СТИХОСЛОЖЕНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СТИХОСЛОЖЕНИЕ
способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СТИХОСЛОЖЕНИЕ
версификация), способ интонационного упорядочивания речи, при котором она делится на отрезки, уравниваемые по времени произнесения. На письме это деление проявляется с помощью графической формы текста: речь представлена в виде столбцов относительно равных строк, или стихов (отсюда и название). Интонационное деление может не совпадать с синтаксическим (и тогда возникает анжанбеман), но оно всегда проявляется в периодичности появления в речевом потоке пауз, каждая из которых сигнализирует о конце стиха.
Это деление – главный и достаточный признак стихотворной формы текста, как это видно на примере верлибра. Однако оно может быть подчеркнуто композиционно-языковыми средствами: на равенство стихов может указывать их лексико-синтаксический параллелизм, их начала или концы могут быть маркированы постоянными звуковыми повторами – рифмами. Кроме того, интонационное равенство стихов определяется количественно – специальными единицами конкретной системы измерения, именуемой системой стихосложения и соотносящейся с особенностями национального языка. Национальные системы стихосложения определяются рядом признаков гласных звуков в языках: фиксированность/нефиксированность позиции ударного гласного в слове, ударность/безударность или долгота/краткость гласного. В языках с фиксированной позицией ударных гласных в словах стихотворная форма чаще всего подчиняется правилам силлабики (итальянская, французская, польская поэзия), а в языках, гласные которых различаются по признаку ударности/безударности, – тоники (немецкая поэзия). Между тем бывают и исключения: в древней кельтской поэзии долгое время господствовала тоника, хотя в валлийском языке ударение зафиксировано на втором от конца слоге, а в русской поэзии до первой пол. 18 в. господствовала силлабика, хотя ударные гласные в русском языке не имеют фиксированной позиции.
В поэзии на отдельных языках могут учитываться сразу несколько признаков гласных, и тогда образуются иные системы стихосложения. Так, в античной латинской поэзии учитывались долгота/краткость гласных (а это признак количественный) и общее количество слогов в стихе, поэтому она подчинилась правилам квантитативного (т. е. количественного), или силлабо-метрического, стихосложения. Русская народная поэзия была тонической (стихи выравнивались по количеству ударных слогов), но когда на нее оказал влияние принцип силлабический (выравнивание стихов по количеству всех слогов), она подчинилась правилам силлабо-тоники.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Стихосложение
Античное и совр. С. принципиально отличаются друг от друга. Совр., в частности русское, С. основано на словесном ударении; егоритм возникает из чередования ударных и безударных слогов (например, Недавно кровь со всех сторон / Струею тощей снег багрила). Античная метрика, напротив, основывается на установл. просодией количествеслогов, которые могут быть краткими либо долгими (обозначаются соотв. U и —). Т. о., античный стих состоит из упорядоч. последовательности краткихи долгих слогов (квантитативный стих). Из этих элементов состоят метрич. единицы — стихотворные стопы; важнейшие из них следующие: ямб U —, трохей — U, анапест U U —, дактиль — U U, бакхий U — —, кретик — U —, хориямб U U —, ионик U U — —. В ямбич., трохеич. и анапестич. размерах две стопы обычно образуют один мегр (греч. metron, буквально — мера); в других размерах метр составляет одна стопа. Большинство античных стихов состоят из одного или неск. однородных метров, однако у Архилоха, Сапфо, Алкея и других поэтов изобилуют стихи, составл. из разнородных стоп. Построенный из одинаковых стоп стих (напр., — U U — U U — U U — U U — U U — U U) страдал бы ритмич. однообразием, которого стремились избежать следующими способами: 1. Два кратких слога и один долгий приравниваются и могут взаимно заменять друг друга; также и краткий слог может разрешаться в два кратких; т. о., ямб и трохей могут заменяться трибрахием U U U, анапест и дактиль — спондеем — —. 2. Последняя стопа бывает незавершенной (каталектич.), например в дактилич. Гекзаметре (— U U — U U — U U — U U — U U — U). 3. Последний слог любого стиха может быть как кратким, так и долгим (лат. syllaba anceps — обоюдный слог); обозначается U. 4. Длинные стихи подразделяются на смысловые отрезки, границы которых образованы обязательно или по желанию словоразделами. Если словораздел совпадает с концом стопы или метра, возникающая пауза называется метрич. диэрезой (обозначается ||); если пауза появляется внутри стихотворной с гоны или метра, она называется цезурой (обозначается |). Т. о., для дактилич. гекзаметра получается следующая общая схема:
        
        Следует различать стихи, предназначавшиеся для рецитации (например, дактилич. гекзаметр) и для пения (сольного или хорового). Неизвестно, каким образом при исполнении стихов выражалось количество слога и ударение. В императорскую эпоху происходит смена музыкального ударения, при котором ударный слог выделялся среди других высотой звука, экспираторным (динамич.) ударением, при котором ударный слог выделяется изменением силы его звучания. Этот фонетич. процесс наблюдался почти одноврем. в греч. и лат. яз. В результате квантитативное С. постепенно уступило место акцентному. Первым представителем акцентного С. в лат. языковом ареале является Коммодиан (3–4 вв.), а в греч. — Григорий Назианзин.

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Стихосложение B. C. Высоцкого в контексте традиции В. В. Маяковского

Фомина О. А.
Читать PDF
0.00 байт

Испаноязычное стихосложение: сложности рецепции для русскоязычного студента

Жорж Татьяна Константиновна
В статье рассматривается специфика испаноязычного стихосложения в диахронии с целью ответить на вопрос, почему русскоязычным студентам трудно воспринимать испаноязычную поэзию как таковую.
Читать PDF
0.00 байт

Занимательное стихосложение

Ю. С. Антонов
Читать PDF
156.07 кб

Поэзис и Логос: стихосложение как умозрение

Иванов Николай Борисович, Михайлова Марина Валентиновна
Статья посвящена практике медленного чтения, позволяющей обнаружить в классическом тексте его метафизические основания.
Читать PDF
0.00 байт

Об основных тенденциях в елизаветинских экспериментах по национализации квантитативного стихосложени

Бурова Ирина Игоревна
Статья посвящена обзору квантитативного движения в елизаветинской поэзии, в ней выявляются основные тенденции в попытках ввести правила латинской квантитативной просодии в национальное стихосложение.
Читать PDF
0.00 байт

К проблемежанровой дифференциации стихосложения некрасова

Дымова И. А.
Читать PDF
0.00 байт

Секреты стихосложения

Харченко В. К.
Читать PDF
1.52 мб

Особенности метрического стихосложения аруз в башкирской поэзии первой трети XX века

Искандарова Светлана Айратовна
В статье рассматриваются особенности метрического стихосложения аруз башкирской поэзии в первой трети ХХ века.
Читать PDF
0.00 байт

Вклад Рудаки в усовершенствование и преобразование традиций стихосложения в персидско-таджикской лит

Tadjibaev Sh
Статья посвящена вкладу Рудаки в развитие стихотворного жанра маснави таджикско-персидской литературы.
Читать PDF
350.92 кб

"очерк стихосложения" Фудзивара Тэйка

Бреславец Т. И.
Fujiwara Teika"s writings "Kindaishuka", "Eigataigai", "Maigetsusho" are designed to instruct aspiring poets.
Читать PDF
0.00 байт

Истоки якутского стихосложения в «Олонхо» А. Я. Уваровского

Тобуроков Николай Николаевич, Архипова Елена Афанасьевна
Рассматривается стихоложение «Олонхо» А.Я. Уваровского, зачинателя якутской литературы. Уделено внимание первому тексту героического эпоса якутов. Впервые исследуется ритмика, аллитерация, рифма «Олонхо» А.Я. Уваровского.
Читать PDF
89.29 кб

О стихе стихотворной сатиры М. Ю. Лермонтова (к проблеме жанровой дифференциации стихосложения Лермо

Анненкова Н. А.
В статье анализируются метрика и строфика двух сатир М.Ю. Лермонтова. Сатиры Лермонтова впервые сопоставляются со стихотворной традицией русской сатиры и сатирой Дж. Г. Байрона «Видение суда».
Читать PDF
0.00 байт

Особенности стихосложения в башкирской поэзии в первой трети ХХ века

Искандарова Светлана Айратовна
В статье рассматриваются особенности двух систем стихосложения метрического аруза и народного силлабического, одновременно существовавших в башкирской поэзии в первой трети ХХ века.
Читать PDF
0.00 байт

Методы анализа стиха при неизвестной системе стихосложения

Скулачева Татьяна Владимировна
В статье изложен алгоритм работы со стихом в случаях, когда не известен тот параметр, по которому соизмеримы стихотворные строки.
Читать PDF
0.00 байт

Новый аргумент в старой проблеме (к вопросу о национальных истоках реформы русского стихосложения)

Матяш С.А.
В статье систематизируется суждение отечественных и зарубежных ученых по проблеме источников реформы русского стихосложения Ломоносова Тредиаковского.

Похожие термины:

  • АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

    наиболее древ. из европ. систем стихослож., в основе к-рой лежит принцип времен. равенства единиц ритма — стоп. В кач-ве измерителя временных соотнош. в стопе принималась длительн. одного кратк. слог
  • МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

    от греч. mЕtron – мера), система стихосложения, где ритмическая упорядоченность основана на одинаковом времени произношения строк. Это достигается за счет расположения в стихе долгих и кратких слог
  • СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

    система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. В русской поэзии употребительно в XVII—начале XVIII вв., основные размеры 13-, 11-, 8-сложный стих.
  • СИЛЛАБОТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

    разновидность тонического стихосложения, основанного на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются исключительно или преимущественно
  • ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

    система стихосложения, основанная на упорядочении появления ударных слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных —