СТО ДНЕЙ РЕФОРМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

«СТО ДНЕЙ РЕФОРМ»
период ограниченных буржуазных реформ в Китае в 1 898 г. {1 1 июня—21 сентября), которые пытались провести Кан Ювэй и его сторонники. Реформаторы потерпели поражение.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Сто дней реформ
"Сто дней реформ" (Hundred Days Reform), период преобразований в Китае (11 июня - 21 сент. 1898 г.). Кит. реформаторы, вдохновляемые Кан Ювэем (1858-1927) и поддерживаемые Лян Цичао (1873- 1929), попытались преобразовать гос. систему династии Цин. Кан воспользовался общим разочарованием в отношении мер, принятых в ходе движения за само-усиление, и страхом перед возобновившимся вторжением иностр. держав после японо-китайской войны 1894-95 гг., чтобы провести далеко идущие реформы, в основе к-рых лежали зап. идеи, воспринятые императором Гуансюем. Они включали установление консти-туц. монархии и реформирование гос. службы. По истечении 103 дней программа реформ была остановлена ответным ходом консерваторов: вдовствующая императрица Цыси осуществила дворцовый переворот,в рез-те к-рого император был арестован, реформы отменены, а сами реформаторы либо отправлены в отставку, либо казнены. Мн. из этих реформ были потом осуществлены в период между русско-японской войной (1904-05) и Китайской (Синьхайской) революцией 1911 г.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

"СТО ДНЕЙ РЕФОРМ"
кратковременный период умеренных бурж. реформ в Китае, начавшийся 11 июня 1898, когда маньчжурский имп. Цзай Тянь (годы правления Гуансюй) издал указ "Об установлении основной линии государственной политики", и окончившийся 21 сент. того же года, когда вдовствующая императрица Ехонала (Цыси) произвела дворцовый переворот и отменила указанные реформы. Продолжался фактически 103 дня. Императорский указ от 11 июня, изд. по настоянию бурж.-помещичьей партии реформ, руководимой Кан Ю-вэем, был составлен в весьма расплывчатых выражениях и конкретно призывал лишь к проведению преобразований в области просвещения; тем не менее в нем выражалась решимость молодого императора бороться с консервативными сановниками и проводить политику реформ. Цзай Тянь привлек группу молодых реформаторов - учеников и единомышленников Кан Ю-вэя для разработки серии указов о реформах. В общей сложности было издано св. 60 указов, к-рые касались системы образования, строительства ж. д., з-дов и ф-к, модернизации с. х-ва, развития внутр. и внеш. торговли, реорганизации вооруженных сил, чистки гос. аппарата и т. д. Эти реформы объективно были направлены на создание условий для капиталистич. развития Китая. Однако указы издавались в большой спешке, не разъяснялись населению, саботировались придворными кругами и феод. бюрократией и по существу остались лишь на бумаге. Чтобы сломить сопротивление реакционной маньчжуро-кит. придворной клики, руководитель лев. крыла реформаторов Тань Сы-тун с ведома Цзай Тяня готовил устранение ее лидеров, однако заговорщики были преданы ген. Юань Ши-каем. Цзай Тянь был арестован, а руководители реформаторов казнены без суда и следствия, за исключением Кан Ю-вэя, Лян Ци-чао и Ван Чжао, к-рым удалось скрыться за границу. Суровые репрессии обрушились на всех участников движения за реформы в столице и провинциях; их школы, клубы и печатные органы были закрыты. Поражение "С. д. р." объективно способствовало росту революц.-демократич. направления нац.-освободительной борьбы кит. народа, руководимого Сун Ят-сеном.

Гоминьдановские историки отказывались от исследования "С. д. р." в связи с тем, что Кан Ю-вэй, Лян Ци-чао и др. лидеры реформаторов после 1898 вели борьбу с Сун Ят-сеном. Историки КНР провели большую работу по сбору документов и материалов периода "С. д. р.". Изучению этой темы посвятили книги Тан Чжи-цзюнь (Об истории реформ 1898 (Усюй бяньфа ши лунь), Шанхай, 1955), Ху Бинь (Реформы 1898 (Усюй бяньфа), Шанхай, 1956), Ян Тин-фу (Хронология жизни Тань Сы-туна (Тань Сы-тун няньпу), Пекин, 1957) и др.

В зап. бурж. историографии впервые обратил внимание на "С. д. р." нем. китаевед О. Франке (О. Franke, Die wichtigsten chinesischen Reformschriften vom Ende des neunzehnten Jahrhunderts, "Bulletin de l´Acad?mie Imp?riale des sciences de St.-P?tersbourg", 1902, s?r. 5, t. 17, No 3), к-рый отметил определенные историч. предпосылки возникновения реформаторского движения. Однако последующие зап. бурж. ученые рассматривали "С. д. р." лишь как мимолетный эпизод борьбы двух придворных группировок - северной и южной, за влияние при маньчжурском дворе (напр., J. О. P. Bland and E. Backhouse, China under the empress dowager, Peking, 1939, и др.). Вышедшая в 1953 в США книга Левинсона (J. R. Levenson, Liang Ch´i-ch´ao and the mind of modern China, Camb.) написана на основе оригинальных кит. источников, но в ней отсутствуют экономич. и политич. причины движения за реформы, не поставлен вопрос о месте "С. д. р." в истории Китая.

В сов. лит-ре "С. д. р." нашло монографическое освещение.

Источн.: Усюй бяньфа (Реформы 1898 г.), т. 1-4, Шанхай, 1957; Лян Ци-чао, Усюй чжэнбянь цзи (Записки о политич. перевороте 1898 г.), Шанхай, 1954.

Лит.: Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в конце XIX в. и Кан Ю-вэй, М., 1959.

С. Л. Тихвинский. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976