Strindberg) Юхан Август (1849, Стокгольм – 1912, там же), шведский писатель. Литературную деятельность начал с драматургии и философских работ (1870). Популярность Стриндбергу принес роман «Красная комната» (1879), отличавшийся сильным критическим пафосом. Цикл новелл «Браки» (2 т., 1884–86) создал писателю репутацию непримиримого противника женской эмансипации. Окончательно репутация женоненавистника, богохульника и иконоборца сформировалась после выхода драм «Отец» (1887) и «Фрекен Жюли» (1888), а также эссе «Неполноценность женщины» (1895), отличавшихся, однако, глубиной социально-психологического анализа. Роман «Исповедь безумца» (1888) отражал, по признанию Стриндберга, его внутреннюю борьбу со своим «эго» и был признан современной писателю критикой чрезмерно откровенным и поэтому недостаточно художественным. Стриндберг – автор цикла исторических новелл «Судьбы и приключения шведов» (1882–94) и исторических драм «Сага о Фолькунгах», «Густав Ваза», «Эрик XIV» (все – 1899), «Густав Адольф» (1900). Экспрессионистские драмы «Путь в Дамаск» (трилогия, 1898–1904), «Пляска смерти», «Пасха» (обе – 1901), «Игра грез» (1902), «Соната призраков» (1907) способствовали созданию в Стокгольме нового – «Интимного театра» (режиссер А. Фальк), где ставились эти пьесы. Представления об эстетике новой драмы Стриндберг изложил в «Открытых письмах Интимному театру» (1909). Благодаря Стриндбергу шведская литература перестала восприниматься как «провинциальная», а его творчество оказало влияние на всю европейскую литературу. Ф. Кафка писал: «…все мы современники и последователи Стриндберга».
190.47 кб
Август Стриндберг в оценке А. Блока
В статье рассматривается творчество Августа Стриндберга в оценке А. Блока.