способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе.
СТИХОСЛОЖЕНИЕ
СТИХОСЛОЖЕНИЕ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
СТИХОСЛОЖЕНИЕ
версификация), способ интонационного упорядочивания речи, при котором она делится на отрезки, уравниваемые по времени произнесения. На письме это деление проявляется с помощью графической формы текста: речь представлена в виде столбцов относительно равных строк, или стихов (отсюда и название). Интонационное деление может не совпадать с синтаксическим (и тогда возникает анжанбеман), но оно всегда проявляется в периодичности появления в речевом потоке пауз, каждая из которых сигнализирует о конце стиха.
Это деление – главный и достаточный признак стихотворной формы текста, как это видно на примере верлибра. Однако оно может быть подчеркнуто композиционно-языковыми средствами: на равенство стихов может указывать их лексико-синтаксический параллелизм, их начала или концы могут быть маркированы постоянными звуковыми повторами – рифмами. Кроме того, интонационное равенство стихов определяется количественно – специальными единицами конкретной системы измерения, именуемой системой стихосложения и соотносящейся с особенностями национального языка. Национальные системы стихосложения определяются рядом признаков гласных звуков в языках: фиксированность/нефиксированность позиции ударного гласного в слове, ударность/безударность или долгота/краткость гласного. В языках с фиксированной позицией ударных гласных в словах стихотворная форма чаще всего подчиняется правилам силлабики (итальянская, французская, польская поэзия), а в языках, гласные которых различаются по признаку ударности/безударности, – тоники (немецкая поэзия). Между тем бывают и исключения: в древней кельтской поэзии долгое время господствовала тоника, хотя в валлийском языке ударение зафиксировано на втором от конца слоге, а в русской поэзии до первой пол. 18 в. господствовала силлабика, хотя ударные гласные в русском языке не имеют фиксированной позиции.
В поэзии на отдельных языках могут учитываться сразу несколько признаков гласных, и тогда образуются иные системы стихосложения. Так, в античной латинской поэзии учитывались долгота/краткость гласных (а это признак количественный) и общее количество слогов в стихе, поэтому она подчинилась правилам квантитативного (т. е. количественного), или силлабо-метрического, стихосложения. Русская народная поэзия была тонической (стихи выравнивались по количеству ударных слогов), но когда на нее оказал влияние принцип силлабический (выравнивание стихов по количеству всех слогов), она подчинилась правилам силлабо-тоники.
Это деление – главный и достаточный признак стихотворной формы текста, как это видно на примере верлибра. Однако оно может быть подчеркнуто композиционно-языковыми средствами: на равенство стихов может указывать их лексико-синтаксический параллелизм, их начала или концы могут быть маркированы постоянными звуковыми повторами – рифмами. Кроме того, интонационное равенство стихов определяется количественно – специальными единицами конкретной системы измерения, именуемой системой стихосложения и соотносящейся с особенностями национального языка. Национальные системы стихосложения определяются рядом признаков гласных звуков в языках: фиксированность/нефиксированность позиции ударного гласного в слове, ударность/безударность или долгота/краткость гласного. В языках с фиксированной позицией ударных гласных в словах стихотворная форма чаще всего подчиняется правилам силлабики (итальянская, французская, польская поэзия), а в языках, гласные которых различаются по признаку ударности/безударности, – тоники (немецкая поэзия). Между тем бывают и исключения: в древней кельтской поэзии долгое время господствовала тоника, хотя в валлийском языке ударение зафиксировано на втором от конца слоге, а в русской поэзии до первой пол. 18 в. господствовала силлабика, хотя ударные гласные в русском языке не имеют фиксированной позиции.
В поэзии на отдельных языках могут учитываться сразу несколько признаков гласных, и тогда образуются иные системы стихосложения. Так, в античной латинской поэзии учитывались долгота/краткость гласных (а это признак количественный) и общее количество слогов в стихе, поэтому она подчинилась правилам квантитативного (т. е. количественного), или силлабо-метрического, стихосложения. Русская народная поэзия была тонической (стихи выравнивались по количеству ударных слогов), но когда на нее оказал влияние принцип силлабический (выравнивание стихов по количеству всех слогов), она подчинилась правилам силлабо-тоники.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
Стихосложение
Античное и совр. С. принципиально отличаются друг от друга. Совр., в частности русское, С. основано на словесном ударении; егоритм возникает из чередования ударных и безударных слогов (например, Недавно кровь со всех сторон / Струею тощей снег багрила). Античная метрика, напротив, основывается на установл. просодией количествеслогов, которые могут быть краткими либо долгими (обозначаются соотв. U и —). Т. о., античный стих состоит из упорядоч. последовательности краткихи долгих слогов (квантитативный стих). Из этих элементов состоят метрич. единицы — стихотворные стопы; важнейшие из них следующие: ямб U —, трохей — U, анапест U U —, дактиль — U U, бакхий U — —, кретик — U —, хориямб U U —, ионик U U — —. В ямбич., трохеич. и анапестич. размерах две стопы обычно образуют один мегр (греч. metron, буквально — мера); в других размерах метр составляет одна стопа. Большинство античных стихов состоят из одного или неск. однородных метров, однако у Архилоха, Сапфо, Алкея и других поэтов изобилуют стихи, составл. из разнородных стоп. Построенный из одинаковых стоп стих (напр., — U U — U U — U U — U U — U U — U U) страдал бы ритмич. однообразием, которого стремились избежать следующими способами: 1. Два кратких слога и один долгий приравниваются и могут взаимно заменять друг друга; также и краткий слог может разрешаться в два кратких; т. о., ямб и трохей могут заменяться трибрахием U U U, анапест и дактиль — спондеем — —. 2. Последняя стопа бывает незавершенной (каталектич.), например в дактилич. Гекзаметре (— U U — U U — U U — U U — U U — U). 3. Последний слог любого стиха может быть как кратким, так и долгим (лат. syllaba anceps — обоюдный слог); обозначается U. 4. Длинные стихи подразделяются на смысловые отрезки, границы которых образованы обязательно или по желанию словоразделами. Если словораздел совпадает с концом стопы или метра, возникающая пауза называется метрич. диэрезой (обозначается ||); если пауза появляется внутри стихотворной с гоны или метра, она называется цезурой (обозначается |). Т. о., для дактилич. гекзаметра получается следующая общая схема:
Следует различать стихи, предназначавшиеся для рецитации (например, дактилич. гекзаметр) и для пения (сольного или хорового). Неизвестно, каким образом при исполнении стихов выражалось количество слога и ударение. В императорскую эпоху происходит смена музыкального ударения, при котором ударный слог выделялся среди других высотой звука, экспираторным (динамич.) ударением, при котором ударный слог выделяется изменением силы его звучания. Этот фонетич. процесс наблюдался почти одноврем. в греч. и лат. яз. В результате квантитативное С. постепенно уступило место акцентному. Первым представителем акцентного С. в лат. языковом ареале является Коммодиан (3–4 вв.), а в греч. — Григорий Назианзин.
Следует различать стихи, предназначавшиеся для рецитации (например, дактилич. гекзаметр) и для пения (сольного или хорового). Неизвестно, каким образом при исполнении стихов выражалось количество слога и ударение. В императорскую эпоху происходит смена музыкального ударения, при котором ударный слог выделялся среди других высотой звука, экспираторным (динамич.) ударением, при котором ударный слог выделяется изменением силы его звучания. Этот фонетич. процесс наблюдался почти одноврем. в греч. и лат. яз. В результате квантитативное С. постепенно уступило место акцентному. Первым представителем акцентного С. в лат. языковом ареале является Коммодиан (3–4 вв.), а в греч. — Григорий Назианзин.
Источник: Словарь античности. 1989