СТРАХОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
СТРАХОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
в России - зачатки страхования как способа возмещения ущерба, причиненного определенному лицу или лицам, за счет специально созданного материального фонда появились на Руси в 16 в. (см. "Стоглав", гл. 72). В Соборном уложении 1649 (ст. 1-7) говорилось о системе регулярных твердых платежей населения для образования фонда выкупа пленных. В 1786 при Гос. заемном банке была учреждена "Страховая экспедиция" для страхования каменных гор. построек. В 1797 при Гос. ассигнац. банке создана контора по страхованию товаров. Вскоре система гос. страхования была вытеснена частным предпринимательством (см. Страховые акционерные общества). За гос-вом остались незначит. функции: пенсионное обеспечение узкого круга высокопоставленных лиц и формальный надзор за деятельностью частных акц. компаний (положение 1894). В 60-х гг. 19 в. было введено земское и гор. страхование. В царской России не было страхования жизни и имущества рабочих, за исключением ж.-д. рабочих, для к-рых по закону 1888 были созданы обязат. пенсионные кассы, и горнорабочих, получавших небольшое вознаграждение в случае увечья и болезни по постановлениям 1861 и 1895. Все дела о "несчастных случаях" рассматривались на основании общегражд. законов. Только в 1903 под воздействием революц. движения был издан закон об ответственности предпринимателей за увечья и смерть рабочих и вознаграждении пострадавших. В последующие годы были утверждены положения о пенсиях нек-рым категориям рабочих и служащих. Однако из предприятий, подчиненных надзору фабрично-заводской инспекции, 40% не подлежали действию закона 1903, т. к. в каждом из них было занято менее 20 чел. Возлагая ответственность на предпринимателей, закон все будущее искалеченных рабочих ставил в зависимость от материального положения фабриканта. Закон 1903 совсем не касался вопроса о профессиональных болезнях, не содержал карательных статей против его нарушителей. 23 июня 1912 под влиянием новой волны революц. движения был принят закон о гос. страховании рабочих. Однако он также имел половинчатый характер: страхование вводилось только на случай болезни и увечья и не касалось инвалидности, старости, безработицы. Страховые взносы рабочих были в 11/2 раза выше взносов предпринимателей и составляли не менее 2% их зарплаты. Размеры пособия были мизерными (от 25 до 50% заработка) и выплачивалось оно только с 3-4-го дня болезни. Страховые учреждения лишались самостоятельности и ставились под перекрестный надзор чиновников, полиции и хозяев. Страховой закон распространялся только на 10% рабочих и служащих России. Большевистская партия вела упорную борьбу за улучшение положения рабочих, требовала всеобщего обязательного гос. страхования, резко осуждала характер принимаемых пр-вом законов о страховании (см. "Страховая кампания"). После Окт. социалистич. революции 1917 была полностью проведена в жизнь рабочая страховая программа: введено гос. обязательное социальное страхование. Все без исключения рабочие и служащие обеспечиваются за счет гос-ва в старости, при временной нетрудоспособности, инвалидности, в случае потери кормильца. Кроме ден. форм обеспечения в виде пособий и пенсий, сов. социальное страхование предусматривает также культурно-оздоровительное обслуживание трудящихся и их детей. За счет средств социального страхования организуются санаторно-курортное обслуживание, дома отдыха, лечебное питание, пионерские лагери, различные культурно-массовые мероприятия. Лит.: Райхер В. К., Обществ.-историч. типы страхования, М.-Л., 1947; Коньшин Ф. В., Гос. страхование в СССР, М., 1953; Караваев В. В., Законодательство о страховании рабочих в царской России, М., 1950. Л. И. Лескова. Москва.