СТРЖЕМИНСКИЙ Владислав Максимилианович

Найдено 1 определение
СТРЖЕМИНСКИЙ Владислав Максимилианович
21.11.1893 (Минск) - 26.12.1952 (Лодзь, Польша). Живописец, график и теоретик искусства. Сын польского дворянина, офицера русской армии. Детство провел в Минске. Учился во 2-м кадетском корпусе в Москве (1904-11) и Николаевском инженерном училище в Петербурге (1911—14), получил специальность сапера. С июля 1914 служил в районе Белостока, с началом войны командовал взводом саперов. В мае 1916 получил тяжелое ранение, приведшее к повреждению глаза, ампутации правой ноги и левой руки. На лечение был переведен в госпиталь в Москву, где среди сестер милосердия впервые встретил Е. Н. Кобро. Осенью 1918 поступил в Свободные мастерские (СВОМАС) в бывшем Строгановском училище. Увлекся новейшими художественными течениями, подружился с В. Е. Татлиным и К. С. Малевичем. В начале 1919 ездил в Минск, участвовал в праздничном оформлении города к 1-й годовщине Красной Армии. В феврале 1919 был избран в Московскую комиссию по изобразительному искусству и художественной индустрии, вместе с А. Певзнером возглавил Всероссийское центральное выставочное бюро. Осенью 1919 переехал в Смоленск. Работал в подотделе искусств губернского отдела народного образования. Тесно общался с Малевичем, который в это время работал в Витебске. Летом 1920 вместе с приехавшей в Смоленск Е. Кобро возглавил изостудию губернского отдела народного образования, фактически ставшую филиалом группы УНОВИС. Участвовал в выставках группы в Витебске (декабрь 1919, март 1921) и Москве (1920). Работы экспонировались на 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922). В конце 1921 женился на Е. Кобро и эмигрировал с ней в Польшу. Около года провел в Вильно, затем служил учителем рисования в гимназиях небольших городов - Випейка-Повятова (1923-24), Щекоцины (1924-26), Бжезины (1926-27), Колюшки, близ Лодзи (1927-31). С 1931 постоянно жил в Лодзи, где получил должность директора Школы технического образования (до 1939). В 1923-39 как художник, критик и организатор занимал ведущее место в польском движении конструктивизма. В мае 1923 был в числе организаторов «Выставки нового искусства» в Вильно — первой акции конструктивистов в Польше. В 1924 стал учредителем конструктивистского общества и журнала «В1ок» в Варшаве, в 1925-26 сотрудничал с краковскими авангардистами, группировавшимися вокруг журнала «Zwrotnica», в 1926-29 входил в варшавское общество «Praesens» и во многом определял его идейную платформу. В марте 1927 по его инициативе в Варшаву приезжал Малевич, который провел выставку и прочел доклад о современных художественных течениях. В том же году принял участие в организации международной выставки «Machine Age» в Нью-Йорке. . Осенью 1929 из-за эстетических разногласий вышел из общества «Praesens» и организовал группу «а. г.» (revolutionary artists или real avant-garde), в которую вошли Е. Кобро, художник Г. Стаевский, поэты Ю. Пшибось и Я. Бржековский. Группа устроила несколько выставок, издавала одноименный бюллетень и библиотеку приложений, сформировала Международную коллекцию современного искусства (в 1931 она была размещена в отдельном зале Музея истории и искусства в Лодзи и составила основу открытого после войны Музея искусства). С 1932 состоял членом международного авангардистского объединения «Abstraction-Creation». В 1924 впервые сформулировал принципы «унизма» - конструктивистской концепции, утверждавшей единство цвета, линии и ритма в живописи. Эту концепцию воплощал в однородных по цвету и фактуре абстрактных картинах. В 1926-29 создал цикл живописных «Архитектурных композиций». В 1930-е писал натюрморты, городские пейзажи, кубистические композиции, создал серию морских пейзажей (1933-34), в работе над которыми опирался на научный анализ физиологических и психологических процессов зрительного восприятия. Исполнил цикл литографий «Лодзь без функционализма» (1936). Уделял большое внимание функциональной графике и типографскому искусству, разработал для своих учеников специальный курс функциональной печати. Написал книги «Унизм в живописи» ( 1928) и «Композиция пространства: Расчет пространственно-временного ритма» (1931). Участвовал в ежегодных салонах Польского союза художников в Варшаве, Польской ассоциации художников в Лодзи, Института пропаганды искусства. Провел персональные выставки в Лодзи (1927), Познани (1933) и Варшаве (1934; совм. со Г. Стаевским). В 1932 получил художественную премию города Лодзи. В 1936 родилась дочь Ника. Первые месяцы войны жил в Вилейке (Западная Белоруссия), в мае 1940 вновь вернулся в Лодзь. Рисовал для заработка открытки, портреты, декорировал сумки, которые изготавливала жена. Событиям войны посвящены циклы рисунков: «Западная Белоруссия» (1939-40), «Депортация» (1940), «Война домам» (1941), «Лица» (1942), «Дешевый, как грязь» (1944), «Руки, которые не с нами» (1945) и коллажи «Моим друзьям-евреям» (1945). В 1940 вместе с женой зарегистрировался как русский политический эмигрант, подписав так называемый «Русский лист». После войны обвинялся в предательстве и был вынужден объяснять свой поступок в суде. В 1945 стал инициатором создания в Лодзи Высшей школы искусств. С 1946 возглавлял в ней отделение пространственных искусств, читал лекции по истории искусства, композиции, вел студию функциональной графики и устраивал летние занятия на пленэре. В 1947 развелся с Е. Кобро. В 1948—49 выполнил несколько оформительских заказов, в частности, расписал Неопластический зал в новом Музее искусств в Лодзи. В этот же период создал серию так называемых «соларистичсских» картин, в которых исследовал феномен остаточного изображения, идентифицируя живописное поле картины с отражением на сетчатке глаза. Исследования, посвященные проблеме зрительного восприятия, посмертно опубликованы в книге «Теория зрения» (1958). В 1950 по распоряжению министра культуры был уволен из Высшей школы искусств и исключен из Польского союза художников. С этого времени был вынужден работать художником рекламы в кооперативе и оформлять витрины в магазине. Похоронен на Старом кладбище в Лодзи. В 1956/57 в Лодзи и Варшаве состоялась первая посмертная выставка, положившая начало реабилитации его творчества. В 1973 его произведения составили основу экспозиции «Конструктивизм в Польше. 1923-1936», обошедшей за десять лет многие города Европы и США. Персональные выставки состоялись в Дюссельдорфе (1980), Лодзи (1985, 1988), Данин (Оденсс-Хернинг, 1985/86), Варшаве (1989), Голландии (Апелдорн, 1989). Основное собрание работ находится в Музее искусств в Лодзи; в 1993 музей отмечал столетний юбилей художника.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999