеры с последующей фотограмметрической обрабо

Пахунов Александр Сергеевич
В статье представлен основанный на использовании фотограмметрической обработки изображений подход к документированию наскального искусства Каповой пещеры.
Читать PDF
117.75 кб

Берлин, город насыщенных стен. Резюме

Наталья Самутина, Оксана Запорожец
Читать PDF
0.00 байт

ОТ БЕЛЫХ КЛАССНЫХ СТЕН ДО ВОСКА НА ТАБЛИЧКАХ ОБРАЗ ШКОЛЫ В ПОЗДНЕАНТИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ТЕКСТАХ

Читать PDF
250.63 кб

2015.04.013. МАНОВИЧ Л. МУЗЕЙ БЕЗ СТЕН, ИСТОРИЯ ИСКУССТВ БЕЗ ИМЕН: МЕТОДЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ГУМАНИТАР

Соколова М.Е.
Читать PDF
0.00 байт

Мифопоэтика повести М. Пришвина «у стен града невидимого»

Иванов Николай Николаевич
В работе представлен опыт изучения мифопоэтики в творчестве Михаила Пришвина. Автор рассматривает значение мифологических и фольклорных традиций для становления типа художественного мышления Пришвина.
Читать PDF
662.60 кб

Влияние предстартовых психических состояний на результативность соревновательной деятельности в стен

Дедловская Марина Владимировна, Миннахметова Лариса Тагировна
Представлены результаты оценивания спортсменами эмоциогенности факторов психических состояний перед соревнованиями, которые влияют на результативность соревновательной деятельности в стендовой стрельбе.
Читать PDF
0.00 байт

Дом без стен, стены без дома: конструирование физических и символических локаций в транснациональных

Одинец Светлана
В статье проанализированы стратегии конструирования дома, используемые украинскими мигрантками во время их многолетних миграционных проектов в Италии.

Похожие термины:

  • Техника кладки стен

    В эгейскую эпоху применяли кладку из огромных каменных, т. н. циклопич. глыб (Тиринфский и Микенский дворцы). В архаич. период первоначально стены обществ, зданий (храм Геры в Олимпии), а затем и жилых
  • Строитель стен

       • ??????????,          название чиновника, ведавшего ремонтом городской стены. Demosth. 18, 55.
  • СТЕН Анна

    (? - 1993)— киноактриса. В 20-е гг. была звездой сов. немого кино, в котором прославилась в кинокомедии «Девушка с коробкой». В США С. была приглашена в Голливуд, где сыграла роль Катюши Масловой в фильме