Стесихор

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Стесихор
(лат. Stesichorus), греч. поэт (ок. 600 до н. э.), живший в Гимере (Сицилия). В своем творчестве С. использует материал мифологии. Его стихотворения по жанру занимают промежуточную позицию между эпосом, хоровой лирикой и трагедией. Его новаторство в области формы и содержания сказаний сильно повлияло на дальнейшую поэзию. Считает ся, что, написав стихотворение, порочащее Елену, С. лишился зрения, которое, однако, вернулось к нему после того, как он создал «Опровержение» («Palinodia»). От творчества С. сохранились лишь фрагменты.

Источник: Словарь античности. 1989

СТЕСИХОР
632/629 — 556/553 до н.э.) — др.-греч. поэт. Жил на Сицилии. Его настоящее имя — Тисий, а имя С. (устроитель хоров) он получил за мастерство в соч. песен для хоров. Сохран. ок. 60 фрагментов из его стихотв. («Герионида» и др.). Лучшее его произв. рисует взятие Трои. С. ввел в лирич. поэзию эпич. сюжеты, нар. сицилийские предания. Его трактовка мифов получ. признание великих греч. трагиков. С. слагал также эротич. (о любви девушки Калики) и буколич. песни (о пастухе Дафнисе). Введя «триаду» (строфа — антистрофа — эпод), С. обогатил лирич. поэзию разнообразием метрики. Его стихи оказали большое влияние на последующее развитие греч. поэзии.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

СТЕСИХОР
   • Stesich?rus,
         ??????????, из Химеры, города Сицилии, знаменитый греческий лирик (630-550 гг. до Р. X.), младший современник Алкмана. Семейство его происходило из Метавра, локрийской колонии в Южной Италии. Говорят, первоначально он назывался Тисием и получил название С. (т. е. постановщика хоров) от своего занятия поставлять и обучать хоры. Это занятие, по-видимому, осталось и за потомками его в Химере, т. к. упоминаются еще два младших поэта того же имени из Химеры, один ок. 485 г. до Р. X., другой в 370 г. до Р. X. Известия о жизни старшего С. носят отчасти сказочный характер. Так, рассказывают, что он басней своей о лошади и олене предостерег своих сограждан от честолюбивых замыслов тирана Фалариса (Arist. rhet. 2, 20). Также рассказывается, что он в одном из своих стихотворений охулил Елену, как виновницу всех бедствий Троянской войны, и за это был лишен ею зрения. Затем, когда Елена явилась к нему во сне и дала понять ему о его проступке, он сочинил о ней совершенно противоположную песню (палинодию), в которой объявил, что не Елена была увезена в Трою, а только призрак ее (на этом вымысле основана трагедия Еврипида «Елена»). После этого он опять прозрел. По свидетельству Свиды, он был убит разбойником Гиканором. Могила его находилась в Катане у Стесихоровых ворот, по другим — также в Химере. Хоровая поэзия С. еще тесно примыкала к эпосу. Он почти исключительно выбирал сюжеты мифические и эпические (????? ????? ?????, ????? ?????? ????????, ??????, ??????? и т. п.), которые он позволял себе несколько переиначивать сообразно своим лирическим целям. И его стихотворные размеры близко подходят гексаметру. Точно так же язык его представляет смесь эпического диалекта с немногими доризмами. С. сделал эпоху в развитии хоровой песни, прибавил к строфе и антистрофе эподу (???????, ?? ). К сожалению, от стихотворений этого величайшего поэта Сицилии, которого много читали во всей Греции, особенно в Афинах, и которого называли лирическим Гомером, остались только отрывки. (Отрывки эти собрал: Suchfort, 1771; Kleine, 1828; наконец, Bergk, poet. lyr. Graec., p. 973 слл.).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Стесихор
к. VII - 1-я пол. VI в.)
   др.-гр. поэт. Род. и творил в Сицилии. Подлинное его имя Тисий, а С. («устроитель хоров») - прозвище. Александрийские филологи издали произв. С. в 26 кн.; до нас дошли отрывки разл. величины из неск. мелических поэм, в к-рых обрабатывались эпич. сюжеты, в т.ч. «Елена», «Разрушение Илиона», «Орестея», «Фиваида» (распря сыновей Эдипа, послужившая причиной похода семерых против Фив), «Герионеида» (сражение Геракла с трехтелым великаном Герионом). В обработке мифолог, материала С. развивал мотивы, намеченные в эпосе и допускал смелые новшества, воспринятые затем др.-гр. трагедией (напр., выдвижение на первый план в заговоре против Агамемнона его супруги Клитеместры или ее сон, предвещающий появление мстителя за убитого царя). В композ. плане заслугой С. явл. введение триады, придавшее хоровой мелике законч. форму (м. б., отсюда и данное ему прозвище). Впрочем, новые папирусные находки допускают предположение, что в произв. С. повествовательные части исполнялись между хоровыми партиями солистом (возм., самим поэтом).
   В.Я.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
   * * *
   Греческий лирический поэт, живший в начале 6 в. до н. э. и проведший большую часть жизни на Сицилии. Согласно Свиде, Стесихор - это псевдоним, а настоящее имя поэта было Тейсий. Александрийские ученые насчитывали двадцать шесть томов сочинений Стесихора, до нас дошло примерно такое же количество небольших фрагментов его стихов. Судя по заглавиям - "Охота на вепря", "Орестея", "Герион", "Эрифила", "Падение Трои", Стесихор пытался дать лирическое истолкование эпическим сюжетам. Существовало предание, что поэт ослеп, когда написал стихотворение, порочащее Елену, и вновь прозрел после создания "Опровержения"; в нем говорилось о древнейшей легенде о Елене, согласно которой Елена осталась в Египте, а в Трою отправился только призрак. Стесихор использовал также сюжеты из сицилийского фольклора, в том числе и историю о несчастной любви Дафны. Стесихора можно рассматривать как предшественника пасторальной поэзии.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Стесихор
греческий лирический поэт. Согласно античной традиции, настоящее имя С. было Тейсий, а "Стесихор" — прозвищем, возможно, связанным с его профессией, ибо могло означать "руководящий хором". Песни С. были собраны в Александрийской библиотеке в 26 книгах. Из всего его наследия до нас дошли только немногочисленные фрагменты, зато мы знаем множество (не всегда исходящих от автора) названий песен, которые позволяют сориентироваться в их тематике и характере. Как представляется, это были довольно большие лирические поэмы, несколько напоминающие баллады, где значительная роль отводилась нарративному элементу. Сюжеты С. поставлял главным образом эпос, и в особенности — эпический цикл, от которого происходят некоторые названия, как, например, Взятие Трои (Iliu persis) или Возвращение героев (Nostoi). Две поэмы из этого цикла породили легенды. Рассказывали, что по написании песни Елена С. утратил зрение, наказанный богиней Еленой, которая почувствовала себя оскорбленной. Чтобы ее умилостивить, С. написал еще одну поэму под названием Палиподия. В ней он доказывал, что Елена всегда была вернейшей из жен, а Парис увез в Трою лишь ее тень. После этого поэт вновь обрел зрение. Выдвигалось предположение, что в действительности Палиподия должна была обеспечить поэту благосклонный прием в Спарте, где существовал культ богини Елены. На тесные отношения со Спартой указывает также длинная (2 книги) Орестея, представляющаяся важным этапом в развитии легенды о матереубийце Оресте — чем-то средним между эпической и драматической версиями (Эсхил, Софокл, Еврипид); проблему матереубийства С. разрешал еще очень просто: Эринии преследуют Ореста, но он избавляется от них при помощи лука, полученного от Аполлона. К кругу фиванских мифов принадлежала песнь Эрифила, рассказывавшая о судьбе неверной жены Амфиара, которая позволила подкупить себя золотым ожерельем и, подобно Клитемнестре, погибла от руки сына. Свойственнное старому эпосу пристрастие к описанию игр нашло отражение в поэме Погребальные игры Пелия (Athla epi Pelia), а песнь Охотник на вепря (Syotherai) повествовала об охоте на каледонского вепря. Геракл был любимым героем италийских и сицилийских греков, и нет ничего удивительного в том, что С. обращался к связанному с ним циклу легенд. В Герионе (самые значительные фрагменты которой найдены на папирусе, опубликованном в 1967 г.) С. рассказывал о походе Геракла за быками Гериона, в песни Цербер — о похищении из Гадеса пса Цербера и, наконец, в поэме Кикн — об убийстве Гераклом Кикна, сына Ареса. Сохранившиеся фрагменты песен С. позволяют с уверенностью утверждать, что поэт использовал версии мифа, отличные от известных в эпосе. Трудно сказать, почерпнул ли он эти варианты мифа в родной дорийской традиции или же сам перерабатывал мифы, приспосабливая их к своим целям. С. интересовался и сицилийскими народными преданиями, особенно охотно развивая эротические мотивы. Особого внимания заслуживает Дафнис, песнь о прекрасном пастухе, наказанном нимфой за любовную измену (см. Феокрит). Традиционный, окрашенный доризмами язык С. выявляет также влияние эпического диалекта. Древних восхищали в С. его возвышенность и достоинство. Его называли "Гомером лирики". Он был причислен к канону лириков. Влияние С. на развитие мифов было велико. Здесь он стал соединяющим звеном между эпосом и позднейшими хоровой лирикой и трагедией. Сцены, внушенные образами С., например, Афина, в полном вооружении выходящая из головы Зевса, или крылатый Герион, часто появляются в произведениях греческих живописцев. Греческая скульптура тоже многим обязана С. Вероятно, он первый наделил Геракла его знаменитыми впоследствии атрибутами: палией и львиной шкурой.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999