[1 (13).1 (в нек-рых источ. 27.3(8.4). 1815, Петербург — 21.10 (3.11). 1903, там же] — арт. оперы (сопрано). Сестра А. М. Степановой. Род. в семье придв. музыканта. В 1827—33 обучалась в Петерб. театр. уч-ще (сначала хореографии у Ш. Дидло, затем пению у А. Сапиенцы и К. Кавоса), позднее неск. лет брала уроки пения у И. Рупина. В 1831 впервые выступила в операх "Деревенские певицы" и "Вольный стрелок". В 1833—46 солистка петерб. Большого т-ра (дебютировала в партии Алисы — "Роберт-Дьявол"), на сцене к-рого создала св. 30 образов. В сезоне 1843/44 пела в петерб. Итал. опере совместно с М. Альбони, П. Виардо, Дж. Рубини. В 1846 была переведена в моск. Большой т-р. где выступала до 1854. Обладала гибким, подвижным, сильным голосом красивого тембра (немного резким в верхнем регистре), прекрасно владела мастерством пения mezza voce. В нач. 1840-х гг. голос начал "расшатываться". Критики упрекали певицу в крикливости и форсировке звука. Благодаря феноменальной музыкальной памяти могла выучить сложнейшие партии с одной-двух репетиций. Исп. отличалось тщательной отделкой партий, грациозностью (иногда с оттенком сентиментальности).
1-я исп. партий: Антониды ("Жизнь за царя"; М. Глинка написал эту партию, сообразуясь с особенностями голоса С., и подготовил ее с певицей, однако созданный образ оказался маловыразительным), Людмилы ("Руслан и Людмила"; интерпретация этой партии также вызвала критическую оценку М. Глинки), Ольги ("Ольга, дочь изгнанника"). Ундины ("Ундина"), Ксении ("Куликовская битва"); в моск. Большом т-ре — Людмилы ("Руслан и Людмила"); на рус. сцене — Нормы ("Норма"), Семирамиды ("Семирамида"), Лукреции Борджа ("Лукреция Борджа"), Церлины ("Сирена"), Атенаисы де Соланж ("Мушкетеры королевы"). Стеллы ("Бронзовый конь"), Амины ("Сомнамбула"), ? ("Эдинбургская темница"). Лучшие партии: Юлия ("Капулети и Монтекки"), Норма, Семирамида, Лючия ди Ламмермур, Эмма ("Вампир, или Мертвец-кровопийца"), Амина. Др. партии: Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Церлина ("Дон Жуан"), Элеонора. Партнеры: П. А. Булахов, С. Гулак-Артемовский, П. Гумбин, Л. Леонов, О. Петров, А. Петрова-Воробьева. Пела п/у К. Альбрехта, И. Иоганниса, К. Кавоса, А. Рубинштейна.
В Петербурге выступала в концертах с П. Виардо, Г. Ниссен-Саломан, Э. Тамберликом, А. Тамбурини. Дж. Рубини.
Талант певицы высоко ценили А. Серов, В. Одоевский.
Имеются портреты певицы худож. П. Мейера и неизв. худож. в роли Антониды — в ЛГТМ: ваза с изображением певицы в партии Стеллы ("Бронзовый конь"; 1840) — Ленингр. музей-квартира Ф. И. Шаляпина.
Лит.: К. В. О. [Одоевский В. Ф.] Второе письмо к любителю музыки об опере г. Глинки: Жизнь за царя, или Сусанин // Сев, пчела. 1836. 15 и 16 дек.: Его же. [псевд. В. Невский]. Новая русская опера: Жизнь за царя, Музыка соч. г. Глинки, слова барона Розена // Литературные прибавления к рус. инвалиду. 1837. 30 янв.; Серов А. Н. "Руслан и русланисты"/ / Музыка и театр. 1867. № 10; Воспоминания А. Я. Петровой // Рус. старина. 1880. Т. 27. Март; Мария Матвеевна Степанова. (Страничка из ее автобиографии) //Ежегодник имп. театров: Сезон 1903— 1904. Прилож. к XIV вып. С. 215—216; Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки: Очерк. — Л., 1959. С. 732; Его же. Русский оперный театр XIX века. 1836— 1856. — Л., 1969. С. 67, 98, 161, 246; Глинка М. И. Записки. — М" 1988. С 78.