СТИХ И ПРОЗА

Найдено 1 определение
СТИХ И ПРОЗА
стих и лат. prosa oratio – речь, идущая прямо), две общие формы интонационной организации речи устной и сопутствующей ей графической организации речи письменной.
Для некоторых читателей являются признаками речи стихотворной и не являются признаками речи прозаической такие явления, как упорядоченный ритм (метр), рифма, строфика, экспрессивная интонация, яркая образность и, наконец, графическое членение записанного речевого потока на равномерные отрезки, образующее привычную для глаз форму столбцов. Однако только последний признак можно считать действительно устойчивым, т. к. стихи всегда оформлены в столбцы, а проза никогда; все же остальные признаки только характерны для большинства стихотворных текстов, но и без регулярных ритма, рифмы, строфики тексты, оформленные в столбцы, являются стихотворными; наконец, все перечисленные признаки, кроме последнего, могут появляться в прозаических произведениях, следовательно, не они отделяют стих от прозы.
Прозаический текст может быть графически поделен на абзацы, которые выглядят приблизительно равными, а потому аналогичны строфам. Предложения в нем могут завершаться концевыми рифмами и содержать рифмы внутренние (такую прозу называют рифмованной). Ритм прозы, обычно свободный, может быть упорядочен и подчинен, например, тому или иному силлабо-тоническому метру (такую прозу называют метризованной). Если автор прозаического сочинения активно использует в тексте риторические фигуры, его речи свойственна дополнительная экспрессия. Если он постоянно прибегает к ресурсам лексики поэтической, в частности к тропам, его язык отличается образностью. Но даже при наличии всех стиховых признаков, кроме особой графической формы стиха, проза не перестает быть прозой. Например, живописен язык и экспрессивна авторская интонация в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя, но эта «поэма» остается прозой, а ее автор не становится стихотворцем.
Стих и прозу следует различать не только как формы графические. Несовпадение этих форм на письме – всего лишь визуальное выражение различительных интонационных свойств двух типов речи. В речи прозаической интонация подчинена синтаксису: паузы и голосовые модуляции зависят, например, от знаков препинания, выражающих синтаксические отношения между ее частями. А в речи стихотворной интонация, сохраняющая зависимость от синтаксиса, в первую очередь подчинена устойчивому ритму: об этом убедительно свидетельствуют стихотворные тексты с анжанбеманами, при которых паузы ритмические (между стихами или полустишиями) более отчетливы, чем паузы синтаксические (между предложениями или их частями).
Ритм стихотворной речи, уравнивающий строки, регулируется той мерой, которую диктует выбранная поэтом система стихосложения: в силлабике – количество слогов, в силлабо-тонике – количество стоп, в тонике – количество ударений. Концы звучащих строк часто подчеркнуты фонетически – рифмами и всегда интонационно – паузами. Если строка (как ритмическая единица текста) короче предложения (как синтаксической единицы текста), то обозначающая ее конец пауза отделяет несколько слов этого предложения от других, и между ритмически обособленными словами устанавливается дополнительная смысловая связь. Слова такой строки теснее связаны между собой, чем со словами следующей строки, даже в том случае, когда та и другая группы слов составляют единое предложение. Такая особенность «поведения» слов в стихе, «единство и теснота стихового ряда» (Ю. Н. Тынянов) сообщает некоторым словам строк (прежде всего словам, находящимся на их концах, т. е. в «сильной», ритмически выделенной позиции) новое семантическое значение. Они либо теряют прежнее значение, либо становятся многозначными. Эта особая смысловая нагрузка концевых слов опознается читателями как примета речи образной, а ритмическая выделенность данных слов – как примета речи экспрессивной.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
138.03 кб

Стихи в прозаических произведениях Н. М. Карамзина

Подойницына О.Э.
статье рассмотрена функция стихов, которые введены в тексты прозаических произведений Карамзина. Основное внимание уделено книге «Письма русского путешественника».
Читать PDF
2.21 мб

Контекст стихотворения В. Маяковского «Прозаседавшиеся»

Головчинер В.Е.
The author has discovered the reminiscences of the poems «The Upas-tree» by A. Pushkin and «Meditations at the front door» by N. Nekrasov in V.
Читать PDF
138.66 кб

Прозаический фрагмент или стихотворение в прозе О. Бердсли

Пикулева Ирина Александровна, Бочкарева Нина Станиславовна
Проанализированы два прозаических отрывка из книг «The Celestial Love» (1897) и «The Woods of Auffray» (опубл. в 1904) известного английского графика конца XIX в. Обри Бердсли.
Читать PDF
144.01 кб

Категории «Стих» и «Проза» в жанровой систематике Белинского

Дворецкий А. В.
В статье представлена типология родов поэзии в критике Белинского, описаны особенности его терминологических дефиниций.
Читать PDF
242.70 кб

Русские Стихотворения удмуртского прозаика Вячеслава Ар-Серги

Арзамазов Алексей Андреевич
В статье рассматривается корпус русскоязычных стихотворений В. Ар-Серги одного из ярких представителей современной удмуртской литературы.
Читать PDF
271.26 кб

Стихотворение и его прозаический парафраз: семантические различия

Степанов Александр Геннадьевич
Статья посвящена семантическим различиям между стихом и прозой. Рассматривается история вопроса, приводятся и комментируются примеры трансформации стихов в прозаический парафраз и прозаического замысла в стихи.
Читать PDF
284.30 кб

Лирический мотив в стихотворном и прозаическом тексте (статья первая)

Силантьев Игорь Витальевич
Статья посвящена теоретическому рассмотрению феномена лирического мотива и его анализу в избранных стихотворных произведениях И.А. Бунина.
Читать PDF
252.40 кб

Лирический мотив в стихотворном и прозаическом тексте (статья вторая)

Силантьев Игорь Витальевич
Статья посвящена теоретическому рассмотрению феномена лирического мотива и его анализу в избранных стихотворных произведениях И.А. Бунина.
Читать PDF
86.40 кб

2003. 02. 012. Эткинд Е. Г. Проза о стихах. СПб. : знание, 2001. 448 с

Михайлова О. В.
Читать PDF
206.04 кб

Ритм стихотворно-прозаических произведений коми писателя В. Т. Чисталева

Ельцова Елена Власовна
Проанализирована ритмическая организация прозаических миниатюр в творчестве писателя. Благодаря использованию в них стихотворного размера (дактиля) они являются одновременно и стихотворными, и прозаическими произведениями.
Читать PDF
223.50 кб

Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. М. : РГГУ, 2002. 685 с

Загидуллина М. В.
Читать PDF
395.68 кб

Единство стихотворно-музыкальной речи с прозаической в хакасском фольклоре

Мазай Лариса Юрьевна
Музыкально-поэтическое единство свойственно художественному наследию хакасского народа. Музыкальная речь полностью зависит от прозаической.
Читать PDF
463.51 кб

Взаимодействие стихового и прозаического дискурсов в творчестве Дениса Осокина

Чигинцева Татьяна Александровна
В данной статье исследуются произведения современного писателя Дениса Осокина, в творчестве которого ярко проявляется одна из ведущих тенденций современной литературы взаимодействие прозаических и стихотворных форм.
Читать PDF
333.79 кб

«Вернусь на родину …» Кузнецов Ю. Прозрение во тьме: стихи и проза. Краснодар, 2007. 608 с

Третьякова Е.Ю.
Читать PDF
174.85 кб

2004. 03. 010. Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. - М. : РГГУ, 2002. - 685 с

Михайлова О. В.