СТУДИЯ АРБУЗОВА И ПЛУЧЕКА

Найдено 1 определение
СТУДИЯ АРБУЗОВА И ПЛУЧЕКА
Начиналась летом 1938 г. с компании молодых людей, приезжавших по вечерам на подмосковную дачу в Раздоры: спорили об искусстве, мечтали о театре. Инициаторами собраний были два друга — Алексей Арбузов и Валентин Плучек, 30-летние драматург и режиссер. Арбузов привел в кружок группу молодых актеров и учащихся школы при Театре Революции, с которыми познакомился и сошелся на репетициях «Тани», Плучек — несколько наиболее преданных и способных своих воспитанников из руководимого им Театра рабочей молодежи Электрозавода. Толчком к созданию студии послужило разочарование молодого драматурга от первых встреч с профессиональными театрами, ставившими его пьесы («Дальняя дорога», «Таня»). Первоначально никакой организационной идеи и художественной программы не существовало. После некоторых колебаний, с чего начать, приняли предложение Арбузова: попробовать импровизационным путем, коллективно создать пьесу. Определили тему в духе времени — строительство нового города, формирование нового человека. Прообразом должен был послужить Комсомольск-на-Амуре. В основу эксперимента «положили идею максимального приближения актера-исполнителя к авторству своей роли, к авторству всего спектакля в целом» (Арбузов). «Система образов» складывавшегося сценария содержала непременный набор типов, характерных для драматургии 1930-х гг. Здесь был и вредитель — кулацкий сын, и предатель — струсивший, не выдержавший испытаний любитель «красивой жизни», и карьерист, добивавшийся поставленной цели любыми средствами, и неудержимый мечтатель-чудак, и скромный паренек, проявлявший свою героическую сущность. Но этими типичными для советской прозы и драматургии тех лет персонажами и конфликтами сюжет рождавшегося сценического произведения не исчерпывался и, более того, не определялся. Истинный сюжет драмы и ее подлинное содержание составили перипетии взаимоотношений молодых людей, волею судьбы вырванных из привычной среды и столкнувшихся с нешуточными проблемами, рожденными не только внешними (суровая природа, неустроенный быт, диверсии), но и внутренними (несовпадение целей,мотивов, характеров, психологический надлом) причинами. И что уже совсем разрушало привычную схему советской героико-производственной пьесы: «Город на заре» захлестнул не весенний паводок (один из кульминационных моментов действия), а стихия любви — возвышенные переживания взаимности, страдания неразделенности, горечь утрат и восторг обретений — весь спектр специфических переживаний молодости. Не далекий Комсомольск-на-Амуре и подвиги его строителей, известные по газетным статьям и рассказам, по-настоящему вдохновляли студийцев, а строительство вполне реального объекта — студии, студийного братства, своего собственного театра. Их волновали препятствия, проблемы, поражения, мгновения подъема и удач, встречавшиеся на длительном пути от первых сборов в 1938-м до победной премьеры в 1941-м, накануне войны. Атмосфера коллективного творчества — сотворчества, сопереживания, взаимозаражающего вдохновения — вот что составляло сердцевину арбузовской студии, что в конечном счете выплеснулось в спектакле, составило его неповторимый аромат, не передаваемые никакими словами сверхсмыслы. Студия Арбузова и Плучека прожила краткий, но яркий миг успеха. Состоялось всего 43 представления. Жизнь студии, как и многих ее актеров, прервала война. (А. Ш.) Лит.: Зелинский С. Театр на заре // Советское искусство. 1941. 2 марта; Арбузов А. Путь драматурга // Советская литература и вопросы мастерства. М., 1957; Кузнецов И. Город на заре // Спектакли и годы. М., 1968; Арбузов А. О моих соавторах. Предисловие к «Городу на заре» // Арбузов А. Избранное: В 2 т. Т.1. М., 1981; Галич А. Генеральная репетиция. М., 1991; Шульпин А. Студийный театр // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. 1930–1950 гг. СПб., 2000.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010