Строительство в Харькове

Найдено 1 определение
Строительство в Харькове
Непрерывный рост Х-ва в течение практически всей его 350-летней истории, разнообразные строительные задачи (военное, промышленное, жилищное, культовое, культурно-массовое и др. С.), важная промышленная и транспортная роль города обусловили многообразие решений в этой обл.. Хаотичность застройки окраин города сочеталась с неоднократным составлением планов упорядоченного С. Это нашло отражение в сочетании узких улиц центра города с широкими проспектами и бульварами районов новостроек. Многие строительные решения Х-ва стали пионерскими (сооружение Госпрома, создание крупных жилищных массивов, новации в обл. метростроения и др.). Своеобразие рельефа и гидрографии местности (несколько небольших рек с заболоченными участками) также нашло отражение в застройке города. Наконец, город и обл. характеризуются высоким современным строительным потенциалом. Возникновение города связано со строительством оборонительного воинского форпоста на месте слияния рек Х-в и Лопань. Вокруг крепости уже в первые десятилетия создавались многочисленные поселения - слободы; в числе первых был Подол. Уже в начале ХVІІІ ст. Харьк. крепость была украшена каменным Покровским собором, занята военно-административными постройками (приказный дом, государев двор со светлицами, баней, конюшней, амбаром). Начинается формирование улиц, на которых селились мастеровые - Кузнечная, Коцарская, Чеботарская и др. Важная торговая роль города нашла отражение в создании первых дорогулиц: Московской, Сумской, Змиевской, Полтавской, а также торговых площадей - Вознесенской, Михайловской и др. На одном из первых планов Х-ва (1742) уже показаны слободы Клочковская и Ивановская, село Основа, намечается радиальная структура города. В конце ХVІІІ ст. город теряет свое военное значение и постепенно превращается в административно-хозяйственный центр на юге России. В это время Сенат издает специальный приказ, запрещающий хаотичную застройку Х-ва. Ведущие архитекторы Санкт-Петербурга и Москвы разработали в 1767 проект его застройки (А.В. Квасов). При участи П.А. Ярославского, назначенного на должность Харьк. губернского архитектора, в 1785 разрабатывается перспективный план города. В его структуре выделяется три основных района: внутренняя крепость (центр), Залопанская и Захарьк. слободы. Х-в имел в это время 1500 дворов с населением ок. 10 тыс. чел. Открытие в Х-ве университета, а затем и других вузов, превращение Слободско-Украинской губернии в Харьк. (1835), активизация промышленного строительства во второй половине ХІХ ст. резко изменили строительную деятельность. Положением 1837 в городе основывается комитет по упорядочению города Х-ва (Строительный комитет). Вводится должность городского архитектора (А.А. Тон). В 1838 составляется новый «План губернского города Х-ва с его окраинами», который впоследствии неоднократно дополнялся (1875, 1885, 1896 и др.). Этими планами предусматривалось расширение границ города, вынесение за его пределы заводов, кладбищ и скотобоен, выпрямление и расширение старых улиц, строительство новых мостов и упорядочение набережных. Запрещалось строительство деревянных домов на центральных и больших улицах. Застройку разрешалось осуществлять лишь по типовым («образцовым») проектам. Старые постройки комитет мог определять на слом. Рост численности населения и развитие транспортных артерий (строительство железнодорожных вокзалов в черте города, рельсовый транспорт и др.) усложняли и видоизменяли строительные решения. Резкие изменения в городском С. начинаются со второй четверти ХХ ст. Промышленное строительство преимущественно в восточной части Х-ва (Московский просп. и др.), создание первых рабочих поселков, ряда крупных новых парков, транспортных линий и др. мероприятия потребовали новые планы и решения. Уже в 1925 городской отдел коммунального хозяйства начал разработку схем перепланировки Х-ва. В 1930 создан Государственный институт проектирования городов (Гипроград), которому поручили разработку генерального плана реконструкции Х-ва, составление схемы его планировки. Начинается подготовка строительных кадров; открытие строительного института (ХИСИ, 1930), института коммунального строительства (ХИИКС, 1930), строительного техникума (1933). В числе наиболее выразительных строительных решений этого времени было создание Госпрома, «Гиганта» и «Дома проектов», крупнейшей в Европе площади, соцгородка «Новый Харьков». Послевоенные годы стали временем активного восстановления разрушенного промышленного, культурного и жилого фонда. Уже в 1946 завершены работы по созданию генерального плана реконструкции города и вскоре начинается жилищное С. в районах Павлова Поля и Селекционной Станции. Генеральным планом 1967 предусмотрено сооружение Салтовского и Алексеевского жилых массивов, начало строительства метрополитена. Продолжается создание парков (Журавлевский, «Зустріч», Молодежный, Октябрьский, Победы, Юность и др.), кинотеатров («Украина», «Россия», «Познань»), универмагов, гостиниц, других объектов культурно-бытового назначения. Генеральным планом 1984 предусмотрено не только завершение строительства в микрорайонах и жилых массивах, но и реконструкция центральных частей города. Строительная отрасль современного Х-ва и обл. представлены общестроительными, ремонтно-строительными организациями, домостроительными комбинатами, проектно-изыскательскими и проектноисследовательскими институтами (УкрНИИНТИЗ, Харьковпроект, Харьк. ПромстройНИИпроект и др.). Здесь действует более 400 строительных организаций всех форм собственности. На эту отрасль приходится 5–6 % общего объема производства обл.. Среди особенностей С. последнего десятилетия необходимо отметить снижение масштабов жилищного и промышленного строительства, сооружение многочисленных храмов, непрерывное дорожное С., восстановление и реконструкция построек в центральной части города, создание построек нового типа.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.