СТРОФА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СТРОФА
поворот — группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся, например устойчивым чередованием различных метров. В письме обычно разделяется увеличенными интервалами.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СТРОФА
первонач. — танцевал. движение хора, затем — часть песни, исполн. хором при этом движении. В широком смысле С. — метрич. система, состоящая из неск. стихов, не обязат. идентич. по ритму и размеру. В продолж. песни С. повтор. в той же метрич. структуре один раз или чаще (алкеева, асклепиадова, сапфич. С.). В песне хора за каждой С. следует антистрофа; заключ. песню, как правило, эпод.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Строфа
(греч. strophe — поворот), первоначально — танцевальное движение хора, затем — часть песни, исполняемая хором при этом движении. В широком смысле С. — метрич. система, состоящая из неск. стихов, не обязательно идентичных по ритму и размеру. В продолжении песни С повторяется в той же метрич. структуре один раз или чаще (алкеева, асклепиадова, сапфическая С). В песне хора за каждой С следует антистрофа; заключает песню, как правило, эпод.

Источник: Словарь античности. 1989

Строфа
греч. поворот)
   1) в гр. хоровой лирике и в драме основной компонент партии хора, к-рую он исполнял передвигаясь по орхестре в одну сторону (строфа), затем - в др. (антистрофа);
   2) в сольной лирике - совокупность двух и более стихов, составляющих интонационное и ритмическое единство.
   Я.Ш.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

СТРОФА
греч. strophe – поворот), в европейской поэзии со времен Средневековья группа стихов, являющаяся единицей деления стихотворного текста, при графическом выражении приобретающая в этом тексте функцию абзаца и аналогичная по формальным признакам всем прочим группам стихов, из которых данный текст состоит. Ее основные признаки: постоянное количество стихов (в противном случае называется строфоидом), графическая обособленность, смысловая законченность, а также интонационная и синтаксическая завершенность (нарушением двух последних признаков является междустрофный анжанбеман). Второстепенные признаки строфы: постоянный порядок стихов определенной длины, постоянный порядок рифм или клаузул (стиховых окончаний). При историческом срастании нескольких формальных признаков с определенной темой она превращается в одну из твердых форм.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Странная строфа в поэме С. А. Есенина «Черный человек»

Решетов Владимир Григорьевич
Рассматривается 17-я строфа поэмы С.А. Есенина «Черный человек». Проводится ее сопоставительный анализ с третьей частью поэмы Т.С. Элиота «Бесплодная земля».
Читать PDF
0.00 байт

Онегинская строфа «Сокрытый двигатель» романного сюжета

Шатин Юрий Васильевич
В статье предпринята попытка показать, что генезис онегинской строфы был связан не только с сонетной формой, но и заимствовал определённые черты оды. В частности, моделью строфы стихотворного романа могла стать ода П.И.
Читать PDF
0.00 байт

Строфа как мера гармонии: продолжение разговора

Гринбаум Олег Натанович
В работе продолжено обсуждение вопросов, связанных с взаимозависимостью между формой и содержанием поэтического текста.
Читать PDF
0.00 байт

ПРОЗАИЧЕСКАЯ СТРОФА КАК РИТМООБРАЗУЮЩЕЕ СРЕДСТВО В "ПИСЬМАХ СТОЛИЧНОГО ДРУГА К ПРОВИНЦИАЛЬНОМУ ЖЕНИХ

Багаутдинова Гульзада Гадульяновна
Цель статьи заключается в исследовании некоторых ритмообразующих принципов в «Письмах столичного друга к провинциальному жениху» И. А. Гончарова. Предметом изучения являются типы «франта» и «льва», описанные в первом письме А.
Читать PDF
0.00 байт

Кровавые строфы «Поэтичного» террориста (о политической деятельности С. Булак-Балаховича)

Козляков Владимир Егорович
Статья посвящена террористической деятельности С. Булак-Балаховича, осуществлявшаяся под руководством польской власти, на территории Советской Беларуси в 1919-1921 гг. в союзе с известным террористом Б. Савинковым.
Читать PDF
0.00 байт

Региональная стилистика русских народных песен в строфических формах. Полиструктуры в русском Заволж

Савельева Нина Михайловна
Статья посвящена одной из самых актуальных проблем отечественной фольклористики исследованию специфики строфических песенных форм в русских переселенческих традициях Поволжья и Приуралья.
Читать PDF
0.00 байт

Композиционные особенности строфики философской лирики Мустая Карима

Фаткуллина Р. X.
В статье рассматриваются композиционные особенности строфики философской лирики М. Карима.
Читать PDF
0.00 байт

Строфическое и метрическое своеобразие «Фейных сказок» К. Д. Бальмонта

Шебловинская Анна Николаевна
Читать PDF
0.00 байт

Антология Фудзивара Тэйка "сто строф тысяча двухсотого года" (песни весны)

Бреславец Т. И.
Shoji sequence displays Fujiwara Teika's return to the traditional beauty. The beauty of simple "archaic mode" of the "Man'yoshu" and complexity of "Fujiwara style" of the "Kokinwakashu" we see in the individual poems.
Читать PDF
0.00 байт

Сонеты из Страны стихов (сонеты в строфическом репертуаре Владимира Набокова)

Федотов Олег Иванович
В статье прослеживаются ведущие лейтмотивы и подробно характеризуются четыре периода эволюции Сонетианы В. Набокова.
Читать PDF
0.00 байт

Возвращение к строфике: новая дисциплина русского стиха (1990-2000-е гг. )

Орлицкий Юрий Борисович
В статье рассматриваются процессы, происходящие в строфике русской поэзии последних лет, констатируется отказ от традиционной стиховой формы в пользу свободного и гетероморфного стиха, говорится об образовании новой строфической д
Читать PDF
0.00 байт

Диалектика реализациижанрового и строфическогопотенциала сонетав условиях цикла

Останкович А. В.
Дан анализ сонетного цикла-двойчатки «Греция. Два сонета» В.И. Туманского и лирической поэмыв сонетах "Venezia la Bella" А.А.
Читать PDF
0.00 байт

Строфический вольный ямб в русской поэзии

Матяш С. А.
В статье впервые в отечественном стиховедении ставятся вопросы теории и истории строфи, ческого вольного ямба: определяется объем понятия строфического вольного ямба в диффе, ренциации с пограничными формами; предлагаются параметр
Читать PDF
0.00 байт

Строфика Высоцкого

Фомина О. А.
Впервые описывается строфика Высоцкого. Сообщаются статистические данные по частотности астрофических и строфических форм. Рассматриваются виды строфических композиций.
Читать PDF
0.00 байт

Из наблюдений над строфикой современной журнальной поэзии (на материале журналов «Новый мир» и «Наш

Арипова Д. М.

Похожие термины:

  • АЛКЕЕВА СТРОФА

    см. в статье Алкей.
  • ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА

    твердая форма в русской лиро-эпической поэзии, впервые введенная в нее А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Строфа состоит из 14 стихов, объединенных постоянной рифмовкой AbAbCCddEffEgg. Можно замети
  • САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА

    в античной лирике (Сапфо, Гораций) и ее имитациях строфа из трех 11-сложных и 5-сложного стихов особого строения (логаэдического).
  • Строфады

    два небольших острова в Ионическом м., приблизительно в 45 км к Ю. от Закинфа, где, как считалось в античности, обитали гарпии греч. мифов.
  • СТРОФИКА

    раздел стиховедения.
  • СТРОФИЙ

       • Stroph?us,          ????????,        1. отец Скамандрия. Ноm. Il. 5, 49;        2. см. Orestes, Орест.