СУББОТА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Суббота
у иудеев седьмой день недели, в который они должны были прекращать любые работы и пребывать в покое. Празднование субботы напоминало евреям о сотворении мира и освобождении от египетского плена.

Источник: Православная энциклопедия.

СУББОТА
шаббат — день покоя, религиозный праздник в иудаизме и некоторых христианских сектах (субботники, адвентисты седьмого дня). Согласно Библии, праздник С. установлен Богом. Сотворив мир в 6 дней, Бог почил в 7-й день, благословил и освятил его. На самом деле праздник С. связан с культом пуны, который был распространен среди народов Древнего Востока. Праздник С. являлся древневавилонским Шаббату — «день празднования полнолуния». Вавилоняне воздерживались от работы по 7, 14, 21 и 28 числам двух месяцев (элуль, маркесван), считая их несчастливыми днями. Вавилоняне заимствовали Шаббату у шумеров, у вавилонян его восприняли ханаане, у последних — древние евреи. В иудаизме 4 фазы луны стали считать днями отдыха и благодарения богу Яхве. В двух трактатах Талмуда (Шаббат и Эрубин) перечисляются 39 видов труда, которыми нельзя заниматься в С.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СУББОТА
Этим словом означается седьмой день недели, в который Иудеи под страхом даже смертной казни должны были оставлять всякий труд, посвящая все время этого дня богоустановленному покою (Исх 20:10, 31:13, 34:21, 35:2, Чис 15:32). Празднование субботы долженствовало напоминать Евреям сотворение мира и освобождение из Египта Праздничный день этот, как и все священные дни Евреев, начинался и оканчивался вечером, от вечера пятницы до вечера субботы. Строгость субботнего покоя простиралась даже до запрещения разводить огонь для приготовления пищи, которую поэтому надлежало за день приготовить к субботе. Но такая строгость, без сомнения, не возбраняла дел необходимости, дел любви. Богослужение в субботу отличалось против ежедневного сугубым жертвоприношением (Чис 28:9, 2Пар 31:3, Неем 10:33). В позднейшее время, уже после плена Вавилонского понятие о покое субботнего дня было извращено. Так, по мнению фарисеев, нарушителем субботнего покоя, был тот, кто в субботу проходя мимо засеянного поля сорвал бы несколько колосьев и ел; также и тот, кто оказал бы в этот день пособие больному, а вместе с тем и сам выздоровевший, если бы он, встав на ноги, уносил с собой больничное ложе (Мф 12:2,10, Мк 2:23, 3:2, Лк 6:1, 13:14, Ин 9:14). Но если представлялась опасность лишиться чего-нибудь из имущества, то те же самые фарисеи и в субботу допускали всякий житейский труд(Мф 12:11, Лк 14:5).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

суббота
покой)-день священного успокоения от всяких трудов, праздник из празд­ников евреев, данный им Богом (Исх 31.13-17). В этом же смысле-«священный покой», слово «суббота» употреблено в Лев 16.31 в отношении десятого дня седьмого месяца (вне зависимости от дня недели), а также в отношении каждого седьмого (субботнего) года, в течение которого земля должна покоиться (Лев 25.2,4,6). Бог особо благословил седьмой день, ибо Сам «в оный почил от всех дел Своих» (Быт 2.3; Исх 20.11). Но о субботе в Священном Писании упоминается впервые только после выхода израильтян из Египта (Исх 16.23,25-26,29-30) и соблюдение дня субботнего связывается с этим выходом (Вт 5.15). Следует заметить, что хотя израильтяне были тогда еще только на пути к Синаю, они уже имели «устав и закон» (Исх 15.25).
Суббота являлась знамением для израильского народа, отличающим его от всех других народов (Иез 20.12) и отмечалась как праздник. В этот день собиралось священное собрание (Исх 23.3) и приносилась особая жертва (Чис 28.9-10). За несоблюдение субботних лет, земле был дан покой во время пленения и рассеяния израильского народа (Лев 26.33-35; 2Пар 36.21). После вавилонского плена иудеи с особенным старанием взялись исполнять субботу и в своем рвении установили сотни мелочных правил о том, что можно и чего нельзя делать в субботу (Мф 12.2), оставив главное-делание добра (Лк 13.14). Но единым и истинным Господином субботы является Христос (Мф 12.8). (См. неделя, праздники, семь)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Суббота
евр. шабат. Суббота, т е покой (Быт. 2:2-3). «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и создал». Свидетельство о соблюдении субботы до издания закона находят в счислении недель (Быт. 29:27), а также в наставлении о сборе манны в двойной мере в день перед субботой (Исх. 16: 5, 22 и дал.). «Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмый день» (Исх. 16.29). Затем суббота вновь была закреплена в памяти народа на Синае: шесть дней должно было работать, а в седьмой день отдыхать, ибо в шесть дней Господь сотворил небо и землю и почил в седьмой (Исх, 20:8 и дал.). «Соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти...» Это знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки (Исх. 31:14,17). В Втор. 5:12-15 в связи с празднованием субботы указывается также на избавление от египетского рабства. «И помни, что ты был рабом в земле египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою; потому и повелел тебе Господь, Бог твой соблюдать день субботний». Суббота должна быть днем покоя во время посева и жатвы (Исх. 34:21; в субботу нельзя было зажигать в домах огонь (Исх. 35:3), нельзя было печь и варить (Исх. 16:23); запрещалось носить ношу (Иер. 17:21 и дал.; Иоан. 5:10); покупать или продавать (Неем. 10:31; 13:15 и дал.). В Чис. 15: 32 и дал. приводится случай, когда собиравший дрова в субботу был побит камнями. Этот день должен был отличаться, сверх обычных ежедневных жертв, приношением жертвы всесожжения, состоявшей из двух агнцев, вместе с хлебным приношением из пшеничной муки и елея, и возлиянием при нем (Чис. 28:9 и дал.). В субботу также должно было заменять старые хлебы предложения свежими (Лев. 24: 8); в этот день весь народ должен был собираться к святилищу (Лев. 23:2 и дал.). Подобно субботе, или дню святого покоя, должно было праздновать первый и последний дни Пасхи (Лев. 23: 39) и, подобно субботе суббот, или «великой субботе» праздновать великий день очищения (Лев. 16:31; 23: 32), О «великой субботе» в Иоан. 19: 31 см «Пасха». Господь обещает обильное благословение соблюдающему субботу (Ис. 58:13 и дал.). Нарушение субботы было грехом, против которого горячо восставали пророки (Иер. 17:21 и дал.; Иез. 20:12 и дал.; 22:26). В 2 Пар. 36:21 высказывается, что Бог в продолжение 70-тилетнего Вавилонского плена дал земле отдых за те субботы и субботние годы, которые народ ей не дал. (Срав.: предостережения в Лев. 26:34 и дал.). После плена Неемия особенно ревновал о соблюдении субботы (Неем. 13:15 и дал.). С течением времени фарисейское иудейство довело внешнее празднование субботы до такой крайности, что запрещало даже делать добро в субботу, так что евреи во время Христа были известны даже между язычниками своим соблюдением субботы. Против такого субботства восстал Христос, как Господин субботы (Мат. 12:1 и дал.; Лук. 13:14 и дал.; Иоан. 7:21 и дал.; Лук, 14:3 и дал.). Когда же евреи нападали на Него, как на нарушителя субботы, то Он отвечал им: «Отец Мой доныне делает и Я делаю» (Иоан. 5:17). Наконец, Своею смертью и воскресением Христос уничтожил обрядовую по букве субботу закона (Кол. 2:14-16). Некоторые из первохристиан продолжали различать дни по еврейским установлениям (Рим. 14:5). Но уже в апостольские времена христиане собирались «в первый день недели», или в воскресенье (Деян. 20: 7 и 1 Кор. 16:2) В Отк. 1:10 говорится, что Иоанн был в Духе в день Господень (греч. текст), т.е. в воскресенье. Этот день и назван так в воспоминание воскресения Христова из мертвых [19] О праздновании воскресного дня первохристианами имеется очень древнее свидетельство: Плиний Младший, наместник Вифинии в конце первого столетия, в своем донесении императору Траяну сообщает, что: «христиане имеют обыкновение в определенный день собираться до восхода солнца, чтобы воспевать песни Христу, как Богу, и обязывают себя торжественной клятвой не делать никакой неправды». Этот обычай был настолько известен, что обыкновенный вопрос, предлагавшийся подозреваемому в принадлежности к христианству, был таков: «соблюдаешь ли день Господень?» На это отвечали: «Я христианин и не могу не радеть об этом». Иустин Мученик рассказывает, что «в день Господень все христиане в городах или деревнях собираются вместе, ибо этот день является днем воскресения нашего Господа; тогда мы читаем Священное Писание, после чего пресвитер держит речь к собравшимся, убеждая их исполнять слышанное. Затем, мы все соединяемся в молитве и совершаем таинство, по окончании В Слове Божием мы не встречаем установления празднования воскресного дня, которого, желающие жертвуют по своему усмотрению; собранные средства передаются заведующему, который распределяет вспомоществование сиротам, вдовам и прочим нуждающимся христианам по степени их нужды».

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
458.30 кб

Мотив памяти в элегии А. Лиханова «Родительская суббота»: к вопросу о спектре школьных мотивов

Дегтярева Ольга Николаевна
В статье анализируется воспитательный педагогический потенциал произведенияА. Лиханова «Родительская суббота»; исследуется мотив памяти на содержательном истилистическом уровне текста.
Читать PDF
171.23 кб

2013. 03. 011. Субботин А. Л. Джон Стюарт милль об индукции. – М. : ИФ РАН, 2012. – 76 с

Боброва Л. А.
Читать PDF
98.09 кб

2004. 03. 024. И. С. Шмелёв и О. А. Бредиус-субботина: роман в письмах: в 2 Т. - М. : РОССПЭН, 2003.

Кузнецова Г. М.
Читать PDF
257.34 кб

Субботники и воскресники во Владимирской губернии в 1919-1921 гг. Как форма политической и антирелиг

Калюжна Ольга Васильевна
В статье рассматривается история возникновения субботников и воскресников в регионе на материалах местной прессы в контексте их антирелигиозной составляющей.
Читать PDF
168.48 кб

Современные субботники как социальный конструкт

Никитина Б. А.
Статья посвящена анализу сущности субботников как малоизученного массового социального явления, социальное значение, виды деятельности, социальный состав участников которых заметно различается в зависимости от целей их организатор
Читать PDF
288.94 кб

К истории обряда святого огня, совершаемого в великую субботу в Иерусалиме. Актовая речь, произнесен

Успенский Н. Д
Читать PDF
230.96 кб

Слово на литургии в субботу 1-ой седмицы Великого поста

Ливерий Воронов
Читать PDF
64.24 кб

«Не молилась она, только числилась»: религиозная жизнь субботников колхоза «Сталиндорф»

Жукова Людмила Геннадьевна
Статья посвящена изучению религиозной жизни современных русских иудействующих поселка Приморский Волгоградской области. Особое внимание уделяется выявлению факторов, конструирующих особую идентичность этой этнорелигиозной группы.
Читать PDF
70.16 кб

«Любимцы Бога»: к вопросу о самоидентификации русских иудействующих (субботников)

Жукова Людмила Геннадьевна
Автор рассматривает историю и современное положение русских иудействующих (субботников) религиозного движения, возникшего в России в XVIII столетии.
Читать PDF
86.31 кб

Секта субботников (иудействующих) на Кавказе в XIX веке

Мишустина Е.Л.
Статья посвящена проблемам распространения сектантства на Кавказе, взаимоотношениям церкви, государства с теми социальными группами, которые откололись от официального православия.
Читать PDF
240.94 кб

«Реактор грохнул» невесть где: «Рефлексия» историка на фильм «в субботу»

Карпенко Сергей Владимирович
В критических заметках подробно анализируется художественный фильм «В субботу» (2011) режиссера А. Миндадзе. Основное внимание уделяется кинообразам аварии реактора на атомной станции и Советского государства середины 1980-х гг.
Читать PDF
344.28 кб

Слово на литургии в Лазареву субботу

Ливерий Воронов
Читать PDF
167.76 кб

Слово на литургии в Великую субботу

Ливерий Воронов
Читать PDF
2.59 мб

Регент русской Православной Церкви протоиерей Михаил Фортунато: утреня Великой субботы в восприятии

Балуева Наталья Вениаминовна
Читать PDF
0.00 байт

Всегда ли "Понедельник начинается в субботу", или мифы и реалии сибирской "новой Атлантиды". Статья

Водичев Евгений Григорьевич
В цикле из двух статей дан сравнительный анализ повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», представленной как литературная утопия, и извлечённых из историографического массива мифологем о Новосибирском Академго

Похожие термины:

  • ЛАЗАРЕВА СУББОТА

    Воскрешение праведного Лазаря (ск. 898). В пятницу, после окончания Великого поста, верующие, "душеполезную совершившие Четыредесятницу", готовятся сопутствовать Господу нашему Иисусу Христу в посл
  • СУББОТА ПЕСНИ

    Суббота, в которую читают раздел "Бешалах" из книги Исход, содержащую "Песнь моря". Эту главу читают в Субботу, предшествующую Новому году деревьев — "Ту би-шват" — или совпадающую с ним. Принято в эт
  • СУББОТА ПОКАЯНИЯ

    Суббота, которая предшествует дню Йом Кипур*. Она называется также "Шаббат Шува", по первым словам "Гафтара"* из Гошеа: "Шува, Исраэлъ" ("Вернись, Израиль..."). Суббота эта приходится на период "Десяти дне
  • ВЕЛИКАЯ СУББОТА

    последняя суббота перед Пасхой в Страстную неделю. Посвящена воспоминанию пребывания Иисуса Христа "во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай же с разбойником и на престоле со Отцем и Духом
  • Субботенко, Валерий

    (р. 19. 07. 1941) Род. в г. Симферополь. Окончил Литинститут (1982). Был членом КПСС (с 1969). Работал контролером ОТК и мастером на заводе (1959—83). Печатается как поэт с 1961: газ. "Крымская правда". Автор кн. сти
  • Субботний год

    См. «Седьмой год», «Юбилейный год» и «Рабы».
  • Крытый субботний ход

    евр. мисах а-шабат; 4 Цар. 16:18). См. «Проповедовать».
  • Субботний путь

    См. «Мера».
  • СУББОТНИКИ

    тайная иудейская секта в России XVII-XX вв., преемница ереси жидовствующих. В 1990-х субботники вышли из подполья и в большинстве своем выехали в Израиль.
  • Субботин, Алексей Андреевич

    Председатель партии "Союз гражданского благополучия" с 1997 г., генеральный директор Фонда социально-экономического и гуманитарного развития с 2000 г.; родился 15 августа 1971 г. в г. Москве; окончил
  • Субботин, Алексей Иванович

    (р. 24. 02. 1973) Род. в г. Магнитогорск. Окончил проф.-техн. училище. Работает автослесарем. Печатается как поэт с 1995: газ. "Магнитогорский рабочий". Автор кн. стихов: Воплощение души. Магнитогорск, "
  • Субботин, Александр Иванович

    Заместитель начальника Федерального горного и промышленного надзора России с 1996 г.; родился 15 декабря 1941 г. в с. Наука Таловского района Воронежской области; окончил Ленинградский горный институт
  • Субботин, Александр Леонидович

    (р. 24.01.1927) — спец. в обл. логики, методол. науки и истории западноевроп. филос.; д-р филос. наук. Род. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1950), асп. того же ф-та (1953). В 1954—1962 — науч. консультант ж. "ВФ". С 1962
  • СУББОТИН Александр Михайлович

    (1924-2010) Журналист, профсоюзный деятель. Член ВКП(б) с 1944. Окончил МОПИ (1957). С 1946 на комсомольской работе. С 1951 ред. газ. „Московский комсомолец“, с 1958 ред. газ. „Московская правда“, с 1963 гл. ред. газ. „Т
  • субботство

    2Пар 36.21; Евр 4.9)-покой (исполненный в первом случае и ожидаемый-во втором).
  • РОДИТЕЛЬСKИЕ СУББОТЫ

    дни особого всецерковного поминовения усопших. К таким дням относятся: Вселенская мясопустная родительская суббота – суббота перед началом масленицы; субботы 2, 3 и 4-й седмиц (недель) Великого пос
  • Субботин, Владимир Алексеевич

    Проректор Тульского государственного педагогического университета с 1996 г.; родился 30 марта 1949 г. в г. Туле; окончил Тульский государственный педагогический институт в 1971 г., кандидат химических на
  • Субботин, Владислав Анатольевич

    (1941 г. р.), имеет высшее техническое образование. Доктор наук (1991). Профессор (1994). Опубликовал более 50 научных работ по вопросам судостроительства. Заслуженный мастер спорта (судомоделизм, 1985). Десяти
  • Субботин, Юрий Анатольевич

    Заместитель генерального директора Информационного телеграфного агентства России (ИТАР-ТАСС); родился 17 мая 1937 г.; окончил МАИ, Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР и Высшие эко
  • Субботин, Андрей Измайлович

    16.02 1945, Киров - 14.10.1997, Екат.)    ученый в обл. матем. и мех., акад. РАН (1997), чл.корр. РАН (1991), д-р физико-мат. наук (1973), проф. (1993). Родился в семье служащих. Окончил УрГУ (1967). С 1967 работал в Ин-те матем. и мех. У