Стржелбицкий, Иван

Найдено 1 определение
Стржелбицкий, Иван

(работы подписывал: Ioannes Strzelbicki) — киевский и черниговский гравер на меди начала XVIII века. Сведений о его жизни не сохранилось никаких. Его работы, изобличающие в нем опытного мастера с твердой и искусной рукой, к тому же весьма изобретательного и разнообразного в аксессуарах и бордюрах, касаются духовных и мифологических тем и особенно выдаются в области исторического портретизма и изображений с натуры. Религиозные темы затронуты им в гравюрах "Знамение Богородицы" (по бокам — св. князья Борис в Глеб, внизу — св. Мартин и ангелы, в средине — церковь), "Св. Апостол Петр" (поясной, в левой руке держит портрет гетм. Дорошенко; чрезвычайно редкая ныне гравюра), "Образ живоносного источника, изливающегося от св. Троицы" в "Апостолы Петр и Павел несут модель Почаевской соборной церкви". Лучшей работой С. на мифологические сюжеты является гравюра "Пегас, Аполлон и музы", а из портретов, "Портрет Варлаама Ясинского"; наконец, с с натуры им изображены "Вид Почаевской лавры" и "Собор св. Архангелов Михаила и Гавриила" (самая выдающаяся из всех его работ). С. выгравировал на меди также изображения для двух книг небезызвестного в начале XVIII в. версификатора Максимовича, архиепископа новгородского и черниговского: 1) "Алфавит собранный, рифмами сложенный, от святых писаний, из древних речений, на пользу всем чтущим, в правой вере сущим, прежде от языка римского, а ныне слогом словенска прочиих напечатася во спасение собрася" (1705 г.); на заглавной гравюре изображены Петр Великий, Иоанн Алексеевич и Федор Алексеевич, в тексте же рукою С. вырезанная анаграмма: "Государю царевичу Алексею Петровичу многа лета", причем слова эти расположены так, что их можно прочесть сверху, снизу, вдоль и поперек; внизу пояснение: "От всякой буквиы Г много тысящ крати можно просто, воспять, вниз, к горе читати"; 2) "Царский путь креста Господня" (Чернигов, 1709); для этой книги С. сделано 19 аллегорических гравюр, изображающих крест, "служащий христианину спутником во многих случаях в его жизни". Подпись С., датированная вообще чаще всего 1707 г., встречается также под гравюрами на многих изданиях черниговской типографии.


П. Пекарский, "Наука и литература при Петре Великом в России", т. II, СПб. , 1862, стр. 115, 203, 673—Д. А. Ровинский, "Подробный словарь русских граверов XVI — XIX вв.", СПб. , 1895 г., стр. 638. — Его же, "Подробный словарь русских гравированных портретов", СПб. , 1889 г., s. v. лиц, портреты которых упоминаются в тексте, — Его же, "Материалы для русской иконографии".


{Половцов}





Стржелбицкий, Иван


(Strzelbicki); киевский и черниговский гравер на меди, начала XVIII века. Его работы:


1. В шестиугольной звезде знамение Богородицы; по бокам св. князья Борис и Глеб. Внизу св. Мартин и ангелы. В средине церковь. Посвящено Михаилу Лаговскому. Внизу: "in collegio Czernihoviensï sculpsit Joannes Strzelbicki anno 1707"; 12 x 8.2. Р. Н. К. III; № 1676.


2. Пегас, Аполлон, музы и т. д. Посвящено Лаговскому: "Jo. Strzelbickii fec". 8.1 х 5.3 (Р. Н. К. III. № 1677).


3. Таблица в Алфавите Максимовича 1705 г. (Москва): "Государю Царевичу Алексию Петровичу много лета. — Joannes Strzelbickii sculp.".


4. Портрет Варлаама Ясинского, с виршами внизу: "Внешный вид... Року *** IS". В лист. Отпечатки с этой доски, хранящейся в Киево-Печерской лавре, помещены в моих Материалах для Русской Иконографии [B Русских граверах, изд. 1870 г., ошибочно приписана ему гравюра: Поклонение царей, которая гравирована Щирским.].


5. Собор архангелов Михаила и Гавриила: "J. Sterzebli. — delineavit Gragorius Pow.". 10.2 x 6.9 (Р. Н. К. III. 691).


6. Св. апостол Петр (поясной) с ключом в левой руке, правою поддерживает портрет Дорошенки: "Joannes Strzelbicki". — 5.5½ x 4.1*. Чрезвычайно редкий лист (Р. Н. К. III. 382).


7. Вид Почаевской лавры: "J.S. 1695". Посвящен Лаговскому. 15.8½ х 12.5 (P. H. К. III. 1675). Доска в Киево-Печерской типографии.


8. Образ Живоносного источника, изливающегося от Св. Троицы: "I.S. 1695". — 15.10 х 12.6 (См. Р. Н. К. III. 800). Доска в Киево-Печерской типографии.


9—27. В книге "Царский путь креста; Чернигов 1709", 19 листов, на которых изображен крест, употребляемый на разные житейские работы и нужды: крестом пашут, крестом размеряют землю, крестами куют железо и т. д. На всех подписи: "I. Sr. S.", или: "I. st.", "I. st. S."; №№ 4, 7, 15, 24, 31, 35, 40, 52, 64, 74, 78, 81, 86, 91, 104, 131, 140, 154, 171; — 5.3 x 3.8. Ha остальных листах монограмма: "N.Z.". Bce картинки копированы с латинского издания.


28. Апостолы Петр и Павел несут модель Почаевской Соборной церкви: "I.S.".


{Ровинский}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008