— один из хлыстовских учителей и "песнопевцев", родился около 1700 г. Отец его был поляк. Сам же С. еще в молодые годы был взят казанами в плен и продан в холопы, но через некоторое время принял православие и получил свободу. В выданных ему документах он был назван просто "гулящим человеком польского происхождения". Человек в высшей степени способный, он всяческими путями умудрился выучиться грамоте и сделался замечательным знатоком Священного Писания. В начале 20-х годов ΧVIIΙ в., живя в Москве, он познакомился с некоторыми наиболее выдающимися представителями секты хлыстов: Прокофием Лупкиным, называвшим себя "христом", и "богородицами" Настасьей Карповой, Трофимовой и др. Под их влиянием он искренно увлекся этим учением, сущность которого, согласно положениям его основателей, Данилы Филиппова и Ивана Суслова, сводилась к тому, что "божество" есть субстанция, которая в образе "бога-отца" или "бога-сына" может селиться в достойных людей, даже в нескольких одновременно, и через них проявлять свою волю; поэтому Христос является лишь исторически первым, но не единственным "Христом" и пр. Вступив в члены секты, страстный и впечатлительный С. не ограничился исповеданием ее догматов, но стал стремиться к тому, чтобы найти для них основание в самом Священном Писании. Для этой цели он выбрал из книг как Ветхого, так и Нового Заветов все тексты, которые, по его мнению, могли бы подтвердить как основу учения, так и различные практические выводы из него. Пылкий проповедник, искренний и страстный защитник идей своего учения, фанатик до мозга костей и знаток всевозможнейших текстов, С., быть может, более, чем кто-либо иной, содействовал распространению секты в первой четверти XVIII в. в Москве и окрестностях ее. Он был также прекрасным исполнителем хлыстовских религиозных песен, и песни эти производили на него во время "радений" и молений такое впечатление, что — "признавал он, Василий, приходящего на него духа святого, чего ради в оные времена у него, Василья, сердце трепеталось, и бывал в великой радости, и поднимало его с лавки, подбрасывало сажени на две и больше, и лежал без памяти". По приглашению дочери коломенского дворцового садовника Марфы Васильевой, также замечательной мастерицы петь сектантские песни, С. отправился в дворцовое село Коломенское и основал там отдельный "корабль", т. е. хлыстовский кружок, в который привлек много новых членов. В грозный для хлыстов 1733 г., когда по донесениям известного бывшего разбойника, а затем шпиона Ваньки Каина, он же Караулов, было произведено следствие по делу о хлыстах и многие из них были сосланы в Сибирь, С. успел скрыться и тайно жил в окрестностях Москвы. Страдания его "другов-товарищей" еще более разожгли в нем мистицизм и фанатизм, и как только гроза преследования несколько стихла, он снова основал, на этот раз в с. Братинове, хлыстовский кружок, членами в который поступали очень многие крестьяне. Кружок этот завоевал среди сектантов такую славу, что послушать исполнявшиеся в нем песни приходили хлысты даже из центра секты — Москвы. О дальнейшей жизни С., а также о том, как он ее кончил, не сохранилось никаких сведений. С. сочинил сам несколько хлыстовских песнопений: "Расплачется царь Давид, у пустыни стоя стоючи, горьки слезы проливаючи...", "Благодатный Бог наш, упованье Божье...", "Свет, Боже! Царство небесное, царство блаженный рай..." и др.
"Показание лжеучителя Ивана Чуркина". — "Показание Андреяна Петрова". "Дело о квакерской ереси 1745—1752 г. — Н. В. Реутский, "Люди Божьи и скопцы", M., 1872, стр. 45—50.
И. Григорьев.
{Половцов}